Компоненты

Большой ресурсный и лабораторный тест масел 5W-40 для «китайцев»: что происходит через 10 тыс. км пробега?
Полтора года назад мы провели ресурсный тест моторных масел мировых брендов, которые на тот момент хотя и официально ушли из России, но все еще в больших количествах присутствовали на складах дистрибьюторов и полках магазинов. После выхода той публикации мы получили множество откликов от читателей, просивших нас сделать нечто подобное, но уже с теми маслами, которые продаются в России официально. И мы решили провести тест масел еще раз, но уже гораздо более масштабный в смысле количества образцов, а заодно выяснить, что в реальности происходит с маслом спустя 10 тыс. км пробега машины в тяжелых условиях и стоит ли сокращать интервал его замены. Все подробности и результаты — в нашем новом материале!
Для начала напомним, что собой представлял наш прошлый тест (см. № 118 за июль 2023 года), на основе которого мы сделали новый проект. В тот раз мы взяли моторные масла четырех самых популярных (согласно статистике дистрибьюторов) брендов и залили их в одинаковые двигатели семейства Gamma (1,6 литра, 123 л. с.) на Hyundai Solaris и Kia Rio, работавших в таксопарке наших партнеров из группы компаний «Такси 369».
Абсолютно идентичные машины одного (2022-го) года выпуска с автоматической коробкой передач, защитой двигателя и пробегом на уровне 50 тыс. км каждый день неустанно трудились в службе такси. Масляные фильтры также были совершенно идентичными при каждой замене, а все процедуры проходили строго на СТО «Такси 369», чтобы избежать любых ошибок и подтасовок. На определенных пробегах мы брали пробы масла и отправляли их на химический анализ в лабораторию «МИЦ ГСМ» (пожалуй, самой известной и авторитетной в России организации, занимающейся анализом различной автохимии).
В тот раз выводы по результатам нашего теста были однозначными: даже в жестких условиях эксплуатации все масла сохранили те характеристики, которые необходимы для качественной защиты силового агрегата и продления срока его службы. Отчасти такой вывод был ожидаем, ведь у нас на тесте были масла мировых премиальных брендов, так что удивляться такому исходу не стоило.
На сей раз мы решили сделать тест более обширным, в том числе и по ценовому диапазону участников, и взяли девять различных масел. Какие-то из них более известны широкому потребителю, а какие-то совсем недавно вышли на наш рынок, и их названия еще не на слуху. Есть бренды отечественнее, есть зарубежные, а есть и собственные торговые марки крупных дистрибьюторов. В общем, полное разнообразие того, что официально продается на отечественном рынке, как и хотели наши читатели.
Многим наверняка покажется, что мы не взяли на тест какие-либо известные марки. Но здесь стоит учесть, что в России сейчас больше сотни различных производителей моторных масел, и протестировать продукцию каждого из них мы не в состоянии — ни финансово, ни физически.
В последние два года изменился не только рынок ГСМ в России, но и рынок новых автомобилей, так что найти, как в прежнем тесте, свежие «Солярисы» и «Рио» было уже тяжеловато. Поэтому решено было вновь обратиться к нашим друзьям из компании «369», но воспользоваться в качестве агрегатоносителей другими машинами. Благо таксопарк компании буквально перед тестом закупил множество абсолютно идентичных Chery Tiggo 4 с атмосферными бензиновыми моторами объемом 1,5 литра, развивающими 113 л. с. и работающими в паре с вариатором. Этот автомобиль к тому же является одним из самых продаваемых в России, так что наш тест будет интересен не одному десятку тысяч автомобилистов.
Условия, как и прежде, идентичные: масляные фильтры — одни и те же, все работы проводились в СТО «Такси 369», а анализом проб вновь занимался авторитетный «МИЦ ГСМ». Разве что, с учетом опыта предыдущего теста, было решено не тратить время на промежуточные пробы на половине межсервисного интервала. Заборы масла делались на трех этапах: «нулевая проба» (анализ нового масла «из упаковки»), проба смеси нового залитого масла с несмываемым остатком в двигателе и проба на 10 тыс. км пробега.
Все пробы опечатывались и, будучи предварительно закодированными, отправлялись в лабораторию «МИЦ ГСМ». Мы решили определять качество масел с помощью комплекса испытаний, который показался оптимальным не только нам, но и большинству экспертов, в том числе и среди самих производителей масел. Комплекс включает в себя анализ всех основных параметров: определение кинематической вязкости при 100 °C на вискозиметре, измерение щелочного числа, определение кислотного числа, определение пакета присадок, измерение степени окисления и многое другое.
