Комтранс

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Посещение Чусовского металлургического завода — точнее, его автомобильного подразделения «ОМК Авто», занятого производством автомобильных рессор, совпало с выпуском 100-миллионной рессоры. О том, что сегодня происходит на предприятии, основанном в XIX веке князем С. М. Голицыным и французом Ш. Барруеном, рассказываем в нашем репортаже.

Все началось с того, что кому-то пришла в голову идея подсчитать, сколько же всего было выпущено рессор с момента основания производства. В итоге получилась весьма внушительная цифра: 100 млн! Чем не повод собрать прессу для знакомства с производством? Сказано — сделано. И вот — Чусовой, промышленный город на Среднем Урале в паре-тройке часов езды от Перми.

Забегая вперед, отметим, что производство оставило двойственное впечатление. «Все смешалось в доме Облонских»: напряженный ручной труд, роботы и цифровизация. Однако после общения с управляющим директором ЧМЗ Владимиром Кирзнером многое встало на свои места.

Чусовской металлургический завод — один из старейших на Урале. В 1879 году он был основан Франко-Русским уральским акционерным обществом, созданным С. М. Голицыным и Ш. Барруеном. Правда, автомобильные рессоры здесь стали выпускать почти сто лет спустя, с 1973-го. Именно тогда был сдан в эксплуатацию самый крупный в Европе цех по производству рессор. Основными потребителями продукции завода стали отечественные гиганты КАМАЗ, УралАЗ и УАЗ.

В настоящее время ЧМЗ входит в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), созданной в 1992 году. ОМК — это шесть металлургических и машиностроительных предприятий, одна из крупнейших в стране вагоноремонтных компаний, металлосервисная и торговая сети.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод
 

Управляющий директор Чусовского металлургического завода Владимир Кирзнер

ЧМЗ — лидер в производстве автомобильных рессор не только в России, но и в СНГ. На его долю приходится более 65% всего рынка автомобильных рессор в РФ. В ассортименте предприятия более 4 тыс. товарных позиций для LCV, грузовиков, автобусов, прицепной техники, пикапов как российских, так и иностранных брендов. Это 90–95% потребностей отечественного рынка.

В 2015 году завод прошел сертификацию производителей зарубежной техники, выпускаемой на территории России. ЧМЗ является единственным сертифицированным российским поставщиком рессор на автозаводы Volvo Trucks и Sollers Ford, то есть конвейерным поставщиком.

Поскольку требования зарубежных производителей автотехники несколько отличаются от отечественных, завод производит для них рессоры под брендом Springer, а для российских — под маркой «Чусовская рессора».

Сбытовая сеть насчитывает 19 представительств по всей России. Для клиентов в Центральной России и Сибири, за исключением некоторых удаленных регионов, осуществляется бесплатная доставка в сжатые сроки и в полном объеме.

ЧМЗ предоставляет на свои рессоры гарантию сроком на 1 год с момента покупки. По мере сил завод борется с контрафактом, а заодно проводит необходимые мероприятия по идентификации своей продукции. Так, фирменные знаки ЧМЗ и Springer (в зависимости от типа рессор) располагаются на хомутах, на пластине под центральным болтом верхнего листа рессоры (на рессоре без хомутов), на поверхности заднего конца полурессоры (опоры для пневмоподвесок, рычагов).

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод
 

2 апреля 2021 года на Чусовском заводе ОМК была выпущена 100-миллионная рессора. Ею оказалась рессора для флагманского магистрального тягача КАМАЗ-54901 серии К5

Производство

Технологический процесс изготовления рессор разнится в зависимости от требований брендов, однако есть и общие черты. Сортовая полоса после входного контроля поступает на заготовительный участок, где калибруется на прокатном стане «370», и снова проходит контроль качества.

Резка полос в размер, формовка, доделка — и очередной контроль качества. После гибки, в том числе на стане параболической прокатки HDV Kuczpiol, рессорные листы поступают на закалку, которая осуществляется как в масляной, так и в водной среде. После термообработки — выбраковка: если дефект признается устранимым, с листами работают дальше.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический заводМиллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический заводМиллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

При производстве рессор под маркой Springer применяется технология дробеструйной обработки в преднапряженном состоянии (SST). Данная технология повышает сопротивляемость металла к усталости и увеличивает долговечность рессор до 200% (по данным производителя).

Все листы проходят катафорезное грунтование на оборудовании Boysys, после чего отправляются на окрасочную линию. И вновь очередной контроль качества.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический заводМиллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Далее листы поступают на сборочные участки, где приобретают законченный вид — рессор, практически готовых к эксплуатации. Рессоры Springer, поставляемые на первичную комплектацию, дополнительно окрашиваются в соответствии с требованиями зарубежных автопроизводителей.

