Комтранс

«Цифровой бензовоз»: гаджет для перевозки топлива
То, что современные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, уже для всех очевидный факт. Без смартфона в кармане и круглосуточного доступа в интернет многие просто не представляют свою жизнь. Трудно было бы предположить, что нынешними достижениями науки и техники не воспользуются отечественные производственные гиганты, у которых для внедрения всего самого передового есть все ресурсы и возможности. Так что с интересом изучаем цифровой топливный перевозчик «Газпром нефти», построенный на основе обычного тягача.
Собственно, первое, что приходит в голову, когда слышишь о «цифровом бензовозе»: сейчас приземлится какой-то космический транспортный шаттл с автономным управлением и электродвигателем, который без какой-либо помощи человека осуществит загрузку и транспортировку топлива, а затем, рассчитав маршрут онлайн, улетит на нужную точку. На самом деле все чуть более прозаично, но не менее интересно.
«Цифровым грузовиком» является самый что ни на есть обычный тягач с полуприцепом-цистерной, на который установлено несколько блоков специального оборудования. Оно-то и делает из машины передвижной информационный центр, позволяющий дистанционно осуществлять контроль и анализировать множество данных.
Функции эти делятся на две части — относящиеся к тягачу и водителю, а также непосредственно к цистерне. В первом случае дело касается безопасности транспортировки, во втором — получения, сохранности и передачи груза, то есть топлива.
Каждый тягач компании «Газпром нефть» подключен к спутниковой системе, которая в автоматическом режиме отслеживает массу данных (более 20 параметров), анализирует и передает в единый информационный центр, где происходящие процессы контролируют операторы.
Водитель включается в работу за рулем практически как в офисе, вставляя цифровой пропуск в считывающее устройство. В центре информации на огромной карте сразу же активируется изображение «машинки», кликнув на которую можно узнать, что это за автомобиль, кто его водитель, какой запланирован маршрут, получить все данные по машине с тахографа и другую информацию. Кроме того, на автомобиль установлены всевозможные датчики движения и колебания — то есть фиксируются ускорения, торможения и крены, на основе возникновения которых оценивается стиль вождения, а следовательно, отношение водителя к машине и грузу.
Снаружи и внутри кабины установлены видеокамеры, которые записывают абсолютно все, что происходит. Причем внутренние искусственные «глаза» умеют определять, пристегнут ли водитель. Само собой, записывают камеры и все, что происходит с цистерной позади кабины. В общей сложности в центр ежедневно поступает более 20 тыс. часов видеоданных. На основе всех данных каждый водитель бензовозов «Газпром нефти» получает своеобразный «рейтинг надежности», где показатель ниже 90% считается неудовлетворительным.
Цифровой блок, который установлен на прицепе, контролирует сохранность топлива, пока оно находится в пути. Для этого на сливные люки ставятся так называемые электронные пломбы, благодаря которым каким-то образом изменить количество топлива в отсеках становится невозможным. Информационный центр в течение одной минуты получает спутниковый сигнал об открытии сливного отсека цистерны. Отсек может быть открыт только в определенной, разрешенной конкретному автомобилю зоне, которая на карте оператора отображается зеленым ареалом: разгерметизация даже в метре от этой зоны — и включается сигнал тревоги.
Цистерна разделена на шесть секций, в каждой из которых можно везти свой вид топлива
«Мы рассматривали множество вариантов контроля грузовиков и в итоге остановились на программе „цифрового бензовоза“. Это наиболее эффективный способ, который позволяет не только анализировать состояние нашего транспортного парка, но и имеет задел на будущее в виде внедрения новых технологических и цифровых блоков с новыми функциями. Кроме того, весь комплекс оборудования для одной машины обходится нам меньше 200 тыс. рублей. На фоне стоимости самого грузовика и прицепа — очень небольшая сумма, учитывая уровень сохранности топлива, возможность влиять на стиль вождения, а значит, и сократить износ транспортного средства, что мы обеспечиваем благодаря такому удаленному контролю», — рассказал генеральный директор «Газпромнефть-Транспорт» Алексей Богданов.
С недавнего времени оператор АЗС «Газпромнефть» может не отвлекаться на слив топлива — теперь водитель справляется с этим сам. То есть, прибыв на АЗС, он самостоятельно сливает топливо в подземные резервуары, не подключая к процессу операторов АЗС. Последних, таким образом, удается не отрывать от обслуживания клиентов на станции.
Разгрузка топлива — процесс не столько сложный, сколько ответственный. Помимо, собственно, самого слива, в обязательном порядке отбираются пробы топлива, на основании которых контролируется качество. Пробы и все документы по ним хранятся здесь же, на АЗС, так что в случае каких-либо разбирательств вычислить, откуда, куда, когда, что и какого качества привезли, — дело нескольких десятков минут.
Сами водители не видят проблемы в расширении своих обязанностей, учитывая, что это повлекло за собой и увеличение оплаты труда. Причем условия труда они оценивают как одни из наиболее комфортных: работа осуществляется на хорошей технике, а почти все процессы четко регламентированы, да еще и оцифрованы — только соблюдай правила. К тому же каждый грузовик обслуживает свой регион, а потому вся поездка по маршруту, как правило, укладывается в один день — в «дальний бой» ездить не приходится.
Единственное исключение — ралли-рейд «Шелковый путь». Второй год подряд бензовозы «Газпром нефти» отправляются вслед за багги и спортивными машинами через тысячи километров, чтобы обеспечить участников топливом ОПТИ. Системы спутникового мониторинга и цифровая пломбировка цистерн помогают сохранить качество бензина и дизеля в экстремальных условиях ралли, а при помощи мобильных топливораздаточных колонок бензовозы из обычного транспорта превращаются в настоящие АЗС на колесах.
Кстати, дабы поддерживать водителей в соревновательном тонусе, компания «Газпром нефть» проводит конкурс профессионального мастерства среди лучших представителей каждого региона РФ и даже зарубежных стран, где имеются представительства. Для победы в соревновании участникам необходимо показать мастерство безопасного управления бензовозом, причем в ситуациях, которые нечасто возникают в реальной жизни. Проверка чувства габаритов, маневрирование, умение парковаться на время, экстренное торможение и даже скоростная «змейка» передом и, что намного сложнее, задом — неполный перечень заданий.
Каков итог?
При помощи современных цифровых технологий в «Газпром нефти» смогли минимизировать человеческий фактор в процессе доставки топлива. Для этого были собраны главные технические достижения современного рынка перевозок и сконцентрированы в одном бензовозе. Как драгоценный экспонат музея, бензовоз находится под постоянным пристальным наблюдением и закрыт на множество «цифровых» замков — все это нужно, чтобы сохранить качество топлива, а вместе с ним и репутацию компании.