Компоненты

Компоненты NTN-SNR: из чего собирают Mercedes-Benz, Audi и Porsche
В большенистве случаев автовладельцы делят запчасти на два типа: оригинал и неоригинал, выбирая очень часто те, которые оказываются не столько лучше, сколько дешевле. А вот в чем преимущество оригинальных компонентов для многих так остается загадкой. Журнал "Движок" воочую увидел, как разрабатывают и производят запчасти, поставляемые на конвейер крупнейших автопроизводителей мира.
В среднем современный автомобиль состоит из 10 тыс. разных деталей. Часть из них фактически вечные — литая чугунина, которая, например, служит корпусом различных составных элементов. Часть деталей, наоборот, является «расходниками» и подлежит регулярной замене — фильтры, свечи, тормозные колодки, эксплуатационные жидкости. Основная же масса групп элементов начинает доставлять автовладельцам хлопоты только через несколько лет эксплуатации. Это тормозная система, система охлаждения, система кондиционирования, коробка передач, ну и конечно, двигатель, которые подвержены износу, а значит, рано или поздно требуют ремонта и, с большой вероятностью, замены.
Так вот многие забывают, что каждая из вышеописанных составных систем сама состоит из еще более мелких узлов, которые подвергаются основным нагрузкам и порой являются первопричиной проблем эксплуатации той или иной неисправности. Одна из таких групп запчастей — подшипники. Именно без подшипников невозможна ни работа двигателя, ни переключение передач, да и колеса, собственно, без них не сдвинутся с места. Все, что внутри автомобиля вращается, двигается и крутится, работает на подшипниках. И именно от их качества зависит то, насколько долго останется в рабочем состоянии каждая из систем автомобиля.
Одним из главных «конвейерных» поставщиков подшипников является совместное франкояпонское предприятие NTN-SNR, обеспечивающее 45 % автомобильного рынка мира и чуть ли полностью обслуживающее всех автопроизводителей Европы. Если разобрать вашу машину, будь то Porsche, Mercedes-Benz или Renault, Peugeot и Citroen, то почти в половине случаев окажется, что подшипники коробки передач и приводов ГРМ произведены компанией NTN-SNR. А ступичными подшипниками укомплектовано 98 % европейских автомобилей.
,
Ассортимент подшипников компании впечатляет: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, промышленные механизмы и даже отдельные космические приборы – везде используются детали NTN-SNR. А гигантский подшипник для скоростного поезда TGV помог ему поставить рекорд скорости – 574 км/ч.
В первую очередь стоит отметить, что производством подшипников в их современном виде компания занимается уже 70 лет и за это время смогла достичь столь впечатляющих показателей. Центральный производственный комплекс компании состоит из четырех основных частей: непосредственно производства, лаборатории, склада и администрации. Благодаря тому, что абсолютно все этапы производства — от проектирования до серийного выпуска — компактно и автономно расположены на одной территории, компании удается добиваться невероятной оперативности взаимодействия между своими подразделениями.
Французский курортный город Анси, в котором базируется предприятие, расположен в предгорье Альп с одной стороны и красивым одноименным озером с другой. Так что уровень комфорта, картинка из окна и климатические условия у рабочих на зависть многим.
Святая святых франкояпонской компании — лаборатория, которая одновременно является испытательным центром. Именно здесь лучшие умы придумывают, разрабатывают и испытывают все новейшие технологии, которые позволят сделать лучший в мире подшипник. Каждое помещение — это отдельный испытательный стенд, где подшипники проверяются на долговечность, выносливость и надежность. Все тестовые установки подшипников являются собственной разработкой NTN-SNR.
Проверяются абсолютно все параметры, причем изначально в критических условиях. Если идет тест на выносливость подшипника легкового автомобиля, то на него подается нагрузка до 8 тонн, которую в реальной жизни он никогда не испытает. Если тестируют подшипник для шасси самолета, то каждые три минуты испытательный робот имитирует взлет, заход на посадку и всевозможные перегрузки. Если это скоростной поезд, то стандартный режим теста — скорость 500 км/ч, каждые три минуты имитация экстренного торможения и резкого перестроения с прямой траектории.
Некоторые тестовые установки безостановочно испытывают подшипник... годами! Как результат, в лабораторных условиях специалистам компании удалось достигнуть для подшипника ресурса в 1 000 000 км, правда, в реальной жизни регламент его замены значительно меньше и зависит уже от автопроизводителя.
