Компоненты

Готовим к путешествию тормозную систему: рекомендации дает Brembo
В 2020 году сезон отпусков оказался под угрозой. Работа авиа- и железнодорожного сообщения ограничена, так что многие граждане в этот раз выбрали в качестве транспорта личный автомобиль. Само собой, перед дальним вояжем машину нужно обязательно проверить, особенно тормозную систему. И если за колодками и дисками водители следят, то, например, про состояние тормозной жидкости могут и забыть. Вместе с компанией Brembo разбираемся во всех нюансах замены этой важной составляющей тормозной системы.
Итак, для начала определимся, что вообще такое тормозная жидкость (ТЖ). Обычная вода для использования в гидравлической системе не годится: это источник коррозии. Изначально понятны две характеристики состава: температурная и гигроскопичная. Тормозная жидкость не должна впитывать влагу, не должна закипать и замерзать.
Вариантов было много, начиная от минерального и касторового масла напополам с бутиловым спиртом и заканчивая жидкостями на полигликолевой основе в сочетании с полиэфирами борной кислоты. Последние составы используются и по сей день.
Поскольку изобретателями жидкости стали американцы, то именно они в итоге и придумали стандарты качества этого состава. Если быть точнее, составил их Департамент транспорта США (US Departament of transport, или DOT).
Да-да, привычные всему миру маркировки «тормозухи» DOT 3, 4, 5 — не что иное, как название контролирующего ведомства США, стандарты которого обязаны выполнять все производители тормозных жидкостей мира, в том числе и Brembo.
Собственно, цифры в названии обозначают различные типы тормозного состава. Их характеристики со времен изобретения не изменились: производители «играют» с вязкостью, задают более высокие параметры закипания и более низкие замерзания, а также стараются максимально уберечь жидкость от впитывания влаги. Кроме того, свою лепту в эволюцию тормозной жидкости внесли системы ABS и ESP. В результате сегодня существует несколько видов и подвидов тормозной жидкости, которые, разумеется, не надо смешивать при замене или доливке.
Почему важна температура кипения ТЖ? Все просто: при интенсивном замедлении тепло передается от колодок тормозным цилиндрам и затем тормозной жидкости. Если темп торможения очень высокий, жидкость может закипеть, что приводит к образованию пузырьков воздуха. При большом их количестве может образоваться воздушная пробка, способная вызвать отказ (провал педали) тормозов.
Если брать в общем, то существуют жидкости типа DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 на полигликолевой основе и DOT 5 на силиконовой. Если говорить об их применяемости, то жидкость типа DOT 4 используется на большинстве транспортных средств. Для автомобилей с повышенной нагрузкой или эксплуатируемых в странах с холодным климатом Brembo разработала улучшенный состав DOT 4 Low Viscosity («низкая вязкость»).
Тем, кто планирует отправиться в путешествие в горные районы, о надежности тормозной системы нужно заботиться вдвойне внимательнее.
Отдельно нужно сказать о жидкостях пятого типа. Их существует два вида: DOT 5 и DOT 5.1. Несмотря на то что оба изначально предназначены для очень серьезных нагрузок на тормозную систему (например, для спортивных машин), их составы существенно различаются.
DOT 5 сделан на силиконовой основе с температурой кипения не менее 250 °C и практически не восприимчив к влаге, зато, увы, восприимчив к воздуху — другими словами, у него высокая степень аэрации. Это крайне негативно отразилось на эксплуатации автомобилей с системой ABS, то есть на всех на сегодняшний день, поэтому DOT 5 для применения на таких машинах был запрещен.
В результате производители вернулись к гликолевой основе с пакетом присадок — так получилась тормозная жидкость DOT 5.1, позволившая повысить температуру кипения до 275 °C.
Почему важна вязкость ТЖ? Инженеры компании Brembo отвечают, что речь скорее не о собственно вязкости, а о ее постоянстве вне зависимости от внешних условий. С тормозной жидкостью ничего не должно происходить в диапазоне рабочих температур от от –50 °C до +100 °C, что опять же особенно важно для автомобилей с системами ABS и ESP. Кроме того, тормозная жидкость не должна оказывать разрушающего действия на резиновые, пластиковые и металлические детали тормозной системы. Антикоррозионные свойства определяются индексом pH, который должен находиться строго в пределах от 7 до 11,5.
Когда и как нужно менять тормозную жидкость
Чаще всего тормозная жидкость требует замены из-за чрезмерного набора влаги. В результате частых перепадов температур в тормозной системе образуется конденсат, который со временем впитывается в жидкость, заметно ухудшая ее свойства — главным образом температурные.
«Изношенная» тормозная жидкость приводит к умягчению работы педали тормоза, позднему срабатыванию системы и в критических случаях — к ее отказу. Причем у проверки жидкости есть свои нюансы.
На сегодняшний день Brembo предлагает глобальный подход к обслуживанию тормозной системы. В ассортименте компании не только диски, колодки и суппорты, имеющие признанный мировой уровень качества, но и тормозная жидкость, а также смазка и ремкомплекты для суппортов. Комплексное применение компонентов Brembo гарантирует максимальную эффективность тормозной системы.
Измерение количества влаги в тормозной жидкости обычно проводят путем ее анализа на электропроводность. Специальный щуп опускают в расширительный бачок и измеряют электрическое сопротивление жидкости: чем оно меньше, тем больше влаги набрала тормозная жидкость.
Специалисты компании Brembo подчеркивают, что именно тут становятся очевидными некоторые особенности. Дело в том, что современные тормозные жидкости содержат присадки, которые изменяют электрическое сопротивление. Кроме того, количество влаги в бачке и магистралях может заметно различаться. Так что лучше всего проверять тормозную жидкость на температуру закипания, что делают с помощью специального прибора.
В целом, тормозную жидкость лучше полностью обновлять каждые два года или ориентироваться на регламент автопроизводителя, если там указаны иные сроки. Доливать жидкость тоже можно, но это, скорее, временная мера — вскоре её необходимо полностью заменить. Если тормозная жидкость «уходит» регулярно — это сигнал для скорейшей диагностики всей тормозной системы: возможно, в контуре утечка или сильно изношены детали узла.
ВАЖНО: доливать к «меньшему» типу «больший» возможно, а вот в обратном порядке использовать тормозные жидкости категорически нельзя. То есть переход от DOT 3 к DOT 4 или от DOT 4 к DOT 5.1 допускается, а вот обратно — нет.
Редакция журнала «Движок» выражает благодарность СТО «Стайер» за помощь в подготовке материала.