Комтранс

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

Согласно прогнозам экспертов, продажи коммерческого транспорта в России в 2020 году упадут приблизительно на 20– 25%. На и без того не радужную обстановку в экономике страны наложилась еще и коронавирусная инфекция, вызвав пандемию и тем самым усугубив негативную ситуацию на рынке коммерческого транспорта.

 

Краткая хронология событий. В марте стало очевидно, что пандемия серьезным образом затронет все сферы жизнедеятельности человека. Во избежание катастрофических последствий в ряде стран со второй половины марта стали останавливать промышленные производства, в том числе и в автомобильной индустрии. По заявлениям вирусологов, единственно правильный способ противостоять пандемии — снизить, насколько это возможно, контакты между людьми. Именно поэтому в ряде государств было принято решение приостановить производства, не связанные с повседневной жизнедеятельностью.

Не стала исключением и Российская Федерация. Так, производство коммерческих автомобилей, да и не только, было приостановлено на ВАЗе, ГАЗе, Уральском автозаводе, КАМАЗе и ряде других предприятий отрасли.

Кроме того, нарушились кооперационные связи, причем не только внутренние, но и внешние, что отрицательным образом сказалось на ритме работы предприятий.

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

В аналогичной ситуации оказались и зарубежные производители коммерческого транспорта, разместившие свои производства на территории РФ, с той лишь разницей, что их головные предприятия пандемия затронула несколько раньше. В середине марта с интервалом в два-три дня заявили о приостановке производства Scania, MAN, группа Paccar, Volvo Group, Mercedes-Benz Trucks и многие другие ведущие производители коммерческой техники.

В частности, Volvo Group в сложившихся обстоятельствах приняла решение о временной приостановке работы завода по производству грузовых автомобилей Volvo в Калуге на период с 13 по 30 апреля. Дополнительным фактором в пользу такого решения стал возросший дефицит компонентов для производства грузовых автомобилей Volvo, вызванный полной или частичной остановкой отгрузок комплектующих от европейских и азиатских поставщиков, что также было спровоцировано распространением COVID-19.

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

«Побочка»

Произвести продукт и поставить его клиенту — лишь часть жизненного цикла предприятия. Немаловажный фактор — сопровождение во время эксплуатации.

В качестве примера обратимся к действиям Volvo Group. Было заявлено, что все сервисные станции Volvo Trucks и «Вольво Груп Трак Центры», а также склад запчастей в России будут функционировать в штатном режиме с соблюдением всех профилактических мер.

Чтобы не допустить обвального падения продаж, отечественные и зарубежные бренды «заморозили» цены на коммерческий транспорт (Volkswagen, Isuzu и др.) сначала до конца марта, а затем и на апрель. Впоследствии многие компании разработали специальные программы по покупке новой коммерческой техники, оказанию сервисных услуг и снабжению запасными частями.

При этом интересным оказался опыт «Volkswagen Коммерческие Автомобили». Здесь минимизировали личный контакт владельцев машин с сотрудниками сервисных центров, запустив услугу планшетной (удаленной) приемки. Будь то плановый техосмотр или ремонт автомобиля — теперь не нужно лично доставлять его в сервис: транспортировку можно заказать у дилерского центра. Специалисты проведут диагностику машины и техническое обслуживание или устранят неисправность, а затем эвакуатором отправят ее обратно по указанному адресу. Для удобства запись на ТО доступна через мобильное приложение Volkswagen Service, которое позволяет удаленно согласовывать объем работ и отслеживать статус услуги. Оплатить ее можно онлайн, а акт приемки автомобиля  — получить по электронной почте.

Леонид Ткачик, директор по продажам ООО «Скания-Русь»:

— Пандемия повлияла не только на Scania, но и на весь рынок грузовой техники. Мы наблюдаем общее снижение спроса. Особенно просели сегменты, не связанные с перевозкой пищевых продуктов и медикаментов. Многие компании в марте-апреле пересмотрели планы по приобретению техники.

Для нас в приоритете остаются интересы клиентов. Одна из главных задач — обеспечить максимально быструю отгрузку новой техники тем клиентам, которые ждут свой заказ. Также важно сейчас помочь клиентам сократить затраты на обслуживание техники. «Скания-Русь» разработала комплекс летних спецпредложений с льготными ценами на ТО, сопутствующий ремонт и «точечные» ремонтные задачи для профилактики поломок.

Мы надеемся, что ситуация на рынке грузовой техники должна стабилизироваться в ближайшие два года, но это будет уже иная реальность, к которой всем компаниям придется адаптироваться.

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

 

Экспертное мнение

Пока предприятия отрасли подсчитывают убытки и всеми силами пытаются в наиболее сжатые сроки выйти на докризисный уровень производства, эксперты просчитывают возможные сценарии развития событий.

