Комтранс

Новинки «Завода КДМ»: за чистоту дорог и городов
Для смоленского «Завода КДМ» становится доброй традицией в начале года знакомить журналистов со своими знаковыми новинками. Не стал исключением и 2024-й. На этот раз внимание было акцентировано на технических возможностях новоиспеченной пары комплексных дорожных машин (КДМ) и двух мусоровозов. Обозреватель «Движка» побывал на презентации смоленских новинок и познакомился с главными из них вживую.
В прошлом году «Завод КДМ» расстарался почти на добрый десяток новинок, но показать решил только четыре — те, что являются знаковыми для предприятия. Именно они, по замыслу руководства предприятия, должны стать своего рода локомотивом в плане не только продаж, но и технических новшеств.
2023 год завод закончил с неплохими результатами. Выпущено 940 единиц техники, из которых 104 пришлось на долю мусоровозов. Планами этого года предусмотрено добиться выпуска порядка 1200 единиц. Поскольку рывок произошел (и предстоит) существенный, предприятию необходимо принять ряд мер по повышению эффективности производства.
Как явствует из беседы с Ольгой Соловьевой, генеральным директором «Завода КДМ», предприятие ограничено по производственным площадям, так как находится в городской застройке. В связи с этим наращивать производство заводчане вынуждены путем оптимизации имеющихся ресурсов. В частности, за счет модернизации станочного парка или полной его замены, внедрения роботизированных комплексов на сварке, расширения электронного документооборота, организации вертикального хранения материальных запасов и сборочных компонентов, а также пересмотра производственных площадей с целью максимально эффективного использования.
На сегодня цикл производства одной единицы техники — 20 дней. Трудозатраты на КДМ и мусоровозы разнятся и составляют 1:3, то есть пока изготавливается один мусоровоз, к сдаче готовятся сразу три КДМ. Кстати, применение роботизированных сварочных комплексов позволило в три раза увеличить производительность на сварке кузовов для КДМ и в пять раз — на сварке отвалов, а на сварке скребков — до 10 раз. Запланирована установка роботизированного сварочного комплекса в цехе изготовления мусоровозов. Внедрение робота позволит увеличить выпуск мусоровозов на 15–20%.
«Завод КДМ» позиционирует на рынке выпускаемые им мусоровозы в ценовом сегменте «средний+». Первоначально поставленные задачи по выпуску мусоровоза, способного конкурировать с западными образцами, выполнены. На повестке дня — предложить клиентам импортозамещенную машину, ни в чем не уступающую по потребительским свойствам выпущенной ранее. При этом самой ходовой среди выпускаемых заводом мусоровозов стала 16-кубовая модель СМ16: в прошлом году объем продаж составил 60% от общего количества.
Рынок КДМ в России намного шире. Конкуренция жестче, тем не менее завод определил для себя средний ценовой сегмент, где он уверенно себя чувствует. Как таковой среднестатистической комплектации для КДМ не существует. Все машины поставляются заказчикам по индивидуальным заказам. Всего же завод предлагает клиентам порядка 30 различных модификаций КДМ. Итак, новинки, представленные в экспозиции.
КДМ ЭД‑490 на шасси FAW J6P‑390 6х4
Первый образец этой КДМ был выпущен в августе 2023 года, на данный момент потребителям поставлено уже 50 таких машин. Выбор шасси неслучаен, поскольку отличается специальной адаптацией под установку тяжелого навесного оборудования; ко всему прочему имеется отбор мощности от двигателя. Сделано это для подбора оптимальной скорости движения с каждым конкретным видом навесного оборудования. К тому же колесная база позволяет без проблем устанавливать несколько видов навесного оборудования одновременно.
Машина предназначена для скоростной уборки магистралей (федеральных трасс, платных дорог). Причем работать она может на скорости до 60 км/ч. Спереди на КДМ устанавливается скоростной отвал из композитного материала. Ширина обработки — 3 метра, масса — 1100 кг. Конфигурация подобрана таким образом, чтобы наиболее эффективно отбрасывать снежную массу на возможно большее расстояние.
Боковой отвал снабжен композитным крылом. Такое решение применяется для увеличения ширины обработки — почти до 5 метров. Вторая функция — грейдер для очистки обочин. Нижняя часть имеет защитную полосу из «пружинной стали» (Ст65Г). В качестве альтернативы может быть предложен полиуретан, но он более дорогой. Оба отвала снабжены скоростными опорами, обеспечивающими зазор 10–15 мм между полотном дороги и самим отвалом.
В «базе» монтируется скоростная щетка с приводом от гидромотора (450 об/мин). Это позволяет эффективно использовать ее при уборке дорог на скорости до 45 км/ч. Щетка снабжена пневматическими амортизаторами для повторения рельефа дорожного полотна.
В кузове самосвала размещается 11- или 12-кубовый бункер для смеси, в качестве последней может использоваться песок, соль с песком, увлажненная соль и ряд других реагентов. Справа и слева от бункера устанавливаются баки для «рассола» объемом 2 кубометра.
В комплекте задействован специальный дозатор смеси. В его конструкции предусмотрен асимметричный разброс за счет поворота. В целях рационального использования противогололедных материалов и соблюдения всех экологических стандартов новые машины оборудованы системой, которая позволяет равномерно распределять песко-соляную смесь, регулируя ее дозировку от 100 до 400 г/м2, а также увлажненную соль (от 20 до 70 г/м2).
Особенно важно то, что параметры дозирования водитель настраивает, не выходя из кабины. Он также устанавливает на дисплее необходимые режимы уборки дороги (отвалы, щетка, дозатор), и при соблюдении необходимого скоростного режима все они поддерживаются в процессе уборки.
