Компоненты

Из чего делают электромобили Tesla? Изучаем список поставщиков компонентов для Tesla Model Y
Глава Tesla Inc Илон Маск в своих публичных выступлениях часто противопоставляет возглавляемую им компанию так называемому традиционному автопрому. Дескать, мы идем своим путем: и в производстве, и в продажах, и в рекламе машин. Журнал «Движок» решил выяснить, так ли это на самом деле, и изучил список поставщиков компонентов для электрокроссовера Tesla Model Y, опубликованный не так давно аналитическим агентством IHS Markit.
Tesla и ее поставщики
Начнем с тех поставщиков, которые не нуждаются в представлении нашим читателям. Подушки безопасности и компоненты шасси для Model Y «Тесле» поставляет немецкий концерн ZF Friedrichshafen AG.
По состоянию на середину 2022 г. он занимает третье место в мировом рейтинге поставщиков оригинального оборудования по объемам продаж в денежном выражении в 2021 году.
Компрессоры кондиционера на Model Y – марки Denso. Их Tesla закупает у компании Denso Thermal Systems, входящей в корпорацию Denso Corp. и специализирующейся на выпуске компонентов термосистемы. Denso, напомним, – второй в мире поставщик компонентов на конвейеры автопроизводителей.
Модуль охлаждения двигателя для кроссовера Model Y компании Tesla поставляет Mahle – именитый производитель деталей двигателя, компонентов термосистемы, сервисного оборудования и т. д. Контракт на поставку аккумуляторных батарей в конце 2020 года выиграла корейская компания LG Chem* (другими претендентами были CATL и Panasonic); она же, к слову, является поставщиком батарей для Tesla Model 3. Корпорация Tenneco выбрана «Теслой» в качестве поставщика решений для защиты системы.
Итальянская компания Marelli поставляет для Model Y фары головного света, мотор корректора фар – Minebea Mitsumi, крупный японский разработчик и поставщик компонентов машин и электронных устройств. От него же на Model Y – разъем HSD, а также актуаторы лючка зарядного порта и заслонки радиаторной решетки.
Французская Faurecia выбрана поставщиком приборной панели, а также элементов внутренней обшивки дверей. Крепежные детали для «приборки» и ряда других элементов внутренней отделки, включая различные клипсы и гайки, поставляет компания EFC International, специализирующаяся на деталях подобного рода не только для автопрома, но также для медицинского, сельскохозяйственного, морского, энергетического и другого специализированного оборудования.
Легкосплавные колесные диски для Model Y поставляет Ronal, крепежные элементы для них – MacLean-Fogg. Тормозные магистрали на «Модели Y» – марки Cooper Standard, производитель которых Cooper Standard Automotive Inc. специализируется на разного рода уплотнителях, топливных и тормозных магистралях, различных резинотехнических изделиях.
Компоненты системы рулевого управления «Тесле» поставляет компания Rollax, модуль рулевой колонки – Kostal. Поставщик пружин для электрокроссовера — компания Mubea. Поставкой разного рода клавиш и переключателей для Model Y занимается компания Preh. Демпферы дверных ручек поставляет Cultraro, тросики дверных замков – WR Controls, защелки замков – Kiekert, дверные петли – Edscha.
Передние и задние поперечные усилители днища для электрокроссовера Tesla поставляет компания Shape Corp.; она же выбрана в качестве поставщика распорок амортизационных стоек. Алюминиевые силовые элементы конструкции кузова поставляет Hydro.
Кабель-каналы и крепежные элементы деталей тормозной системы для Model Y поставляет компания Hellermann Tyton, боковые зеркала – Motherson Group, декоративные накладки на задние динамики – Grammer. Компания Boyd Corp. выбрана поставщиком разного рода уплотнителей: для деталей привода, зарядного разъема, батарейного отсека; в системе климат-контроля применяются уплотнители от Plastomer Corp.
В конструкции сидений Model Y применяются компоненты от целого ряда международных компаний-поставщиков. В частности, штампованные детали для кресел поставляет Shiloh Inductries, 4-позиционную пневматическую регулировку поясничного подпора – Alfmeier Friedrich & Rath; датчики положения кресел на Model Y – марки Stoneridge. Системы защиты проводки поставляет Delfingen.
Самостоятельное производство против «проектирования по каталогам»
«Мы проектируем и производим в автомобилях гораздо больше деталей, чем другие производители, которые в основном используют традиционную базу поставок и выполняют, как я это называю, проектирование по каталогам», – заявлял примерно год назад гендиректор Tesla Илон Маск. Однако, судя по приведенному выше весьма обширному списку вполне традиционных поставщиков, инженеры самой «Теслы» тоже не прочь заняться «каталожным проектированием», когда дело касается компонентов шасси, рулевого управления, тормозов и других важных систем, от работы которых напрямую зависят ходовые качества и безопасность автомобилей.
Доля самостоятельно разрабатываемых и выпускаемых ключевых компонентов электродвигателей (роторов, статоров, обмотки и т. д.) у разных автопроизводителей. Источники: IHS Markit / S&P Global Mobility 2022; Reuters
Самостоятельно Tesla проектирует и производит ключевые компоненты электромоторов: роторы, статоры, обмотку и т. д. Но и в этой сфере подобный подход не уникален (см. инфографику): своими силами важнейшие узлы и детали для электродвигателей выпускают BYD и Lucid; у Hyundai доля самостоятельно разрабатываемых компонентов электромоторов – более 90%, у альянса Renault-Nissan-Mitsubishi она превышает 80%, у Stellantis составляет порядка 80%, у BMW и Volkswagen Group – свыше 70%.
Ну а что выгоднее для автопроизводителя и лучше для потребителя – вопрос отнюдь не однозначный. Есть ли смысл тому же концерну Volkswagen вкладываться в разработку и производство своих электромоторов, если в Германии есть компании, которые поставляют готовые решения в виде компактных и мощных «электроосей» (eAxle)? При том что компанию Tesla, несмотря на все ее успехи в деле завоевания мирового рынка электромобилей, инвесторы во всем мире называют не иначе как «сжигателем денег» (“Tesla doesn’t burn fuel, it burns cash”. Bloomberg).
Каков итог?
Так можно ли (и корректно ли?) противопоставлять электромобили марки Tesla продукции так называемого традиционного автопрома? На поверку выясняется, что нет. Возглавляемая Илоном Маском компания выпускает машины точно по тому же принципу, что и Mercedes, и Toyota, и Volkswagen, и другие автопроизводители: закупает необходимые компоненты у ведущих мировых компаний-поставщиков, многие из которых были основаны еще в первой трети XX века. Хотя, справедливости ради, отметим, что электромоторы Tesla делает самостоятельно.
Однако если бы не упомянутые выше поставщики, не глобализация в мировой экономике, не международные цепочки поставок – не было бы никакой «Теслы» и никакого «визионера» Илона Маска. Та же Tesla Model Y – такой же продукт глобального автопрома, как электромобили Volkswagen семейства ID или «Мерседесы» линейки EQ. И было бы странно, если бы это было не так. Что бы ни говорил г-н Маск в своих выступлениях и ни писал в «Твиттере».
Фото: Tesla Inc; инфографика: Reuters
*) После того, как материал уже был подготовлен к публикации, в прессе появились сообщения о том, что контракт на поставку аккумуляторных батарей на "Гигафабрику" компании Tesla в Германии выиграла китайская компания BYD. При этом у руководства "Гигафабрики" в Шанхае пока нет планов по закупке аккумуляторов BYD. Кроме того, поставщиками "Теслы" остаются LG Energy Solution, Panasonic и CATL.