Комтранс

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Менее года потребовалось компании «Промышленные технологии (ПромТех)» из Нижнего Новгорода, чтобы представить на суд потребителей новые машины на базе Lada Largus Prima. На этот раз в качестве новинок показали бортовую платформу, евротент и хлебный фургон. Всех их объединяет одно: это автомобили, призванные работать на «последней миле» в системе доставки. Обозреватель «Движка» устроил новинкам досмотр с пристрастием, а также увидел своими глазами, как выпускаются эти машины.

 

Два бренда — одно производство

Завод спецавтомобилей «Промышленные технологии» является сегодня ведущим российским производителем легкого коммерческого транспорта (LCV), а также автомобилей специального назначения (скорая медицинская помощь, социальный транспорт, спецавтомобили, пассажирские микроавтобусы городского, междугородного и туристического назначения).

Основу модельного ряда представляют базовые автомобили таких отечественных брендов, как ВАЗ и ГАЗ. До известных событий доработке подвергались и машины зарубежного производства, выпускавшиеся на заводах в Калуге и Елабуге. Переоборудование автомобилей осуществляется на производственной базе в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.

Коммерческие автомобили, выпускаемые компанией, поступают на рынок под брендом «ПромТех». Специальные автомобили для государственных структур — как «Швабе-СпецАвто». Это, кстати, дочернее предприятие АО «Швабе» ГК «Ростех», оно использует производственную площадку завода спецавтомобилей «Промышленные технологии» в совместных целях. Предприятие изготавливает и дооснащает для закупок через тендеры автомобили скорой медицинской помощи классов А, В, С (реанимация), автомобили для людей с ограниченными физическими возможностями, школьные автобусы, автомобили аварийно-спасательной службы, патрульно-постовые машины и даже автомобили для кинологических служб.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

На производстве сегодня трудятся порядка 320 человек. Мощности таковы, что из ворот завода может выходить до 5000 переоборудованных автомобилей специального назначения в год. Это 500–600 машин в месяц при двухсменной работе. В реальности получается 250–300. Линия сборки транспортных средств сертифицирована по международному стандарту качества ИСО 9001.

Производство, отмечают представители предприятия, оснащено современным технологическим оборудованием, имеется собственное конструкторско-технологическое подразделение. Как рассказал Николай Сандугей, генеральный директор «Швабе-СпецАвто», сегодня предприятию (без учета базовых шасси и сырья) приходится закупать только стекло и светодиоды. Все остальное выпускается по принципу In-house — в рамках собственного производства.

Экскурсию по всем цехам завода провел для журналистов Николай Архипов, генеральный директор завода спецавтомобилей «Промышленные технологии». Как ни странно, началось ознакомление не с азов производства, а с его, так сказать, изюминок. Прежде всего это лицензионное производство подъемных устройств для лиц с ограниченными возможностями передвижения.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Николай Архипов, генеральный директор завода спецавтомобилей «Промышленные технологии»

Медицинские и пассажирские сиденья здесь также изготавливают сами. Помимо сварки каркасов из алюминия осуществляется отливка пенополиуретановой основы сидений с последующей обивкой. Медицинскую мебель и прочее оснащение спецмашин, в том числе по металлопластиковой технологии, производят на отдельном участке, после чего отправляют на линию окончательной сборки. Здесь же изготавливают каркасы фургонов и пластиковые панели.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

На сегодня все каркасы — из алюминиевого сплава. Для работы с анодированным алюминиевым прокатом применяется импульсная сварка в среде защитного газа. Кстати, технология изготовления фургонов доведена до такого совершенства, что стоимость фургона со стальным каркасом одинакова по цене с алюминиевым. В чем выигрыш? В грузоподъемности: разница составляет порядка 200 кг.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Дальше экскурсия прошла уже по привычному сценарию. Заготовительный участок со станком лазерной резки с размером стола 2000 х 4000 мм, причем не одним. Трубогиб с ЧПУ. Особая гордость «промтеховцев» — вакуумно-формовочный участок. Три станка закрывают все потребности предприятия: вакуумно-формовочный станок с размером стола 2100 х 4900 мм (США), станок с размером стола 2050 х 3100 мм (Германия) плюс еще один — для деталей небольшого размера. Оснастку для деталей из пластика здесь также изготавливают сами. Порукой тому пятикоординатный обрабатывающий центр с ЧПУ (Италия) с размером стола 2500 х 4500 мм. Уникальное оборудование для гражданской промышленности.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Благодаря высокому техническому вооружению «ПромТех» самостоятельно изготавливает до 90% всех деталей АСМП. При этом высокая локализация достигается за счет инвестиций в высокотехнологичное оборудование — более 250 млн рублей.

Линия окончательной сборки начинается нестандартно: с участка, где разбирают машины в стандартных комплектациях, поступающие, к примеру, с Авто­ВАЗа. В зависимости от того, какой автомобиль необходимо получить на выходе, осуществляется трансформация базового кузова. Далее устанавливаются навесные панели и либо высокая крыша, либо панельно-каркасный фургон.

Для оснащения медицинским или специальным оборудованием окрашенные и предварительно подготовленные автомобили отправляют на участок спецкомплектаций. На момент осмотра здесь можно было увидеть не только продукцию АвтоВАЗа, но и ставший уже едва ли не раритетом Ford Transit.

