Компоненты

«Гена» работает, а тока нет: неочевидные проблемы с автомобильным генератором

«Гена» работает, а тока нет: неочевидные проблемы с автомобильным генератором

Морозная зима часто становится серьезным испытанием для автомобиля с существенным пробегом, точнее — для его электросистемы. И если нюансы эксплуатации и признаки выхода из строя аккумулятора рядовому автомобилисту в большинстве случаев известны, то насколько серьезна неисправность генератора, не всегда очевидно, как убедились корреспонденты «Движка», даже диагностам крупных сервисных станций. Рассказываем, как из-за нерадивых сервисменов вместо копеечного ремонта электроцепи можно попасть на замену генератора.

Зима и «светомузыка»

Первые серьезные морозы — и первые проблемы с запуском двигателя из-за севшего аккумулятора, ведь срок его эксплуатации редко превышает 4–5 лет. Хуже, когда точно известно, что батарея в порядке, а проблемы с холодным пуском есть. Это уже признаки недозаряда, а значит — повод проверить работоспособность генератора.

Однако бывает и совершенно другая ситуация. Прямо в движении на приборной панели начинают вместе или по очереди загораться контрольные лампы неисправностей, бортовой компьютер выдает ошибки по ABS, усилителю руля, светотехнике и, конечно, аккумулятору, самостоятельно отключается и включается магнитола, тухнет дисплей климат-контроля. А под конец этого шоу перегорают лампы ближнего света. Даже человеку, далекому от понимания устройства автомобиля, становится ясно, что проблема серьезная.

Но не все так очевидно: после остановки и перезапуска мотора все неисправности, кроме перегоревших ламп, магическим образом исчезают. Повторение такой «светомузыки» может случиться через минуту, через час, а может и вообще не случиться. Так или иначе — путь один: на сервис.

Считывание ошибок из памяти борткомпьютера однозначно указывало на главного виновника — генератор. Первичная проверка показала крайне опасную ситуацию — перезаряд: вместо положенного значения напряжения около 14 В генератор выдавал свыше 18 В. Это, собственно, и стало причиной перегорания ламп, а в перспективе грозит «выжиганием» блоков управления и даже возгоранием автомобиля. Само собой, передвигаться на машине с таким диагнозом категорически нельзя. Снятый источник электроэнергии немедленно был отправлен в специализированный центр на разбор и полную диагностику.

Важным моментом является тот факт, что генератор — это ремонтопригодный узел, большая часть деталей которого подлежит замене. Так что если на сервисе генератор приговаривают не глядя — значит, с мастерской надо расставаться.

«Гена» работает, а тока нет: неочевидные проблемы с автомобильным генератором

Генераторы StartVOLT: бывший в употреблении (слева) и восстановленный (справа)

Что в генераторе может выйти из строя?

Для начала вспомним, из чего, собственно, генератор состоит. Не считая корпуса, это статорная обмотка, ротор с обмоткой возбуждения, диодный мост с регулятором напряжения и щетками, конденсатор, подшипники качения и шкив с обгонной муфтой. В действие генератор приводится ремнем от ДВС. Выдаваемый при этом с обмотки статора переменный ток преобразуется в постоянный с помощью диодного выпрямителя (моста).

Также в генераторе есть реле (или регулятор) напряжения. На него с диодов приходит снятое со статора собственно силовое напряжение: если оно ниже нормы, то регулятор увеличивает напряжение на обмотке возбуждения. Таким образом, исправный генератор всегда выдает ровное значение напряжения: около 14 В. Далее ток подается по подпружиненным графитовым щеткам, которые контактируют со специальными контактными кольцами на роторе.

Как видим, не то чтобы все очень сложно, но ломаться в генераторе есть чему. Различают механические неисправности и электрические. Механические чаще всего легко определяются на слух и по ощущениям — гул, свист, щелчки, вибрации из-под капота — подсказывают, что проблема, вероятно, в подшипниках или шкиве генератора. Эти детали подвергаются большим нагрузкам и внешним воздействиям, а потому рано или поздно все равно выйдут из строя. К механическим также относят повреждения обмотки (а точнее — ее изоляции) и вызванные этим проблемы — например, замыкание. Но это редкость, поскольку пока изоляция обмотки придет в негодность, генератор, скорее всего, уже будет заменен на новый по другим причинам.

С электрическими проблемами чуть сложнее. Самая распространенная неисправность — износ графитовых щеток, реже — токосъемных колечек. Также в зоне риска находятся регулятор напряжения и диодный мост, в котором может пробить или оборвать один из диодов. Кроме того, многие забывают, что генератор подключен к проводке автомобиля, причем по нескольким каналам: силовым проводом, контактом с «массой», выходом на индикаторную лампу, через который подается небольшое напряжение и для намагничивания ротора. Также контрольная лампа может подключаться через контакт питания регулятора напряжения. А на дизельных авто дополнительно может присутствовать выход с одной из обмоток статора, по которому подключается тахометр.

