Комтранс

Рынок коммерческого транспорта: пациент скорее жив
В июльском номере нашего журнала эксперты отрасли попытались спрогнозировать, сколько потеряет грузовой сегмент авторынка из-за пандемии и как с этим будут справляться его игроки. Пришла пора сопоставить «загаданные» цифры с первыми «постковидными» тенденциями. Если верить эпидемиологам, пик якобы пройден и о второй волне пока и думать никто не желает. Смотрим, с какими цифрами участники грузовой сферы приходят к началу осени.
Несмотря на то что пандемия достаточно ощутимо ударила по производителям коммерческой техники, в России все-таки успели подготовить ряд мер по поддержке отрасли. Это, во-первых, госзаказ. Закупки, в частности, предусматривают опережающие темпы поставки техники, производимой на отечественных предприятиях. В выигрыше оказались крупные игроки отечественного рынка — КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ — и предприятия-смежники. Это позволило им не переходить на сокращенные рабочие недели и сосредоточиться на выполнении госзаказов. Во-вторых, потребителям были предложены программы по субсидированию лизинговых сделок, если техника будет приобретаться у отечественных производителей. Это также сыграло неоценимую роль как для производителей коммерческого транспорта, так и для тех, кто его приобретает. Одни хоть ненамного смогли восполнить программы по производству, вторые (хоть и понеся убытки) все же имели возможность дальнейшего развития в столь непростое время.
Попутно стоит отметить, что продавцы коммерческой техники также не остались в стороне от этого процесса. Вместе с производителями коммерческого транспорта ими был разработан ряд программ по стимулированию спроса с достаточно интересными для клиентов предложениями по его приобретению. Помогло ли?
LCV
По данным аналитического агентства «Автостат», в июле 2020 года объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 9,9 тыс. единиц, что всего на 0,4% меньше, чем годом ранее. Данные цифры вполне можно рассматривать в качестве положительной динамики, которой способствовали госпрограммы и иные преференции.
Вместе с тем производство LCV за семь месяцев снизилось на 27%. Спад производства коснулся LCV как российских брендов (–32%), так и иностранных (–11%). Отметим, что сокращение иностранных брендов в меньшей степени было обусловлено наращиванием выпуска автомобилей «Фордом» (второе место в рейтинге продаж). Марка умело воспользовалась вышеназванными преференциями, поскольку относится к разряду отечественных производителей с широкой номенклатурой как стандартных комплектаций, так и специальных исполнений, разработанных в содружестве с нашими же кузовостроителями.
Кстати, как только в экономике и на рынке ситуация немного улучшилась благодаря снятию разного рода ограничений, стал актуальным отложенный спрос на транспортные средства. И вот тут сложилась парадоксальная ситуация. У производителей автотехники не оказалось достаточного ее количества из-за простоя по случаю пандемии. Особенно это коснулось рынка легковых автомобилей, поскольку данные машины интересуют не только «частников», но и участников корпоративных сделок.
В числе лидеров продаж оказались те регионы, где быстрее всего снимались ограничения, связанные с пандемией. Это Москва, Московская область и Республика Татарстан.
Однако не обошлось и без негативных моментов. Понеся значительные убытки во время простоя, производители LCV были вынуждены поднять цены. Летом средняя цена на LCV выросла на 3,7%.
Грузовики
Продажи грузовой техники в июле упали всего на 4%, составив 6,3 тыс. единиц. Здесь оказали влияние два фактора: имевшийся до пандемии задел и заработавшая господдержка.
Производство грузовых автомобилей за семь месяцев текущего года снизилось на 13% и составило 30,6 тыс. единиц. При этом сокращение российских брендов было незначительным (–3%), в то время как иностранных — до 41%. Вот где ключевую роль сыграло государственное стимулирование, позволившее практически пройти пандемию на минимуме потерь.
Лидерами продаж новых грузовиков стали, как и в случае с LCV, Москва, Московская область и Республика Татарстан.
По итогам семи месяцев 2020 года в России было заключено 88,27 тыс. договоров финансового лизинга на автомобили и прицепную технику. Это на 21% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.
Если проанализировать рынок подержанных грузовиков, то окажется, что в июле продажи сократились на 3,6%. Попутно изменилась и структура спроса по видам техники: наибольший рост доли наблюдался у седельных тягачей и фургонов (1,5 и 1,4% соответственно), также незначительно увеличилась доля грузовой техники для перевозки длинномеров.