Проблемы АвтоВАЗа коснулись и «ПромТеха» — в части поставок «Ларгусов». Не потому ли в Нижнем планируют возобновить выпуск коммерческих моделей на базе Lada Granta и Niva Legend? Пока же в воздухе витает проект по выпуску АвтоВАЗом упрощенных версий Lada Granta Light и Largus Light. Как все будет выглядеть в реальности — никто пока не знает.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

«Прима» для коммерсантов

Для знакомства с новинками представители завода подготовили три варианта Lada Largus Prima: машина с бортовой платформой, с евротентом и хлебный фургон. В который раз приходится констатировать, что испытывать пустой коммерческий транспорт не имеет особого смысла: все равно невозможно понять, какими станут повадки автомобиля в реальной эксплуатации — с полной загрузкой. Впрочем, что есть — то есть…

 

Lada Largus Prima с бортовой платформой

Из отличительных особенностей этой модели можно отметить прежде всего обвес из композитных материалов по всей длине грузовой платформы. Немного обескураживает обтекатель, но тут есть одно но. Для придания конструкции жесткости разработчики были вынуждены поставить за кабиной массивную стойку, которая одновременно служит передним бортом платформы. Обтекатель призван облагородить внешний вид машины, но то, что он будет подъедать топливо, — это уж точно.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Борта и основание из алюминия значительно легче аналогичных стальных деталей. Это уже положительно влияет на расход топлива — плюс увеличивается грузоподъемность. К тому же алюминий не подвержен коррозии. Откидным сделан не только задний борт, но и боковые. Пол грузовой платформы может быть отделан с использованием бакелитовой фанеры либо оставлен алюминиевым (по желанию заказчика).

Несущая конструкция Largus усилена дополнительными лонжеронами. Усиливаются пороги и задняя часть. На получившуюся конструкцию устанавливается платформа с жесткой привязкой к кузову. Таким образом, образуется единый усиленный «скелет».

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

На задней оси установлены усиленные амортизаторы и пневмобаллоны. Последние обеспечивают регулируемый клиренс, а также настройку плавности хода в зависимости от загрузки. К тому же улучшается поперечная устойчивость. Управление давлением в баллонах обеспечивается в зависимости от комплектации. В «стандарте» за сиденьем водителя находится вывод с ниппелем. Подкачать можно либо на АЗС, либо ножным насосом. За дополнительную плату устанавливается компрессор с манометром. Пульт управления — на центральном тоннеле, компрессор — за сиденьем водителя. В обоих исполнениях предусмотрен и сброс давления.

Грузоподъемность машины с бортовой платформой — до 1000 кг, в зависимости от исходной комплектации Lada Largus. Внутренние размеры бортовой платформы — 2500 х 1730 х 400 мм. На внутреннем убранстве салона останавливаться нет необходимости, поскольку оно в точности повторяет «исходник», возможная разница зависит от того, какая комплектация была взята за основу.

 

Lada Largus Prima евротент

В принципе, здесь все то же самое, что и у бортовой платформы, которую слегка модифицировали. Разница лишь в том, что на нее установили каркас с тентом, а задний борт заменили на распашные пластиковые двери с запорной арматурой. В итоге полезный объем составил 8 кубометров. Внутренние размеры грузового отделения — 2500 х 1730 х 1850 мм. Грузоподъемность чуть ниже — 950 кг.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Конструкция евротента обеспечивает боковую загрузку/выгрузку. Для этого надо лишь потрудиться с застежками пологов. Верхняя часть тента выполнена из светопроводящего материала; платформа — из алюминия, как и сам каркас.

Над крышей кабины устанавливается обтекатель. Вот тут он к месту. Его задача — уменьшить сопротивление воздуха при движении.

 

Lada Largus Prima хлебный фургон

Автомобиль снабжен изотермическим панельно-каркасным фургоном, разделенным на три секции. Доступ к секциям осуществляется с правой стороны через три дверцы, снабженные запорной арматурой.

Фургон рассчитан на перевозку до 900 кг хлебной продукции. Причем при межлотковом шаге 180 мм возможно размещение 72 лотков, при шаге 160 мм — 81 лотка.

Поскольку развозка хлеба осуществляется в широком временном диапазоне, внутренний объем снабдили освещением, включаемым с места водителя.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

В основе всех представленных машин — всем хорошо известный Lada Largus. Кстати, специалисты «ПромТеха» отзываются о нем весьма благожелательно. Как уже было отмечено, в зависимости от комплектации машины оснащаются 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 87 л. с. либо 16-клапанным (106 л. с.), агрегатируемыми с 5-ступенчатой механической КП. Оба движка могут работать на бензине АИ‑92. В стандартную комплектацию Lada Largus входит ABS (по крайней мере входил до последнего времени), антикор. Кондиционер — за доплату.

В нашем случае все машины были укомплектованы 16-клапанными двигателями. По динамике каких-то откровений нет: «Ларгус» и «Ларгус». Досадно, что машины были пустыми, хотя килограммов 200–300 балласта не помешали бы для полноты ощущений.

Что несколько смутило, так это ездовые повадки машин. Вроде бы всё на месте: динамика, плавность хода, работа коробки передач — но каждая из машин вела себя по-своему. «Борт» и евротент — получше, «хлебовозка» — похуже. Нестабильность качества продукции АвтоВАЗа?..

Некоторые из коллег пожаловались на недостаточный диапазон регулировки водительского кресла в части наклона спинки. Но здесь многое зависит от привычек самого водителя, кроме того, в сегменте коммерческого транспорта всегда приходится чем-то жертвовать. У меня проблем не возникло, да и ездил всего ничего…

Гарантийные обязательства «ПромТех» поддерживает за счет соглашения с широкой фирменной сетью АвтоВАЗа. На автомобили семейства Prima распространяется гарантия 2 года или 60 тыс. км пробега — в зависимости от того, что наступит раньше. Предусмотрены льготные условия приобретения автомобилей. Кстати, о ценах. «Евротент» на момент публикации обойдется коммерсантам в 1 987 000 рублей. «Хлебовозка» поставляется только под заказ — цена договорная.

«Промтех»: автомобили для «последней мили», и не только

Фото: Сергей Жуков

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2460