Комтранс

Экспресс-тест MAN TGX: «львиное сердце»
MAN TGX с титулом «Грузовик года — 2021» обозначил свое присутствие на российском рынке. Дебютом стал закрытый показ для членов жюри конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России», состоявшийся на «Автодроме Санкт-Петербург» под Петербургом, в Шушарах.
К этому производитель готовился давно, еще с прошлого года. Грузовик должен был пройти сертификацию, получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС) и приобрести конструктивные отличия с учетом специфики эксплуатации в России.
Именно такой грузовик, адаптированный для отечественного рынка, и предстал перед нами на «Автодроме Санкт-Петербург». А если точнее, это были четыре золотисто-охровых седельных тягача с колесной формулой 4х2 разной мощности и комплектации. К сожалению, по условиям трассы не допускалось тестирование тягачей в составе автопоезда. Это, пожалуй, был единственный минус мероприятия.
Мировая премьера MAN TGX состоялась в испанском Бильбао в феврале прошлого года. Тогда удалось в реальных условиях эксплуатации проехать более 50 км на полностью груженом автопоезде по дорогам Испании. То была машина в комплектации для западноевропейского рынка, отвечающая требованиям Euro 6d.
Спустя какое-то время в России состоялся предпоказ MAN TGX на Дмитровском автополигоне НАМИ, но и тогда машину еще не адаптировали для российского рынка. Были лишь наметки, каким внутренним содержанием она должна наполниться, чтобы удовлетворять запросам отечественных клиентов.
По кирпичику
Что же представляет собой MAN TGX для нашего рынка? Силовой каркас кабины остался практически неизменным. Ревизии подвергли область крыши и дверной проем, заодно отказавшись от всех боковых окошек. Попутно была проработана новая эргономика зоны входа: увеличено расстояние между поручнями, лестница максимально смещена к середине дверного проема, двери открываются практически на 90 градусов.
Значительно усовершенствована аэродинамика. Как следствие, удалось уменьшить расход топлива и улучшить внешний вид грузовика за счет снижения загрязняемости.
К элементам, отвечающим за аэродинамику, следует отнести новые ребра в облицовке радиатора, дополнительные накладки вдоль дверей и боковые дефлекторы в бампере. Отметим также новый спойлер и боковые створки. У спойлера две регулировки по высоте, боковые створки могут быть как складными, так и неподвижными, практически полностью перекрывая зазор между «головой» и полуприцепом
На новом тягаче дополнительная звукоизоляция кабины проложена под рулевым колесом, в пространство для ног, в задней стенке и по бокам кабины. Дополнительная теплоизоляция включает в себя теплоизолирующие элементы, которые устанавливаются за внутренней обшивкой на боковых и задней стенках.
Для улучшения обзорности с места водителя зеркала заднего вида сместили назад, изменили стойки их крепления и попутно улучшили аэродинамику зеркал.
Головная оптика может поставляться в одном из трех сочетаний: галогенные фары и ходовые огни, галогенные фары и светодиодные ходовые огни, полностью светодиодная оптика. Причем в последнем варианте дальний свет на 25% эффективнее, чем в галогенном. Правда, такая опция дороже на 1300 евро
В интерьере основной акцент сделан на удовлетворение потребностей водителей.
Изменен подход к формированию облика приборной панели. Она разделена на две зоны: считывания информации и управления. Зона считывания максимально удалена от глаз водителя для удобства получения информации. Органы управления, наоборот, максимально приближены. Центральную консоль развернули к водителю, следуя законам эргономики.
Претерпели изменения регулировки сиденья водителя и рулевой колонки в сторону их расширения. При этом парковочное положение руля выводит его практически в горизонталь. Кстати, сиденья, которыми комплектуются грузовики, отныне идут под «мановским» брендом.
Приборная панель решена в двух вариантах: новомодном цифровом и классическом аналоговом. Дополняет ее система MAN SmartSelect, отвечающая за инфотейнмент, с дисплеем на центральной консоли. От сенсорного управления на мониторе отказались в пользу кольцевого селектора на приливе. Если кто помнит — по аналогии, скажем, с BMW
Из других особенностей отметим кнопки быстрого доступа под дисплеем, на которые можно запрограммировать отдельные функции и электрический стояночный тормоз. Правда, последняя опция идет за отдельную плату, в стандарте — обычный пневматический кран рядом с сиденьем водителя.
Нижняя спальная полка слегка видоизменилась за счет вырезов (увеличился ход продольной регулировки сидений). Спальное место с реечным основанием, а матрас с различными степенями жесткости.
