Компоненты
Bosch: «Электромобилям тоже нужны хорошие тормоза»
Тормоза — один из важнейших узлов любого транспортного средства. И хотя базовый принцип их работы — превращение кинетической энергии в тепловую с помощью трения различных деталей — за прошедшие 150 лет не изменился, конструкция тормозных систем непрерывно улучшалась и к концу XX века достигла пика своего развития. Вместе с компанией Bosch выясняем, как эволюционировали автомобильные тормоза и что изменилось с приходом электромобилей.
Ранние тормозные системы были простейшими механизмами, которые прижимали кожаные накладки или деревянные бруски прямо к колесам машины или притягивали ремнем одну из осей. Затем, в 1900 году, появились более совершенные тормозные барабаны, причем в недорогих автомобилях и мотоциклах эта конструкция используется до сих пор. Однако в 1960х годах прошлого века на смену барабанным тормозам пришли еще более эффективные дисковые. К концу прошлого столетия эти тормозные системы обзавелись композитными дисками, датчиками износа и антиблокировочными системами и, пожалуй, достигли максимума технологичности.
Про АБС нужно сказать отдельно, ведь именно концерн Bosch представил первую серийную антиблокировочную систему тормозов. В 1978 году ею начал оснащаться представительский седан MercedesBenz SClass (W116). Через 10 лет АБС появилась и на двухколесной технике — на мотоцикле другого немецкого производителя BMW K100. В 1995 году Bosch представил логическое развитие системы АБС — первую серийную систему стабилизации ESP. Оснастили ею, конечно же, снова MercedesBenz SClass. Исследования Bosch показывают, что за последние 25 лет в одной только Европе системы стабилизации спасли около 15 тыс. жизней, а также предотвратили почти полмиллиона несчастных случаев с травмами.
Переоценить значение современных систем безопасности в совокупности с эффективными тормозами крайне сложно. И производители, и владельцы транспортных средств прекрасно понимают, что от этих компонентов зависят не только безопасность и здоровье, но и комфорт ежедневных поездок.
Что изменилось с появлением электромобилей?
Как отмечают в Bosch, электромобили предъявляют более высокие требования к тормозным системам, чем традиционные транспортные средства. Вопервых, их тормоза сложнее настроить, так как к обычному «фрикционному» торможению зачастую добавляется рекуперативное, пополняющее заряд батареи. Вовторых, электромобили в среднем весят на 25–30% больше, чем автомобили с ДВС того же класса, поэтому на равной скорости обладают пропорционально большей кинетической энергией. Проще говоря, тормоза машин на электротяге совершают больше работы. И конечно, неприятный скрип колодок в тихом электромобиле будет раздражать водителя и пассажиров, скорее всего, сильнее, чем в автомобиле с традиционным двигателем внутреннего сгорания.
Под капотом электромобиля привычных взгляду узлов и агрегатов нет, но, заглянув между спиц колесных дисков, можно обнаружить проверенные временем дисковые тормоза. Правда, диски эти — зачастую увеличенного размера и толщины. Концерн Bosch, постоянно изучая тенденции рынка и изменения в мировом автопарке, пополняет свое портфолио, предлагая решения в том числе и для дисковых тормозов электрического автотранспорта. На сегодняшний день ассортимент, например, дисковых колодок охватывает почти весь европейский парк электромобилей и постоянно пополняется новыми артикулами. Ассортимент Bosch является универсальным; предлагаемые концерном детали по своим эксплуатационным характеристикам подходят как для электрических, так и для обычных автомобилей, что существенно упрощает подбор артикулов и экономит место на складах дистрибьюторов.
Усложнение электронных систем безопасности привело к повышению требований к тормозной жидкости. На скорость и точность срабатывания АБС и системы стабилизации влияет даже незначительное изменение вязкости жидкости или образование в ней пузырьков пара. Компания Bosch как разработчик первых систем ABS/ESP и их ведущий мировой поставщик в ответ на ужесточение вышеуказанных требований разработала новые виды тормозных жидкостей ENV4 и ENV6. Их основной отличительной особенностью является сочетание пониженной вязкости с более высокой температурой кипения и высокой смазывающей способностью по сравнению с аналогами стандартов DOT. Кроме того, интервал замены ENV6 составляет три года — на год больше, чем у стандартных жидкостей. Так что применение современных тормозных жидкостей оправданно не только с точки зрения их характеристик, но и с точки зрения экономии.
Обслуживание тормозной системы
Проверять состояние тормозов удобнее всего во время сезонной замены шин. Когда колесо снято, легче всего оценить состояние тормозных колодок и дисков. Допустимой остаточной толщиной фрикционного слоя колодок считается величина не менее 3,5 мм. Владельцам автомобилей с датчиками износа колодок немного проще — они могут отслеживать состояние тормозов, не выходя из машины. Хотя встречаются и простые механические датчики — металлические пластины, которые по мере износа фрикционного слоя начинают тереться о тормозной диск и издавать характерный скрип. Круговые борозды на тормозном диске и появление металлической стружки на нем также говорят о том, что колодки износились. Да и сам диск с такими повреждениями работает недостаточно эффективно и нуждается в замене на новый — это всегда более надежный и безопасный вариант по сравнению с проточкой.
Главный же признак, на который стоит обращать внимание, — это поведение самой машины. Если тормозной путь становится больше, педаль тормоза увеличивает ход, при торможении ощущается заметная вибрация или автомобиль уводит в сторону — значит, пора на СТО.
Помимо тормозной жидкости, чаще всего приходится менять колодки: их жизненный цикл в дватри раза короче, чем у тормозных дисков. Кроме того, быстрее изнашиваются детали передней оси, ведь основная нагрузка приходится именно на передние колеса. Как тормозные колодки, так и тормозные диски, расположенные спереди, служат примерно в три раза меньше, чем эти же детали на задних колесах. Независимо от того, что подлежит замене — диски или колодки, — меняются эти детали непременно на всей оси, в паре.
В целом последовательность действий при обслуживании тормозов электромобилей не будет отличаться от классического обслуживания тормозов:
— автомобиль следует поднять домкратом, обязательно убедившись в устойчивости и безопасности;
— снять колесо;
— при помощи плоской отвертки вдавить поршень суппорта;
— снять прижимную пружину, с помощью которой в суппорте удерживается тормозная колодка;
— освободить суппорт от удерживающих его болтов и поднять над тормозным диском (при этом важно не повредить присоединенные к нему тормозные трубки);
— извлечь старые колодки и снять диск, если он изношен, затем установить новые детали, последовательно выполнив все описанные действия в обратном порядке;
— несколькими нажатиями прокачать педаль тормоза.
Если у вас недостаточно опыта в обслуживании автомобилей или нет необходимых инструментов, рекомендуем обратиться за помощью к профессионалам, например на СТО сети Бош Авто Сервис. Ну и конечно, в первый выезд после установки новых деталей их нужно обязательно обкатать: плавно тормозить и избегать повышенных нагрузок.

