Наработанный опыт в изготовлении рессор, а также современные методы проектирования технологических процессов при определенных условиях позволяют предприятию браться даже за единичные заказы.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Стандартная процедура постановки нового продукта на производство занимает 1,5–2 года. Однако в исключительных обстоятельствах команда ЧМЗ готова сократить ее до нескольких месяцев.

Кстати, производство сертифицировано по международному стандарту автомобильной промышленности IATF 16949, подтверждающему статус надежного поставщика. Система контроля качества построена по образу и подобию японской корпорации Toyota.

Перед сдачей рессор на склад — предварительный контроль качества, тестирование на испытательном оборудовании Stresstech и Zwick, финальный контроль. Рессоры, в зависимости от требований заказчика, на испытаниях нагружаются от 100 тыс. до 1 млн циклов. Это соответствует 1 или 10 годам работы

И роботы, и люди

До обстоятельного разговора с руководством была организована познавательная экскурсия по заводу. Показывали нам все без утайки. Например, на линии первичной формовки листов с роботами, что уже говорит о многом, пока еще соседствует оборудование для ручного труда, на котором работают в том числе и женщины.

Похожая ситуация и на линии термообработки: c одной стороны — хоть и модернизированное собственными силами, но еще советское закалочное оборудование, с другой — немецкая автоматизированная система. И так повсеместно.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический заводМиллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Плохо это или хорошо, сказать сложно. Одновременно модернизировать все производство невозможно, однако движение к светлому роботизированному будущему неотвратимо. Так что пока такой подход осуществляется там, где назрела наиболее острая необходимость. Тем более что модернизацию необходимо совмещать с сохранением и даже наращиванием рабочих мест, но об этом позже.

Ну и конечно, склад. При первом взгляде картина поражает: бесконечные стеллажи, уходящие вверх и далеко вперед. Причем склад этот — цифровой: вся информация о расположении рессор хранится в электронном виде, а система адресного хранения оптимизирует размещение и отбор продукции и сокращает время отгрузки рессор клиентам.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический заводМиллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Склад рассчитан на единовременное складирование до 2 тыс. тонн рессор. Это приблизительно 100 тыс. штук. Срок поставки заказа — 24 часа. Цена доставки включена в стоимость рессоры, и она единая для всех регионов.

На складе тестируются экзоскелеты для облегчения труда комплектовщиков. Если самая маленькая рессорка весит всего килограмм, то наиболее массивная — порядка 350 кг, так что в этом есть резон

В 2020 году заводом была принята программа технического перевооружения. За два года должен быть введен в эксплуатацию новый сортопрокатный стан, комплекс контрольно-измерительного оборудования, а также приобретены испытательные стенды для тестирования рессор в подвеске — так называемых динамических испытаний, приближенных к реальным условиям эксплуатации. Инвестиции предусмотрены в размере более 4 млрд рублей.

Честно обо всем

Помимо проведенной экскурсии управляющий директор ЧМЗ ответил на многочисленные вопросы и рассказал, что в 2020 году завод вышел на докризисные объемы производства, а заодно и превысил показатели успешных 2012–2013 годов. При этом существенным образом изменилась структура выпускаемой продукции. Если раньше это были в основном нехитрые рессоры по типу камазовских, то, освоив выпуск параболических рессор с переменным сечением, завод стал поставлять на вторичный рынок и рессоры для иномарок.

Активно развивается экспорт — сейчас он составляет чуть больше 5% от объема продукции. Речь идет в первую очередь о странах СНГ, а также Литве, Латвии и Польше. В ближайшей перспективе — ОАЭ и страны Ближнего Востока.

Миллионы Чусового: изучаем Чусовской металлургический завод

Начиная с 2016 года с увеличением объемов производства и ростом прибыли постоянно растет численность персонала — сейчас это 2680 человек. Средняя зарплата рабочих — порядка 42 тыс. рублей.

Роботизация производства, начатая пять лет назад, никоим образом не повлияет на количество работников. Произойдет перераспределение профессий: роботов тоже кто-то должен обслуживать. Только в прошлом году на завод было принято более 200 новых сотрудников.

ЧМЗ — многопрофильное предприятие. Помимо рессор здесь выпускают феррованадий, готовится к запуску производство сайлент-блоков — это один из проектов по расширению групп автокомпонентов. Однако 60–70% продукции — все же рессоры. Поскольку в производственной программе уже присутствуют полурессоры для пневмоподвесок полуприцепов, здесь подумывают об организации выпуска пневмоэлементов.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
3212