Компоненты

Как замена тормозных колодок обернулась заменой всей тормозной системы: разбираемся в СТО «ЕвроАвто»
Заскрипели стирающиеся тормозные колодки? Обычная автомобильная история, с которой знакомы все водители. Никакого особого волнения она не вызывает, так как до полного износа еще есть небольшой запас, а замена деталей — это просто и недорого. Однако случается и так, что банальная процедура обслуживания тормозной системы оборачивается целым рабочим днем, проведенным на сервисе, и ударом по кошельку автовладельца. На примере редакционного Renault Symbol рассказываем, что может скрываться за изношенными колодками.
Собственно, процедура простая: записываемся на сервис, подбираем заранее или покупаем прямо на СТО подходящие детали, благо стоят колодки в любом случае немного и рыскать по интернету в поисках более выгодного варианта особого смысла нет.
В данном конкретном случае мы решили остановиться на оригинальной продукции Renault, поскольку разница между ними и аналогами достойных внимания брендов составляла всего 100–200 рублей за передний комплект. Правда, сразу же произошла заминка. Дело в том, что, поехав менять заскрипевшие передние механизмы, мы решили, чтобы два раза не вставать, заменить заодно и задние колодки в барабанах. Но оригинальных запчастей не оказалось в наличии, да и стоили родные детали уже на 40% дороже. Так что в итоге выбор пал на продукцию Bosch — как на детали, которые всегда есть практически на любом сервисе.
Снятие передних колес и суппортов полностью открывает тормозные диски, состояние которых через диски колесные оценить довольно проблематично. И это первый неприятный сюрприз, который может ждать автовладельца. На солидном пробеге тормозные диски могут износиться до такого состояния, что ставить на них новые колодки не будет никакого смысла. Причем «износ» — понятие общее, под ним подразумевается не только истирание рабочей поверхности, но и появление борозд, а также масштабная внутренняя коррозия.
Собственно, на редакционном Renault левый диск оказался весь исполосован кривыми канавами, а изнутри детали здорово сожрала ржавчина. Вердикт механиков СТО «ЕвроАвто» был однозначный и для нас также очевидный: менять передние колодки нужно вместе с дисками. А это резкое увеличение стоимости ремонта.
Так как тормоза — важнейшая система безопасности автомобиля и его обитателей, то экономить можно на чем угодно, но только не на этом. А потому из не очень богатого ассортимента тормозных дисков для нашей машины, оказавшихся в наличии, мы выбрали детали одного из известных производителей этого сегмента — компании Hella-Pagid.
С чем нам повезло, так это с приличным состоянием суппортов, которые также, находясь под воздействием внешних факторов, нередко требуют переборки. Основная их проблема — коррозия из-за дорожных солей и химикатов. В проржавевшем металлическом корпусе образуются микропустоты, из-за чего начинается люфт подвижных деталей. Со временем из-за этого разбивается как сам суппорт, так и тормозной диск. Так что при малейших подозрениях на неисправности в механизме деталь нужно срочно восстанавливать, ну а в запущенных случаях — менять, что еще больше увеличит стоимость ремонта.
Ну и одним из главных источников проблем с нашим Renault Symbol стала замена задних тормозных барабанных колодок. Тут грешить на возраст машины не стоит, поскольку тормозные барабаны до сих пор активно используются ведущими мировыми автопроизводителями на недорогих моделях. Главные их достоинства — простота и выносливость конструкции. Как оказалось, последний фактор в каком-то смысле является и недостатком.
Дело в том, что задние тормозные механизмы за более чем 100-тысячный пробег ни разу не вскрывались, а потому все, что там могло заржаветь и закиснуть, закисло и заржавело. В первую очередь сам барабан. Его пришлось выбивать обратным молотком, что в 90% случаев приводит к повреждению заднего ступичного подшипника. Причем это повреждение настолько гарантировано, что сотрудники СТО сразу включают деталь в стоимость работ, предупреждая об этом владельца. Поскольку рисковать ради экономии на запчастях мы не собирались, пришлось прибавлять к работам еще и замену задних ступичных подшипников (мы выбрали детали марки FAG).
Сняв наконец-то барабаны, мы приняли решение помимо изношенных колодок и вырванных ступичных подшипников до кучи менять и тормозные колесные цилиндры. Несмотря на рабочее состояние, в барабанах они единственные оставались бы незамененными. Оставлять в механизме «слабое звено» неоправданно, так что в итоге мы фактически полностью перебрали барабаны, снова отдав предпочтение немецкой фирме Bosch. И уже в профилактических целях проверили работоспособность стояночного тормоза и долили тормозную жидкость.
В итоге заезд на сервис для банальной замены передних тормозных колодок фактически обернулся полной переборкой тормозной системы, что явилось следствием почти полного игнорирования профилактического обслуживания тормозов автомобиля с пробегом свыше 100 тыс. км. Стоимость ремонта в четыре раза превысила запланированные расходы.
Последний факт интересен тем, что, поскольку обслуживание касается расходных материалов, подобных затрат избежать все равно не удастся в силу планового износа деталей. Однако подобные ремонтные работы можно распределить во времени, не дожидаясь последнего момента и не ремонтируя одновременно все целиком, как получилось в нашем случае. С другой стороны, мы теперь полностью уверены в тормозной системе своего автомобиля и в следующий раз обращаться к профилактике придется нескоро.
Благодарим сеть СТО «ЕвроАвто» за помощь в подготовке материала.