Пора познакомиться с участниками нашего теста. Согласно руководству по эксплуатации Chery Tiggo 4, для данного двигателя необходимо моторное масло вязкости 5W‑40, заправочный объем — 4,7 литра. Этот момент стоит учесть при оценке стоимости масла, так как некоторые бренды разливают свои масла в 4-литровые канистры, а другие — в 5-литровые. Так что, помимо цены за канистру, мы будем в скобках указывать стоимость за 1 литр.
Протестированные образцы:
Areol Max Protect |
CNRG N-Force Supreme |
Carville Racing FS200 |
Gazpromneft Premium N |
LUKOIL Genesis Armortech |
Metaco Optima |
Sintec Platinum 7000 |
Totachi Niro |
ZIC X7 |
Результаты лабораторного анализа
Как видно из таблицы 1, все участники теста имеют вполне насыщенный и современный пакет присадок, позволяющий предположить, что с «заботой» о двигателе они точно справятся. Отсутствие каких-то химических элементов у одних брендов и присутствие их у других масел говорит только о разнице в подходе к сохранности мотора.
Протоколы химического анализа чистого масла:
Areol
CNRG
Carville Racing
Gazpromneft
LUKOIL
Metaco
Sintec
Totachi
ZIC
По результатам измерения кинематической вязкости масел на различных этапах ясно, что ни один из участников теста не показал результат, который можно было бы считать губительным для автомобиля. Масла CNRG, Gazpromneft, ZIC, LUKOIL и Areol потеряли меньше единицы кинематической вязкости. Остальные — чуть больше, но опять же в рамках допустимых нормативов.
Теперь стоит оценить данные по измерениям щелочного и кислотного числа. Дело в том, что на данном этапе оценка качества масла зависит от разницы между щелочным и кислотным числом. Соответственно, именно по этому параметру мы и разделили наших героев, опять же с поправкой на то, что все они остались в рамках допустимых значений. И на этом этапе у нас выявился очевидный аутсайдер. Масло Totachi изначально показало небольшую разницу (чуть больше, чем в шесть пунктов), а на 10 тыс. км пробега эта разница и вовсе оставляла чуть больше двух пунктов. У остальных участников такой большой разницы не было.
Наш вердикт
Первым делом стоит отметить, что ни одного из участников теста мы не можем назвать явным аутсайдером, провалившим наши испытания. Каждый из протестированных образцов является качественным продуктом и при межсервисном пробеге 10 тыс. км гарантированно сможет защитить двигатель.
Однако здесь важно выделить также стоимость масел. К примеру, продукты брендов ZIC и Carville Racing — самые дорогие в нашем тесте, хотя результаты они показали такие же, как и масла, продающиеся по цене более чем на 200 рублей за литр дешевле. Metaco — самый доступный по цене образец, но при этом он не уступает по качеству самым дорогим. Масла брендов CNRG, Gazpromneft, Sintec, LUKOIL и Areol оказались достойными, но стоят чуть дороже.
Масло Totachi забирает серебро и признается хоть и качественным продуктом, но выступившим все же хуже остальных, так как разница кислотного и щелочного числа у этого масла наихудшая из всех. Зато по цене этот продукт — один из самых бюджетных!
Не стоит забывать, что мы проводили тест в условиях таксопарка, машины которого в среднем пробегают около 300 км в день, соответственно, масло в них требуется менять очень часто. В связи с этим цена является важным фактором для подобного бизнеса, поэтому для примера давайте сравним наших участников с маслами 5W‑40 популярных брендов, которые поступают к нам параллельным импортом. Для наглядности цены на них мы взяли с того же самого ресурса, где оценивали и масла для нашего теста.
Так, 4-литровая канистра Shell Helix Ultra обойдется в 3740 рублей (935 руб./л), и это будет турецкий «Шелл», а не европейский или американский. Castrol Magnatec (4 литра) оценивается в 3660 рублей (915 руб./л), а Mobil Super 3000 X1 заставит раскошелиться на 3800 рублей (950 руб./л). Так что очевидно, что при прочих равных переплата за бренд (на данном этапе развития рынка автокомпонентов) не имеет никакого смысла, так как данные из лаборатории показывают, что и более доступные масла также хорошо справляются со своей работой.
Примерно такой же вывод можно сделать и в отношении очень популярного среди автомобилистов тезиса, что масло нужно менять чаще, чем предписывает производитель (у большинства из них установлен интервал 10 тыс. км). Кто-то даже рекомендует делать это на 5 тыс. км. Наш тест показал, что никакого практического смысла в этом нет: масло, остававшееся в двигателях машин, работавших в тяжелых условиях эксплуатации, надежно защищало их и на отметке 10 тыс. км.
Фото: журнал «Движок»