Комтранс

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Смоленскому «Заводу КДМ» потребовалось 9 месяцев для решения вопроса диверсификации производства. Процесс прошел успешно: в прошлом году было собрано около 50 мусоровозов, в нынешнем здесь планируют собрать порядка 150 машин. Обозреватель «Движка» посетил смоленское предприятие и своими глазами понаблюдал за производством отечественных мусоровозов.

 

Цель — отход от сезонности

Смоленское предприятие «Завод Комплексные Дорожные Машины (Завод КДМ)» — что называется, со стажем: в 2022-м оно отметило 111-ю годовщину со дня основания. Первую в стране КДМ предприятие выпустило еще в 1963 году. С тех пор с конвейера завода постоянно сходит техника, позволяющая поддерживать в городах чистоту и порядок. Сегодня завод производит 40 модификаций комбинированных дорожных машин и 20 видов навесного оборудования.

До 2020 года основной продукцией завода была исключительно дорожная техника различного назначения. Причем 80% в объеме выпускаемой на тот момент продукции занимали комплексные дорожные машины (КДМ) для содержания магистральных дорог.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Вместе с тем у предприятия имелась давняя проблема — сильная зависимость от сезонной продукции. За 4–5 месяцев года выполнялось до 70% производственной программы. В осенне-зимний период завод был полностью загружен, в весенне-летний — не то чтобы простаивал, а занимался изготовлением того, что пригодится в очередной период «всплеска». Такое положение вещей вело к чрезмерной заморозке средств и, как следствие, неэффективности производства в целом.

Именно поэтому руководство завода озаботилось поиском решения по равномерной загрузке производства в течение года. Были проведены маркетинговые исследования, изучен рынок. В конце концов выбор пал на производство мусоровозов с задней загрузкой как наиболее перспективного продукта в этом сегменте. Ко всему прочему предприятие могло освоить этот продукт без привлечения серьезных инвестиций. Кроме того, данная разработка удачно вписывалась в реализацию национального проекта «Экология».

К проектированию нового мусоровоза завод приступил в июле 2019 года, а уже в марте 2020-го был собран первый рабочий прототип. Столь быстрой реализации проекта способствовало наличие собственной инженерной службы, в которой трудятся конструкторы совместно с технологами. Кстати, все имеющиеся на данный момент разработки созданы именно их трудом. К тому же весь документооборот строится на цифровой основе, как и процесс проектирования.

Попутно ставилась непростая задача: создать конкурентоспособный продукт, но не с отечественными партнерами, коих к тому времени уже было в достатке, а с лучшими зарубежными производителями. Еще на этапе проектирования был изучен опыт лучших практик, оценены их сильные и слабые стороны. В целях более грамотной оценки конструкций приобретались зарубежные аналоги с детальным изучением их устройства.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Однако собственно конструкцией мусоровоза дело не ограничивалось. Была полностью изучена технология сбора и обработки мусора: от А до Я. Попутно изучалась и приспособленность автомобильных шасси под мусоровозную надстройку: весьма немаловажный аспект, к которому мы вернемся чуть ниже. После проведения опытной эксплуатации в конструкцию мусоровоза были внесены изменения, и уже летом 2020-го машина пошла в серию.

В настоящее время завод закрывает всю линейку по мусоровозам с задней загрузкой. На предприятии выпускаются четыре модели мусоровозов с задней загрузкой: СМ8, СМ16, СМ18 и СМ22 с кузовами объемом от 8 до 23 куб. м. На долю СМ16, как самой востребованной модели на рынке, приходится до 60% всей производственной программы по мусоровозам.

Планами 2023 года предусмотрен выпуск около 150 мусоровозов различных модификаций. Это приблизительно 10% рынка в данном сегменте. Основные заказчики — региональные операторы. Более подробно мы остановимся на модели СМ16 — наиболее ходовой как в плане производственной программы завода, так и востребованности рынком. 

Мусоровоз СМ16: конструкция и главные особенности

Как уже отмечалось, 16-кубовые мусоровозы с задней загрузкой являются наиболее универсальными машинами на отечественном рынке. Именно они занимают наибольшую долю в общем объеме продаж.

Смоленская надстройка СМ16 может быть установлена как на отечественные, так и на зарубежные шасси. Это и наш КАМАЗ‑53605, и белорусский МАЗ‑5340, а также импортный JAC N200S. В планах — установка надстроек на шасси КАМАЗ «Компас» и китайский Shacman.

