Комтранс

«Газпром СПГ технологии» и «Ивеко Руссия»: есть рекорд! 2 тыс. км на чистом топливе
«Газпром СПГ технологии» и «Ивеко Руссия» выступили инициаторами автопробега с седельным тягачом Iveco Stralis NP на сжиженном природном газе (СПГ). Грузовику предстояло проехать на одной заправке порядка 2 тыс. км. Ни топливо, ни сам тягач, ведомый опытным водителем, не подкачали. В «Книгу рекордов России» занесен следующий результат: полностью заправленный тягач Iveco Stralis NP на СПГ преодолел 2008 км.
В преддверии заезда «Газпром СПГ технологии» и «Ивеко Руссия» организовали пресс-конференцию, в рамках которой в подробностях обрисовали цели пробега и детали его проведения. От «Ивеко Руссия» участвовал бизнес-директор бренда Iveco Роберто Каматта, от «Газпром СПГ технологии» — председатель совета директоров Алексей Кахидзе.
Бизнесдиректор бренда Iveco Роберто Каматта (слева) и председатель совета директоров «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе
Ключевой целью пробега было изучение эксплуатационных возможностей грузовика в реальных дорожных условиях федеральных трасс, а также демонстрация экономичности, экологичности и доступности СПГ для активного использования в грузовом сегменте. В качестве экипажа тягача были выбраны специалист Iveco и блогер, освещавший событие. Техническое сопровождение на трассе осуществлял легковой автомобиль.
Немного о самой машине. В пробеге участвовал седельный тягач Iveco Stralis NP LNG с колесной формулой 4х2 и 12,9литровым рядным 6цилиндровым двигателем Сursor 13 NP («Евро‑6»), развивающим мощность 460 л. с. при 1900 об/мин и крутящий момент 2000 Нм при 1100–1600 об/мин. Мотор работает в паре с 12ступенчатой роботизированной коробкой передач HiTronix.
Ни для кого не секрет, что при использовании природного газа в качестве моторного топлива по сравнению с дизельным топливом достигается существенная выгода. При розничной стоимости солярки на уровне 49,80 рублей за литр в столичном регионе на каждые 100 км пути требуется 1295 рублей при фактическом расходе 26 литров на 100 км. Заправка же метаном сулит значительную экономию. На 100 км пробега требуется 24 кг СПГ, что при стоимости сжиженного природного газа 29 рублей за килограмм составляет 696 рублей. Иными словами, затраты тягача на СПГ на топливо при преодолении одинакового расстояния почти вдвое (в 1,86 раза) меньше, чем у такой же машины с дизельным двигателем.
Хотя конфигурация с двумя криогенными баками для СПГ (по 540 литров с обеих сторон), способными в общей сложности вместить 390 кг газа, обеспечивает тягачу заявленный запас хода в 1630 км, специалисты Iveco поставили амбициозную цель: преодолеть 2 тыс. км без дозаправки. Расчет был на современные электронные помощники для эффективного и экономичного вождения, которыми оснащен Iveco Stralis NP. В их числе — адаптивный круизконтроль, система оценки стиля вождения, регулировка отдачи двигателя EcoSwitch и т. д.
Стартовав из Петербурга, за четыре дня экипаж на метановом тягаче должен был проехать по территории трех федеральных округов: СевероЗападного, Центрального и Приволжского. Пробег включал четыре этапа: СанктПетербург — Череповец (570 км), Череповец — Кострома (370 км), Кострома — Киров (610 км), Киров — Пермь (510 км). Маршрут был подобран таким образом, чтобы показать наличие на указанном маршруте действующей инфраструктуры на СПГ.
Финиш состоялся на площадке комплекса по сжижению природного газа (КСПГ) «Газпром СПГ технологии», который расположен в Карагайском районе Пермского края. Здесь в июле 2021 года компания ввела в эксплуатацию первый в регионе криогенный топливозаправочный пункт (криоТЗП). Он предназначен для хранения и заправки СПГ автотранспорта, использующего его в качестве газомоторного топлива. Мощности криоТЗП позволяют обслуживать до 40 большегрузных автомобилей в сутки. Это, так сказать, детали. Куда более интересная информация была озвучена в ходе сессии вопросов и ответов.
Так, Алексей Кахидзе поделился опытом стратегического партнера — логистической компании «Автомобильная компания — Мостранс» — в использовании СПГ на коммерческом транспорте. По его словам, компания эксплуатирует грузовики Iveco на СПГ уже более полутора лет. Машины проявили себя с лучшей стороны, причем оказались предпочтительнее аналогов от конкурентов как с точки зрения надежности, так и в плане «экономики». Водители отметили комфортные условия труда.
На рынке коммерческого транспорта на газомоторном топливе у Iveco сегодня, по мнению компанииэксплуатанта техники, самое обширное предложение среди европейских производителей — как по модельному ряду, так и по объему сбыта. Прямые конкуренты итальянского производителя, как заявляют перевозчики, пока не располагают достойными аналогами, не говоря уже об отечественных брендах: наши тягачи в рамках опытной эксплуатации даже не смогли доехать до конца маршрута.