Автобусы
Июль, по сравнению с другими сегментами рынка коммерческой техники, преподнес неприятный сюрприз в виде снижения продаж сразу на 31%. И это после июньского ажиотажа в 56%. При этом лидерами автобусного рынка в июле оставались отечественные бренды. Скорее всего, произошла некая выборка тех средств, которые имелись, после чего транспортники были вынуждены лечь на дно. Меж тем за семь месяцев текущего года было выпущено 6,5 тыс. автобусов, что на 9% меньше прошлогоднего показателя.
Что касается продаж, то на российском рынке за этот же период было продано 7 тыс. единиц новой автобусной техники, что на 4% меньше результата прошлого года. В июле передовиками по продажам новых автобусов стали Москва, Пермский край и Санкт-Петербург, что несколько выбивается из общей тенденции.
Количество оформляемых в лизинг автобусов за рассматриваемый период упало на 39%.
Рынок подержанных автобусов за семь месяцев сократился на 28%. При этом продажи автобусов во всех сегментах также упали. Автобусы малого класса заняли 50% рынка (за семь месяцев 2019 года — 49%), сократив продажи на 28%. Доля автобусов большого класса увеличилась с 26 до 27%. Продажи автобусов среднего класса сократились на 26%, доля рынка составила 20%. Реализация автобусов особо большого класса снизилась на 52%, что привело к сокращению доли этого сегмента рынка с 5 до 4%.
Спецтехника
За первое полугодие 2020 года в России было выпущено 16,1 тыс. единиц спецтехники, что на 5% меньше результата первого полугодия 2019 года. Вместе с тем в июне выпуск спецтехники вырос на 10%.
Так, по итогам шести месяцев 2020 года производство автомобилей скорой медицинской помощи выросло в шесть раз. Также увеличилось производство КМУ (+11%). В рассматриваемом периоде производство коммунальной техники снизилось на 24%. Выпуск автосамосвалов и автокранов сократился на 13 и 4% соответственно.
Что касается автомобилей скорой медицинской помощи, то здесь также не последнюю роль сыграли начальные меры по господдержке и субсидированию льготного лизинга. По лизингу спецтехники данные оказались более свежими. Так, за семь месяцев количество договоров лизинга на спецтехнику выросло на 3% по отношению к прошлогоднему показателю и составило 10,9 тыс. единиц.
В финансовый лизинг было передано 12,49 тыс. единиц спецтехники, что на 1% больше результата прошлого года.
Прицепной состав
В июле продажи новых прицепов сократились на 1,1% по отношению к июлю 2019 года и составили 2,79 тыс. единиц.
Производство прицепов и полуприцепов за семь месяцев составило 18,0 тыс. единиц, что на 0,5% меньше результата аналогичного периода 2019 года.
До введения карантинных мер наблюдался рост производства прицепов и полуприцепов. Продажи новых прицепов и полуприцепов за данный период составили 15,75 тыс. единиц, что на 6% меньше результата прошлого года.
Количество оформленного в лизинг прицепного состава уменьшилось на 9%. Это минимальное значение по сравнению с другими сегментами рынка коммерческого транспорта.
Рейтинг регионов в июле возглавила Московская область, где продажи прицепной техники сохранились на уровне июля 2019 года. В топ-3 региональных рынков также вошли Москва и Республика Татарстан.
Каков итог?
Если абстрагироваться от десятых долей минуса в продажах коммерческой техники по некоторым из сегментов в июле, то можно констатировать тенденцию некой положительной динамики. Кстати, господдержка и льготное финансирование были характерны не только для автомобильной отрасли. Правительством были предприняты соответствующие шаги по всему фронту, опоясывающим экономику страны.
Именно поэтому впечатляют данные по ВВП за второй квартал, где Российская Федерация занимает почетную пятую строчку. В итоге из-за пандемии мы просели лишь на 8,6%, чего нельзя сказать о таких странах как Германия, Франция и Великобритания. Ну и напоследок. Льготные госпрограммы по стимулированию спроса на автомобили, предлагаемые в России, будут продлены на 2021 год. Во всяком случае, так заявил замглавы Минпромторга РФ Александр Морозов.
В этом году правительство выделило более 45 млрд рублей на реализацию льготных программ покупки российских автомобилей. В их рамках планируется продать свыше 200 тыс. машин российского производства, из них 122 тыс. уже реализовано с начала года.