В данном случае был представлен мусоровоз для сбора и транспортировки мусора СМ16 на шасси JAC N200S. Как оказалось, это шасси наилучшим образом отвечает данному назначению как по массово-габаритным, так и эксплуатационным параметрам.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

В качестве небольшого отступления следует заметить, что, несмотря на то, что в производственной программе камазовские шасси превалируют, в последнее время предпочтения смещаются в пользу китайской техники. Собственно, JAC как мусоровоз — тому подтверждение. Весьма настораживающий факт. Впрочем, качество наших грузовиков как было камнем преткновения, так, по всей видимости, и остается.

Как уже было отмечено, в основе мусоровоза в версии «премиум» лежат зарубежные решения, а также импортные материалы и комплектующие, которые по качественным и эксплуатационным показателям существенно превосходят отечественные аналоги.

Так, боковая стенка, задняя стенка и нижняя часть ванны выполняются с применением стали Hardox 450, все остальное — отечественная 02Г2С. Выталкивающая плита спроектирована с максимально близким расположением к передней стенке бункера, что позволяет увеличить массу перевозимых отходов. Заявленный коэффициент прессования — 1:7 — подтвержден в процессе опытной эксплуатации рядом операторов.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Движение выталкивающей плиты осуществляется по двум направляющим на графитонаполненных капролоновых ползунах, обладающих низким коэффициентом трения и высокой износостойкостью. Конструкция узла, как отмечают разработчики, исключает заклинивание и перекос плиты при движении.

Гидравлика в версии «премиум» — импортная: распределители Dunfoss, гидроцилиндры из Италии. В гидросистеме используется насос с автоматически регулируемой производительностью от 0 до 100 л/мин. А вот система управления — отечественная, ее разработчик находится непосредственно в Смоленске. В распоряжении оператора имеется 5 пультов: основной — в кабине, два с левой стороны отвечают за выгрузку мусора и поднятие задней портальной части машины; они же, как и два пульта с правой стороны, позволяют оператору управлять всеми имеющимися функциями мусоровозной надстройки.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Базовая комплектация весьма обширна. Так, в систему управления входит телематический комплекс, позволяющий отслеживать такие параметры как степень загрузки, работа органов мусоровоза, местоположение на маршруте, идентификация оператора и ряд других параметров. Широкоугольная видеокамера заднего обзора с подсветкой с двух сторон обеспечивает как безопасность проведения работ, так и удобство работы в ночное время.

С двух сторон предусмотрены подножки для операторов, упрощающие работу с отходами, и сливные горловины для слива жидкой фракции и моющего состава при санитарной обработке. При выгрузке пухты объемом 8 м3 предусмотрены аутригеры, обеспечивающие безопасность погрузо-разгрузочных работ. Гидросистема (объем 180 л) оснащена подогревом масла в условиях холодного климата (прогрев осуществляется всего за пару минут).

Гарантийные обязательства завода — 2 года. Внешнее лакокрасочное покрытие — со сроком службы не менее 7 лет.

Для обслуживания надстройки имеется сервисный центр, а также мобильные бригады оперативного реагирования. Интервал обслуживания, как и у строительной техники, исчисляется в моточасах. Первое обслуживание проводится через 100 моточасов. Далее — по установленному графику в соответствии с режимом эксплуатации и климатическими условиями.

 

Цена вопроса

Расценки на новый мусоровоз соответствуют классу «премиум» применительно к российским производителям аналогичной техники. Цена надстройки вместе с шасси составляет 10,8 млн рублей.

В общем объеме продаж такая продукция занимает 80%. Одно из главных условий лизинговых компаний — оформление лизинга только готовой к эксплуатации колесной техники. Но это не означает, что клиент не может заказать надстройку на собственное шасси: как новое, так и бывшее в употреблении.

В планах компании — создание мусоровоза в варианте «стандарт» с использованием гидравлики отечественного производства, но с сохранением всего функционала, присущего всей гамме мусоровозов, производимых на заводе. Ожидаемое появление такого мусоровоза — мартовская выставка этого года.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Несколько слов о самом заводе

На площади 8 га располагаются три цеха и 7 вспомогательных участков. На данных мощностях завод способен выпускать до 1000 единиц техники в год.

В 2021 году был завершен очередной этап технического перевооружения. Внедрены комплексы лазерного раскроя листа, высокоточное листогибочное оборудование, роботизированные сварочные комплексы, современные камеры подготовки и покраски оборудования. Завод располагает большим современным станочным парком с ЧПУ. Все высокопроизводительное оборудование работает в три смены.

В настоящее время на предприятии трудится 300 человек. Средняя зарплата у заводчан выше средней по Смоленску.

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Смоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозыСмоленский «Завод КДМ»: как делают мусоровозы

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1805