Одной из главных составляющих подшипника является уплотнитель, который, кстати, далеко не всегда представляет собой резиновую вставку. На самом деле ее работоспособность также результат высоких технологий и безостановочных тестов. В NTN-SNR специально завозят песок из Аризоны, грязь из Японии и грязевую смесь, составленную специалистами Renault в Европе. Размешав это в разных пропорциях с водой, в этот грязевой «компот» опускают движущийся подшипник, который работает там до потери своих свойств.
Благодаря таким условиям проверки от уплотнения удалось добиться 100%-ой защиты подшипника от внешних воздействий. При этом само уплотнение никак не соприкасается с подвижными частями, поэтому износа практически не происходит. Компания NTN-SNR для автомобильной отрасли производит подшипники только закрытого типа, и они не подразумевают вообще никакой разборки. «Это, кстати, типичная ошибка, когда вскрывают наше уплотнение и добавляют туда смазку. А то и вообще откачивают „родную“ и добавляют туда непонятный „солидол“. С момента вскрытия родного уплотнения ступичный подшипник уже можно считать нерабочим. Уплотнение в подшипниках NTN-SNR сделано таким образом, что, каким бы профессионалом вы ни были, установить в исходное положение его уже будет невозможно», — констатирует Леонид Нерезов.
Леонид Нерезов - директор департамента автомобильных запчастей NTN-SNR RUS свободно владеющий не только французским языком, но всей информацией по продукции компании, три дня без устали рассказывал журналистам и про подшипники, и про особенности жизни во Франции.
Производство подшипников — не менее высокотехнологичный процесс. Заводы NTN-SNR оснащены оборудованием по обработке металлов давлением, а также уникальными станками, многие из которых разработаны внутри самой компании. «Ручная» проверка также входит в обязательную программу. Прямо рядом с огромным производственным прессом один из сотрудников выборочно берет заготовки и сравнивает их с эталоном, проверяя деталь по всем необходимым геометрическим параметрам. Если хоть один из них не соответствует требованиям, останавливают весь пресс и начинают проверять прессформу.
После пяти ударов громадного пресса обычный железный цилиндр превращается в корпус будущего подшипника.
Одним из важнейших параметров надежности является, конечно, качество металла, из которого делаются подшипники NTN-SNR. На заводе отмечают, что найти соответствующую требованиям сталь — огромная проблема. У компании буквально пара проверенных поставщиков металла. На каждом этапе производства —обязательный контроль качества. «Именно многократный циклический контроль качества —залог нашей непревзойденной надежности. По статистике, на каждый миллион произведенных подшипников NTN-SNR обнаруживаются только четыре бракованных детали. Процент — меньше погрешности», — небезосновательно хвастается Леонид.
До полной готовности подшипники собирают уже роботы. Проверка соответсвия эталону и качества почти на каждом этапе выполнения даже самой незначительной операции. Между ними ещё шлифовка и полировка.
Уже на складе продукции, построенном, кстати, по последним стандартам c современными системами безопасного хранения, комплектации и упаковки, мы увидели даже специальную зону досмотра и контроля грузов для авиадоставки. Дада, компания NTN-SNR обладает полномочиями проводить собственный контроль авиабезопасности грузов. Ещё интереснее, что в зоне парковки и погрузки грузовиков есть специальная площадка сбора ливневых вод с растениями, «поедающими» машинное масло, обеспечивая тем самым экологичность производства. В Европе — крайне важная составляющая жизни не только людей, но и технологичных компаний.
Что же, познакомившись наяву с таким уровнем производства подшипников, понимаешь, почему автопроизводители мира выстроились в NTN-SNR в очередь. Когда проверка качества, работа испытательной лаборатории и непрерывный технологический контроль составляют чуть ли не две трети времени от всего процесса производства, становится совершенно ясно, почему из миллиона подшипников только четыре штуки чемуто там не соответствуют.
Есть ли куда стремиться дальше? В NTN-SNR сейчас в полную силу работают над производством «умных» подшипников. Это те, в которые встроен электронный блок. Помимо уже имеющихся датчиков, которые сообщают информацию системам ABS и ESP, в компании уже внедрена система самодиагностики. Когда каждый подшипник будет самостоятельно сообщать автовладельцу о необходимости своей замены. Для владельцев Porsche, MercedesBenz и Audi будущее уже наступило...