Машина снабжена всеми необходимыми светотехническими приборами. Еще одна особенность — управление оборудованием с помощью джойстика. Это позволяет водителю меньше отвлекаться от управления самим автомобилем. КДМ также оснащена системой телематики, которая с помощью GPS‑приемника обеспечивает контроль и диагностику во время работы машины. Как вариант — поддержка программы «Умный город».
КДМ ЭД‑250 на шасси «ГАЗон Next» C41R13
Эта машина предназначена для уборки улиц в городах — как альтернатива технике с пескораспределяющим оборудованием. Преимущество ЭД‑250 по достоинству может быть оценено весной, когда горожане отметят отсутствие песчаных бурь. Помимо того, что в данном случае задействовано отечественное шасси, оно к тому же наилучшим образом приспособлено для монтажа оборудования (по габаритам и массе).
В передней части автомобиля устанавливается поворотный плужный облегченный отвал шириной 2,5 метра. Все управление осуществляется из кабины. В межосевом пространстве может быть расположена как щетка, аналогичная описанной выше, так и ее экономичный вариант (порядка 320 об/мин). При этом заложенный в нее функционал обеспечивает все необходимые потребности по очистке дорог в городском пространстве.
В задней части машины расположено рассолораспределяющее оборудование с возможностью обработки дороги шириной до 9 метров. Система снабжена автоматической дозировкой раствора. В распоряжении компании имеется оборудование и для распределения пескосмесей, которое также может быть установлено на данное шасси. В перспективе, с полномасштабным выходом на рынок «Валдая Next», предусмотрен комплект аналогичного оборудования и для него.
Мусоровоз СМ16 «Стандарт» на шасси МАЗ‑5340С2
Цель разработки данного мусоровоза — создание импортозамещенного продукта. Оборудование представлено на шасси МАЗ, но в качестве такового может быть задействовано любое другое.
На машине частично применена отечественная гидравлика (гидроцилиндры — белорусские, а система управления произведена в Смоленске). Ко всему прочему в конструкции учтены замечания и предложения клиентов по опыту эксплуатации мусоровоза, который уже выпускается. Причем функционал сопоставим с машиной на импортных комплектующих.
Подрамник, на котором монтируется все оборудование, теперь интегрирован в переднюю часть так называемого накопителя. Это, по словам заводчан, позволило увеличить жесткость конструкции мусоровоза и снизить его себестоимость.
Задняя часть стала более компактной — таково было пожелание клиентов, работающих в городах с плотной застройкой. Изменено расположение гидроцилиндров, благодаря чему удалось снизить давление в гидросистеме и, как следствие, использовать меньшее количество дорогостоящих комплектующих. Коэффициент прессования остался прежним — 1:7.
Компактность задней части мусоровоза позволила увеличить клиренс до 600 мм (ранее он составлял 400 мм). По достоинству это оценят те, кто вынужден заезжать на полигоны с бытовыми отходами.
Как уже было отмечено, общий функционал сохранен в полном объеме по отношению к уже выпускаемой модели. Портальный подъемник устанавливается по желанию клиента. Машина может оперировать с контейнерами объемом от 120 литров до 8 кубометров.
Мусоровоз СМ10 на шасси КАМАЗ «Компас‑12»
Данный мусоровоз предназначен для работы в стесненных пространствах городов с плотной застройкой. Рассчитан он на обработку контейнеров емкостью от 120 литров до 1,1 кубометра.
Машина обладает тем же функционалом, что и большой мусоровоз. Коэффициент прессования — 1:7. Предусмотрен слив жидкой фракции как в передней, так и в задней части. Режим управления: ручной, полуавтоматический (один рабочий цикл) и автоматический. Время одного цикла — 19 секунд.
В качестве альтернативного шасси рассматривается «Валдай Next» после его массового появления на рынке. Аналогичное оборудование будет предложено и на его базе.
Каков итог?
Самое интересное для потребителей новой техники — это цены. Максим Левкин, коммерческий директор «Завода КДМ», озвучил следующее. Представленная на экспозиции КДМ ЭД‑490 на шасси FAW J6P‑390 6x4 — это максимально возможная комплектация. Ее стоимость оценивается ориентировочно в 13,8 млн рублей. Причем 30% приходится на стоимость самой надстройки. КДМ ЭД‑250 на шасси «ГАЗон Next» обойдется заказчику приблизительно в 6 млн рублей.
Стоимость мусоровоза СМ16 «Стандарт» на шасси МАЗ‑5340С2 начинается от 8,5 млн рублей. Процентное распределение шасси/надстройка составляет примерно 50:50. Приблизительно все то же самое можно сказать и о мусоровозе СМ10 на шасси КАМАЗ «Компас‑12», за исключением того, что из-за дороговизны шасси на долю надстройки приходится 3,5 млн рублей.
И немного о тревожных звоночках. Базовым шасси для установки надстроек на 70–80% являлся КАМАЗ, однако на данный момент этот показатель упал до 60% из-за дефицита оных. Как ни странно, мазовское шасси наилучшим образом подходит для установки мусоровозной надстройки (по компоновке и развесовке), но оно занимает менее 6% в общем объеме.
Клиенты же, ранее эксплуатировавшие автомобили «Большой семерки», не готовы пересаживаться на КАМАЗы и МАЗы и поэтому отдают предпочтение машинам китайских брендов (Sitrak, Shacman, Howo, FAW, JAC) как более качественным. Отечественному автопрому есть над чем призадуматься…
Фото: Сергей Жуков