Так, эксперты Russian Automotive Market Research (RAMR) при составлении прогноза учитывали возобновление производства всех типов автомобилей и компонентов в РФ и за рубежом, а также поэтапное снятие ограничительных мер, возвращение дилеров к продажам офлайн, влияние государственных мер поддержки автомобильного рынка.

Несмотря на приостановку работы дилерских центров, снижение деловой активности в большинстве отраслей, карантинные меры и режим самоизоляции, результаты продаж новых транспортных средств в апреле и мае текущего года были выше ожидаемых. В апреле исполнялись заказы на новую технику, размещенные в первом квартале 2020 года, во второй половине месяца и в мае начались поставки по госзаказу. Таким образом, прогноз продаж на 2020-й был пересмотрен в положительную сторону по сравнению с прогнозом, опубликованным в середине апреля. Однако перспективы рынка в 2021 году продолжают оставаться неопределенными по причинам, указанным выше.

Грузовые автомобили

Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых грузовых автомобилей в 2020 году снизятся на 18,0% по сравнению с 2019-м и составят 65,6 тыс. единиц. По оптимистичному сценарию продажи сократятся на 16,5%, по пессимистичному — на 20,1%. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может составить 25,3%.

Падение спроса на новую технику в большей степени коснется «большой семерки» (DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz Trucks, Renault Trucks, Scania, Volvo Trucks). Неизбежное повышение цен на европейские грузовики, изначально более дорогие, на фоне снижения покупательской способности корпоративных и частных клиентов приведет к смещению спроса в сторону российских и китайских брендов. Кроме того, государственные заказы, которые в настоящее время играют значительную роль в формировании рынка грузовой техники, подразумевают в первую очередь закупку продукции российских брендов.

Легкие коммерческие автомобили (LCV)

Продажи новых легких коммерческих автомобилей, согласно базовому сценарию прогноза, в 2020 году ждет падение на 21,9% по сравнению с 2019-м (92,8 тыс. единиц). По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 19,4%, по пессимистичному — 25,6%. При условии повторного введения ограничительных мер, связанных со второй волной COVID-19, снижение спроса может достичь 30,9%.

Подержанные грузовики

Опять же по данным Russian Automotive Market Research, рынок подержанных грузовиков в мае 2020 года составил 14,74 тыс. единиц, что в 3,4 раза превышает продажи новых грузовых автомобилей. В мае продажи новых грузовиков сократились на 13% к маю 2019-го, а подержанных — на 24%.

На самом деле в этом нет ничего удивительного. В кризисных ситуациях при недостаточности свободных средств предпочтение отдается подержанной технике. В любом случае для выживания компаниям необходимо осуществлять транспортную работу. Одно из решений проблемы — покупка подержанной техники с достаточным ресурсом.

В RAMR отмечают, что в январе продажи подержанных грузовиков в 3,1 раза превысили продажи новых. В феврале это соотношение выросло до 4,0:1, в марте — до 4,1:1. Причина в том, что в феврале вторичный рынок вырос на 5%, а первичный остался на уровне февраля прошлого года. В марте 2020-го по отношению к марту 2019-го продажи подержанных грузовиков упали менее существенно (–6%), чем новых (–18%).

В апреле 2020 года соотношение продаж новых и подержанных грузовиков вернулось к значению января (3,1:1).

Всего за пять месяцев 2020 года в России было реализовано 92,97 тыс. единиц грузовиков с пробегом — на 12% меньше результата за аналогичный период прошлого года. Продажи новых грузовиков сократились на 11% и составили 26,24 тыс. единиц.

Пандемия как стресс-тест рынка коммерческой техники

«МАН Трак энд Бас РУС»

Пандемия COVID-19 серьезно отразилась на рынке коммерческого транспорта и нарушила привычные связи между производителями и потребителями. Компания MAN не стала исключением и была вынуждена приостановить работу производственных площадок по всему миру и сосредоточиться на мерах безопасности для своих клиентов и сотрудников.

Благодаря предпринятым мерам восстановить работу заводов удалось уже в конце апреля.

Также, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, MAN удалось заключить ряд значимых сделок. На сегодняшний день работа завода MAN в Санкт-Петербурге, как и других по всему миру, полностью восстановлена. Все дилерские и сервисные центры принимают дополнительные меры для обеспечения безопасности сотрудников и клиентов MAN. Сейчас среди основных задач компании — обеспечение надежных каналов поставки для клиентов.

Цифровые интеллектуальные услуги — новый вектор развития рынка и компании MAN в России, ведь клиенты стали пользоваться удаленными сервисными консультациями и отдавать приоритет доставке запчастей.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
706