Комтранс

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

У большинства наших читателей словосочетание «паровой автомобиль» почти наверняка ассоциируется с пыхтящей и громыхающей повозкой, от которой шарахались лошади. Когда-то, действительно, так оно и было. Но в начале ХХ века в мире появились совсем другие паровые машины. Подробнее о них — в материале «Движка».

Внешне паровые автомобили нового (по тем временам) поколения походили на бензиновых и дизельных «собратьев». Но вместо ДВС у них стоял паросиловой агрегат: котел и паровой поршневой двигатель. Такие агрегаты в то время успешно конкурировали с ДВС. И нередко побеждали, поскольку судьей в соревнованиях выступала экономика.

Яркий пример — британский опыт. Да, именно британские инженеры создали серийные, пригодные к ежедневной эксплуатации паровые грузовики. Работали их детища на угле, что понятно. Своей нефти в метрополии не было, зато знаменитый высококачественный уголь добывался в огромных количествах. По железным дорогам Англии неслись паровозы, по Темзе сновали паровые катера, в портах грузились пароходы, повсеместно дымили угольные электростанции. В этот ряд вписались и паровые автомобили.

В некоторых отраслях экономики паровой автомобиль был особенно выгоден. Допустим, нужно доставить товарную партию угля из шахты в порт для отгрузки. Для этого прекрасно подходили паровые грузовики. Их можно заправлять малоценным топливом, непригодным для продажи на рынке, но вполне подходящим для неприхотливого автомобильного котла низкого давления. Кроме того, паровые грузовики развозили по всей стране строительные материалы, различное оборудование, мануфактуру, продукты для города — да мало ли грузов требовали доставки!

Паровые грузовики выпускали многие английские и шотландские фирмы: Sentinel, Foden, Atkinson, Garrett, Mann, Yorkshire и другие. Но мы остановимся на компании Sentinel — лидере в производстве паровых грузовиков. Полное ее название — Sentinel Waggon Works Ltd. Кабины ее автомобилей украшает фигурка шотландского воина. Это и есть Sentinel, по-английски — «страж», «часовой».

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

Автор за рулем парового Sentinel S4 на одном из паровых ралли в Англии в 2023

В 1906 году компания выпустила первые паровые грузовики серии Standart. Они подкупали аскетизмом: открытая кабина (спасибо, что была крыша!), силовая установка от парового катера, цепная передача на правое заднее колесо. Несмотря на скромные возможности двухцилиндровой паровой машины мощностью 26 л. с., автомобиль уверенно вез 5-тонный груз.

В июне 1923 года компания выпустила новый паровой грузовик серии Super Sentinel. Он весил меньше и стоил дешевле, чем Standart. Автомобиль получил дифференциал, объединенный с коленчатым валом паровой машины. Изменилась и трансмиссия: вместо одной цепи появились две — каждая вращала свое колесо.

В 1927 году фирма представила автомобиль серии DG. Эта аббревиатура означала Double Geared — «двойной редуктор» (двухступенчатая коробка передач). Паровой двигатель стал мощнее, а кабина — комфортнее. Вскоре появился шестиколесный DG6, а в августе 1929-го из ворот завода вышел восьмиколесный автомобиль DG8 с жестким (без сочленений) кузовом. Его грузоподъемность была 12–15 тонн, полная масса — 23 тонны. А в 1931 году на одной из выставок показали новый DG6 — уже не с цепным приводом, а с карданным валом.

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

Паровой грузовик Sentinel S6. Наши дни. ©Terry Pinnegar Photography

В 1933 году компания выпустила автомобиль новой серии S — двухосный S4: привод за задние колеса — карданный, пневматические шины, компрессоры для их накачки, валы отбора мощности, стеклоочистители, новое электрооборудование. Да и внешний вид у него был, как у бескапотных грузовиков с ДВС. А потом появился трехосный грузовик S6 и четырехосный S8 грузоподъемностью до 15 тонн.

Cерия S была технологической вершиной Sentinel. Она же стала и лебединой песней паровой автомобильной эпохи. Компания перешла на дизельные грузовики, но вдруг пришел заказ из Южной Америки. Об этом есть отдельная история.

Аргентина в конце 1940-х годов испытывала энергетический голод. Положение могла спасти переброска угля из новых шахт в различные регионы страны. Но как перевозить уголь, скажем, из Рио-Турбио в Рио-Гальегос? Это 520 км, железной дороги нет. Пробовали использовать бензиновые грузовики, но это оказалось настолько дорого, что уголь буквально становился золотым.

Тогда решили закупить паровые грузовики — выбор пал на Sentinel. В компании Sentinel Waggon Works Ltd. удивились: на дворе 1950 год, выпуск паровых грузовиков давно прекращен. Но все же тряхнули стариной: построили и продали аргентинцам 100 автомобилей серии S6.

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиковУход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

Шасси Sentinel S6 для Аргентины. На него устанавливали самосвальный кузов

Новые S6 отличались от прежних моделей. Паровые двигатели получили усовершенствованную механику, котлы стали более производительными, а электрооборудование — более развитым. Автомобили оснастили гидравлическими тормозами и механизмом подъема кузова. Заднюю часть кабины обшили деревом, а руль, в отличие от английского варианта, разместили слева.

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

В Аргентине паровые грузовики ласково называли «чуфи» (los chufi)

Задачу свою самосвалы S6 выполнили. Уголь возили колоннами по 10–15 грузовиков. Топливо брали прямо из кузова, а воду — из местных источников. Какова судьба этих машин? Практически все пошли в итоге на металлолом. По данным Railwaysofthefarsouth.co.uk, один грузовик, чудом сохранившийся в Рио-Турбио, был в 2016 году отреставрирован компанией Cromwell Engineering в Буэнос-Айресе.

Заказ сотни Sentinel для Аргентины стал последним в истории угольного парового транспорта. Но что важно: паровые угольные грузовики не умерли — они остаются с нами и сегодня. В Великобритании на ретрофестивалях можно встретить действующие Sentinel и другие паровики из частных и клубных коллекций — что видно по представленным здесь фотографиям.

Уход эпохи: последние рейсы паровых грузовиков

Судя по фото, жизнь паровых грузовиков в Аргентине была суровой. Ну, хоть красили иногда — и за то спасибо. ©Federico Kirbus

Текст и фото: Юрий Буцкий

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
366