Перевозчики также успели выявить как плюсы, так и минусы машин с комбинированными системами питания на КПГ и СПГ. Из минусов отмечена недостаточная мощность 8,0-литрового силового агрегата — эксплуатантам хотелось бы иметь соответствующий аналог 13-литрового. В плюсы можно засчитать гибкость такой машины, поскольку сеть заправочных станций для СПГ пока еще недостаточно развита. Целевая аудитория — перевозчики, работающие на плече «город — межгород». В перспективе комбинированная схема питания могла бы стать вполне пригодной для транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки между городами.
Что касается экономических аспектов, то тут была отмечена экономия топлива до 40% по отношению к дизельным аналогам. При определении межсервисных пробегов всплыл фактор, не зависящий от производителя транспортного средства: качество газомоторного топлива. По ряду причин на сегодняшний день невозможно получить стабильный по составу газ, что, в свою очередь, негативно сказывается на фильтрах топливной системы газомоторных машин. В целом же затраты на ТО газовой машины сопоставимы с дизельной, тогда как стоимость самих газовых машин выше.
Существует также и «человеческий фактор». Не все готовы работать на газовых машинах — многие водители предпочитают уволиться из компании, чем пересаживаться на газовую технику. Перевозчики подозревают, что в ряде случаев одна из причин такого отношения в том, что с машины, работающей на газе, невозможно ничего слить.
Другая проблема — обучение водительского состава работе на грузовиках, оснащенных газовой аппаратурой. В первую очередь речь идет о грамотной заправке. Сегодня не на всех газовых заправочных станциях имеется в достаточном количестве обученный персонал, который занимается заправкой газовых машин.
Недостаточное число заправочных станций заставляет водителей заправляться впрок, дабы не тратить время в очередях и не оказаться «обсохнувшим» в самый неподходящий момент. Сейчас средняя заправка СПГ составляет 250 кг. Минимальное время заправки — 15 минут. Пока это предел изза перечисленных выше факторов.
Как решаются все эти проблемы? Прежде всего за счет денежного стимулирования: здесь и прибавка водителям, работающим на газомоторной технике, в размере 15–20%, и «подъемные», и новый грузовик, и более выгодные маршруты; стоит упомянуть также обязательное, но бесплатное обучение за счет компании с получением соответствующего удостоверения.
Несмотря на то что количество СПГ‑заправок все еще недостаточно велико, ежемесячно в строй вводится от одной до трех станций. В качестве позитивного момента можно привести такой факт. От границы с Китаем (правда, через Казахстан) можно доехать на грузовике с СПГ до самой Москвы.
Поскольку современное оборудование заправочных станций на СПГ имеет свои ограничения по хранению сжиженного газа, максимально достигнутое значение составляет 120 дней, в среднем же — 30 дней; часть станций оснащается оборудованием для перевода СПГ в КПГ, тем самым расширяется клиентская база (такси, автобусы и т. п.). Конечно, стоимость такого КПГ немного выше магистрального, зато заправка не несет прямых убытков.
Роберто Каматта из Iveco в рамках прессконференции заострил внимание на том, что бренд Iveco на российском рынке сегодня предлагает следующую технику с использованием газовых технологий: тяжелые грузовики Iveco Stralis, работающие как на СПГ, так и КПГ, а также Iveco Daily только на КПГ. В приоритете пока Iveco Stralis.
Что же до предпочтений между СПГ и КПГ, то здесь все зависит от потребностей клиента. Если клиент работает на плече более 1000 км — вариант с СПГ предпочтительнее. Если речь идет о внутригородских перевозках или перевозках с коротким плечом — имеет смысл выбрать машину на КПГ. Не последнюю роль играет и наличие газозаправочной инфраструктуры там, где клиент осуществляет перевозки.
Кроме того, Iveco поставила в Россию 25 машин с комбинированными системами питания, использующими как СПГ, так и КПГ. Пробег на одной заправке составляет у них свыше 900 км. Вместе с тем у Iveco сложился свой подход к подбору техники на том или ином виде газа. Для перевозчиков, у которых пробеги не превышают 500 км, рекомендованы машины на КПГ, свыше 500 км — на СПГ.
Расчетная стоимость владения газовой машиной на 10–15% ниже, чем дизельной. И это несмотря на то, что исходная цена такого грузовика выше дизельного примерно на 15–20% в зависимости от модели. С 2019 года Iveco поставила в Россию более 300 машин на КПГ и СПГ, причем львиная доля пришлась на тяжелый грузовик Stralis.
Каков итог?
Пробег, организованный компаниями «Газпром СПГ технологии» и «Ивеко Руссия», успешно финишировал 16 августа на криогенном топливозаправочном пункте (криоТЗП) компании «Газпром СПГ технологии» в Пермском крае.
В ходе пробега, как отметили организаторы, седельный тягач с газовым двигателем «показал высокие ходовые качества и эксплуатационные характеристики». Кроме того, в очередной раз были выявлены преимущества использования СПГ на большегрузном магистральном транспорте. СПГ в качестве моторного топлива экономичнее традиционного жидкого горючего на 50% при значительно более высоком КПД. Помимо этого, криогенное топливо, как заявляет производитель техники, отличается высокой экологической безопасностью.