СТО самостоятельно ремонтом генераторов, как правило, не занимаются, а снимают их и передают в специализированные центры. В этом есть и плюс, и минус. У спеццентров по ремонту есть большой опыт и склад комплектующих, но генератор там ремонтируют как отдельный узел — в отрыве от автомобиля, другие неисправности которого и могут быть причиной проблем с электросистемой.

«Гена» работает, а тока нет: неочевидные проблемы с автомобильным генератором

Снятый с машины родной генератор был, конечно, «уставшим», но вполне работоспособным

Когда причина проблем — не в генераторе

Диагностика видавшего виды генератора предсказуемо выявила износ подшипников и, главное, плохое состояние реле-регулятора, который, по мнению ремонтников, и стал причиной выявленного при диагностике перезаряда и «светомузыки» в салоне.

Если стоимость замены подшипников находится в разумных пределах, то с регулятором напряжения все сложнее. Мастерские чаще всего предлагают выбор: либо качественный, но дорогущий оригинал (или деталь бренда — поставщика оригинала), либо дешевый азиатский заменитель, на долговечность которого не дается никакой гарантии.

Проблема в том, что стоимость ремонта генератора с качественными деталями сопоставима с ценой неоригинального, но нового генератора не самого раскрученного бренда. И возникает дилемма: отремонтированный родной, но все равно уже изношенный агрегат, или же абсолютно новый, с годовой гарантией, но с не всегда известной долговечностью. При этом еще нужно помнить про недешевую операцию по снятию-установке «гены».

В итоге победу одержал новый генератор. Если уж он окажется проблемным, то разбираться относительно компенсации дальнейших расходов с крупным поставщиком запчастей будет проще, чем с механиком небольшой мастерской, который еще и сошлется на нерадивых коллег, занимавшихся установкой.

Однако на сервисе, где все это время стояла машина, случилось неожиданное. Несмотря на только что установленный абсолютно новый генератор, приборная панель автомобиля вновь заполыхала ошибками, а бортовые системы начали попеременно отключаться. При этом замер напряжения выдал… недозаряд: не больше 11 В.

Вердикт сервисменов был мгновенный и однозначный: купленный генератор некачественный — нужно было ремонтировать старый. Выяснять, почему два абсолютно разных генератора выдают один и тот же набор неисправностей и при этом показывают противоположные значения при диагностике, на СТО уже никто не стал.

Однако потраченные впустую немалые деньги (автомобиль-то в итоге не отремонтировали!), само собой, требовали продолжения разбирательства. В итоге машина уже на эвакуаторе отправилась туда, где автомобильными генераторами занимаются профильно. Эксперты спеццентра обнаружили проблему буквально за пять минут, даже ничего не снимая с машины, после чего стал понятен уровень компетентности мастера-диагноста независимой и авторитетной СТО, приговорившей два генератора подряд: старый и абсолютно новый.

Оказалось, что источником всех бед была подходящая к генератору старая проводка с полуразвалившимися разъемами, которые и коротило от вибраций и прочих внешних воздействий, в результате чего на машине то появлялись, то неожиданно исчезали сообщения о сбоях и ошибках в электросистеме. Никто из сервисменов даже не подумал (или не захотел) обратить на это внимание, а в профильном ремонтном центре без самого автомобиля это выявить и не могли.

«Гена» работает, а тока нет: неочевидные проблемы с автомобильным генератором

Генераторы StartVOLT для разных автомобилей 

Каков итог?

Поставленный на стенд старый родной генератор даже под нагрузкой выдал абсолютно стандартные параметры напряжения без намека на перезаряд. Да, он был «уставший», но рабочий. Новый же генератор после замены одного и чистки остальных разъемов, само собой, также показал полную работоспособность.

Решение изначальной проблемы с генератором стоило в итоге меньше 1000 рублей и заняло около получаса. Результат визита на именитую независимую СТО — ошибочная диагностика, ошибочные рекомендации, свыше 20 тыс. бесполезно потраченных рублей на покупку генератора и его переустановку, а также несколько дней простоя машины в сервисе.

Увы, многолетний опыт обращений журнала «Движок» на самые разные сервисные станции из года в год подтверждает, что квалификация кадров — одна из главных проблем независимых СТО в России, которая пока никак не решается.

Фото: журнал «Движок», компании-производители

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
9557

Новости по теме

Статьи по теме

Тесты по теме