Чтобы снизить тепловые потери, убрано большое ветровое стекло в кабине с высокой крышей — теперь оно как в кабинах со средней крышей. Попутно отказались от дополнительных боковых окон.
Увеличилась тепловая мощность системы климат-контроля. В качестве отопителей доступны только два жидкостных варианта, встроенных в систему охлаждения: для обогрева кабины — 4 кВт, для обогрева кабины и двигателя — 6 кВт. В сильные холода все 6 кВт можно направить на обогрев кабины. Управление отоплением осуществляется на панели климат-контроля.
Отныне по заказу на дверь можно установить панель Easy Control из четырех кнопок. Запрограммировав их на определенные функции, вы можете избавить себя от лишних подъемов в кабину
Но главное отличие российских машин от европейских — то, что они комплектуются двигателями стандарта «Евро-5». Проверенные временем моторы перекочевали с машин предыдущего поколения.
Вместе с тем у производителя есть вариант поставки грузовиков с мотором Euro 6d, если у клиента возникла необходимость в такой машине.
Все моторы агрегатируются с роботизированными коробками TipMatic 12. Управление осуществляется на подрулевом переключателе. По требованию может поставляться механическая 16-ступенчатая КП ZF.
MAN ушел от понятия «базовая комплектация». Есть некий конфигуратор, с помощью которого набирается необходимый перечень всего и вся. Своеобразный конструктор «Лего»...
Существенно расширен перечень программ по управлению силовой линией. Всего их десять. В «базе» — Efficiency (высокая средняя скорость и низкий расход топлива), либо Efficiency+ (особо экономичный и щадящий режим), либо и то и другое. Все остальное оговаривается особо. Однако при необходимости у клиента будет возможность перепрограммировать «мозги» на авторизованном сервисе.
Магистральные тягачи в составе автопоездов полной массой до 44 тонн могут оснащаться гипоидным мостом с передаточным числом главной передачи от 2,31 до 2,85. Новое «длинное отношение» 2,31 снижает частоту вращения коленвала двигателя приблизительно на 100 об/мин по сравнению с предыдущим минимальным значением 2,53, тем самым снижая расход топлива.
Из «российских» особенностей отметим установку ЭРА-ГЛОНАСС и локальную телематику, для тяжелых условий эксплуатации ставится защита радиатора и дополнительная теплоизоляция кабины. Есть и специальные предложения типа «арктического пакета».
Для тягачей TGX/TGS с колесной формулой 4х2/6х2 межсервисный интервал увеличен до 80 тыс. км. При заключении сервисного контракта с подключением к телематическому комплексу MAN Pride ежемесячный платеж для новых грузовиков может быть уменьшен на 10–15%. Если же сравнить грузовик нового поколения с предшественником в сопоставимой комплектации, то удорожание составит около 2%.
На треке
Тестовые заезды на предоставленных нам седельных тягачах с колесной формулой 4х2 сводились к проверке работоспособности систем безопасности и ассистентов водителя. В частности, была опробована система удержания грузовика в полосе движения. Правда, в условиях гоночного трека проверить работоспособность системы удалось лишь с третьей попытки.
С помощью идущего впереди легкового автомобиля опробовали адаптивный круиз-контроль: тут никаких проблем. Тягач оттормаживался за замедляющейся легковушкой, соблюдая безопасную дистанцию.
Говорить о разгонной динамике, торможении двигателем, четкости переключения передач в коробке, плавности хода применительно к «голове» не имеет никакого смысла. Благо все это удалось оценить по достоинству во время полноценного тест-драйва в Испании. Так что в целом можно пожелать TGX одно: в добрый путь, «львиное сердце»!
В преддверии тест-драйва организаторы мероприятия подготовили экскурсию на производственную площадку «Трак Продакшн РУС» — уникальное предприятие в Петербурге, где на одной поточной линии собираются тяжелые грузовики MAN и Scania (оба бренда входят в группу Traton). С февраля здесь приступили к поэтапной сборке грузовиков TGX нового поколения. После июльских отпусков предприятие полностью перейдет на выпуск новых машин.
Обладателем первых четырех грузовиков MAN TGX нового поколения стала транспортная компания «Интра Логистикс». Поставленные машины оснащены двигателем экологического стандарта «Евро-5», коробкой передач MAN TipMatic 12.26 DD с функцией MAN EfficientRoll, позволяющей сохранять инерцию движения на участках дороги с разным рельефом и экономить больше топлива, а также Idle Speed Driving, которая обеспечивает комфортное движение на холостом ходу.