Комтранс

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

С уходом из России целого ряда крупных мировых производителей и поставщиков автокомпонентов на нашем рынке стали недоступны или существенно подорожали многие ключевые компоненты, от которых зависит корректная работа современных бортовых электронных систем. Один из примеров — модулятор WABCO TEBS-E, применяемый на прицепной технике. В российских дорожных и климатических условиях это устройство подвержено весьма активному износу и часто требует замены, однако концерн ZF, в который входит производитель узла, запчасти в Россию официально не поставляет. Помочь владельцам техники в возвращении ее работоспособности может индустрия восстановления запчастей. О том, как ремонтируют модуляторы WABCO, «Движку» рассказали в компании «Механика Санкт-Петербург».

Принцип работы модулятора

WABCO Trailer EBS-E (или TEBS-E) представляет собой электронно-механическое устройство, осуществляющее контроль тормозной системы и функций пневматической подвески на полуприцепах. На современные грузовики и автобусы в обязательном порядке устанавливаются антиблокировочная тормозная система (ABS), тормозная система с электронным управлением (EBS), система контроля устойчивости (ESP) и адаптивный круиз-контроль (ACC). На прицепной технике контролем всех этих систем «заведует» модулятор WABCO TEBS-E.

Помимо управления тормозами и пневмоподвеской, а также сокращения тормозного пути, информационная система устройства обрабатывает поток данных по более чем 40 вспомогательным функциям — все они запрограммированы в фирменной системе управления WABCO Intelligent Trailer Program. В функции модулятора входит, в частности, контроль осевых нагрузок с автоматическим перераспределением загрузки за счет изменения давления в пневмобаллонах. Ведущая ось в итоге разгружается, а нагрузка на заднюю тележку прицепа увеличивается без физического перемещения груза.

Функционал TEBS-E включает также системы Bounce Control (функция снятия напряжения в подвеске или контроль отскока — импульсное растормаживание дозированной подачей воздуха в энергоаккумуляторы) и Roll Stability Adviser (предупреждение об опасном крене при поднятой ковшовой платформе).

Кроме того, полуприцеп, оснащенный модулятором TEBS-E, может «помогать» тягачу при начале движения с места на скользкой поверхности и уклонах. Подобный эффект достигается за счет того, что устройство на время приподнимает переднюю ось прицепа, — такая нагрузка догружает ведущую ось и повышает коэффициент сцепления колес с дорогой. Аналогичный принцип используется в системе помощи при маневрировании OptiTurn — за счет подъема оси (или стравливания воздуха из пневмобаллонов) уменьшается боковое проскальзывание шин.

При отцеплении прицеп с TEBS-E всегда тормозит автоматически. Даже если из ресивера полностью выпускается воздух при парковке транспортного средства, прицеп останется на месте и не откатится, поскольку в таком случае автоматически включаются тормоза пружинного типа (энергоаккумуляторы).

Использование системы WABCO Trailer EBS-E, как заявляет производитель устройства, помогает компаниям, эксплуатирующим грузовики, снизить расходы на обслуживание прицепа, обеспечивает эффективную работу и, что не менее важно для транспортников, гарантирует длительный срок службы техники.

Ремонт шаг за шагом

Первый этап ремонта модулятора WABCO — дефектовка изделия. Расположение узла на полуприцепе таково, что в наших реалиях оно активно забрасывается грязью, влагой, солью и разного рода дорожными реагентами. Поэтому особое внимание специалисты «Механики СПб» уделяют окиси на корпусе устройства. При ее наличии могут возникнуть трещины в алюминиевом корпусе, чаще всего — со стороны крепежа. Если коррозия оказалась слишком сильной, корпус заменяется на новый.

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

После разбора изделия (а оно состоит из двух частей: алюминие­вой, где расположены клапаны, контролирующие подачу воздуха, и пластиковой, в которой располагаются электронные платы) мастера осматривают его корпус, внутренние резьбовые соединения, проверяют наличие механического износа на местах прилегания резиновых уплотнений. Далее устройство отправляется в мойку — для очистки от загрязнений на внешней части корпуса, удаления масляных отложений. Пластиковая часть корпуса, где находится плата, чистится ручным способом.

После того как изделие отмыто, оставшиеся на нем загрязнения удаляются в пескоструйной камере. Такой обработке подвергаются как внешние, так и (при необходимости) внутренние элементы узла. После очистки от окиси и загрязнений корпус отправляется на фрезеровку привалочных плоскостей под штуцеры (если требуется подобная операция).

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

Далее, после завершения механических работ, корпус изделия и остальные запчасти помещают в ультразвуковые мойки для устранения песка в воздушных каналах и резьбовых соединениях. При этом детали небольшого размера (например, болты крепления, различные клапаны, пружины) отмываются в отдельных мойках для лучшей очистки. После окончательной мойки все запчасти продуваются от оставшихся загрязнений и влаги сжатым воздухом и отправляются на сборку.

Собранное изделие в обязательном порядке проходит проверку на специальном стенде. Для проверки модуляторов специалисты «Механики СПб» используют оригинальный диагностический прибор и программу WABCO. После подключения программа показывает всю информацию об изделии, его полный номер, пробег и ошибки, которые были записаны в память устройства.

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

При наличии проблем с датчиками давления стенд вместо конкретных значений покажет прочерки. Если показания отображаются, мастера приступают к автоматической проверке системы. В частности, проверяются источник электропитания и работоспособность ABS. Само устройство проверяется на нагнетание, удержание и сброс давления. Различные отклонения, если они есть, отображаются на экране. После проверки прибор окрашивается, на болты крепления наносятся пломбы.

Как ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-EКак ремонтируют электронно-механические устройства для грузовиков? Изучаем на примере модулятора WABCO TEBS-E

Модулятор WABCO TEBS-E до (слева) и после ремонта (справа) 

Вместо послесловия

Главное, что хочется отметить в заключение, — это то, что наличие и развитие в России индустрии восстановления запчастей не может не радовать. Поскольку в условиях, когда многие важные узлы и детали становятся на нашем рынке либо недоступными, либо запредельно дорогими, их восстановление зачастую становится главным (если не единственным) способом поддержания работоспособности техники.

Фото: журнал «Движок»

Благодарим компанию «Механика Санкт-Петербург» за помощь в подготовке материала.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1420