Комтранс
Comtrans 2024: последнее прости?
В начале декабря в столичном ЦВК «Экспоцентр» прошла выставка Comtrans 2024 вкупе с Urbantrans 2024. Мероприятия оставили больше вопросов, чем дали ответов, в каком состоянии находится отечественный рынок грузовой техники. Обозреватель «Движка», посетивший обе выставки, рассказывает о том, что представили в Москве ведущие производители грузовиков и автобусов.
Друг за другом — круг за кругом
Количество грузовых выставок в этом году просто зашкаливает. Спрашивается, где взять столько средств производителям техники (и не только им), чтобы принять участие хотя бы в половине мероприятий?
И это при том, что особого подъема в экономике не наблюдается, а процентные ставки по кредитам и лизингу из-за повышенной ключевой ставки ЦБ отбивают всякую охоту к приобретению новой техники.
Ко всему прочему, не совсем удачным стал выбор времени (во всех отношениях), а также места проведения применительно к коммерческому транспорту (кстати, в календаре профильных выставок на 2025 год Comtrans не значится).
Это не могло не сказаться на количестве экспонентов и качестве предложенных экспозиций.
Нынешний Comtrans в значительной мере уступил прошлогоднему. Часть отечественных производителей решила пропустить данное мероприятие, другая — существенно сократить свое присутствие. В большей степени это касается КАМАЗа — видно, ему сейчас не до выставок: тут и юбилей, и падение продаж на 28%.
Да и китайским брендам, по всей видимости, эта чехарда с выставками тоже поднадоела. Ни FAW, ни JAC не удостоили своим вниманием нынешнее мероприятие. Foton и вовсе диверсифицировал свою деятельность на российском рынке, передав часть полномочий дистрибьюторам по конкретным направлениям.
Вообще, с китайскими брендами творится что-то необъяснимое. Ситуация напоминает фразу из детского фильма: «Кручу-верчу, запутать хочу». Получается весьма неплохо. Бесчисленные дистрибьюторы, в том числе и эксклюзивные, вместе с дилерами порой доводят ситуацию до абсурда. Не так давно мне рассказали одну из характерных историй. Клиент в поисках самосвала зашел к дилеру одной из китайских марок. Но самосвалами этот продавец не занимается — только тягачами. За самосвалом, говорят, обращайтесь к другим. Понадобится миксер или платформа с КМУ — возможно, и к третьим.
Это я к тому, что на Comtrans бренд Dongfeng представляли аж четыре компании, по две — Sitrak и Shacman. Ну и куда после всего этого податься бедному клиенту? И это только видимая часть айсберга. Одно дело — купить грузовик, другое — получить от продавца и дистрибьютора гарантийные обязательства, сервисное обслуживание, снабжение запасными частями. С этим у китайцев дела порой обстоят из рук вон плохо.
Среднетоннажные грузовики
На сегодня в этом сегменте рынка РФ наблюдается наиболее жесткая конкуренция. Помимо отечественных производителей (ГАЗ, КАМАЗ), появились многочисленные «полукровки» в лице автоторовского Ambertruck, нарождающихся Sollers, Altai Trucks («Кистоун Авто») и Lotos (АЗ «РариТЭК»). Желающих прорваться в этот сегмент из Поднебесной — пруд пруди. Причем понятие «среднетоннажный грузовик» теперь сильно размыто. Выстроилась линейка согласно нормальному числовому ряду применительно к полной массе грузовиков: 3, 5, 8, 9, 12 и 18 тонн. Облегчили шасси — и вы уже в категории LCV. Чуток усилили конструкцию — и вы уже в «тяже». По такому принципу сегодня работают практически все.
Кратко пройдемся по экспонентам Comtrans 2024. ГАЗ с «Валдаем» и КАМАЗ с «Компасом» обозначили свое присутствие, не более того. Куда интереснее было на стенде бренда Ambertruck («Автотор»).
Линейка Ambertruck — это модели грузовиков с дизельными двигателями: JL полной массой 3,5 тонны, JM — 7,5 и 9,4 тонны и SM — 12 тонн. Машины адаптированы для решения бизнес-задач в сфере грузоперевозок, ориентированных на работу в нашем климате. На заводе в Калининграде, помимо непосредственно сборки, проводятся операции по повышению коррозионной стойкости автомобилей: дополнительная окраска рамы, нанесение антигравийного покрытия, воскование скрытых полостей, наклейка защитной пленки. На грузовые автомобили Ambertruck распространяется гарантия от производителя сроком 24 месяца или 200 тыс. км пробега.
Помимо привычных грузовиков, на стенде были представлены и совсем новые проекты завода «Автотор», в частности в области электротранспорта. Первая ласточка — электрическое грузовое шасси Brock 75. Это шасси полной массой 7,5 тонны оснащено литий-железофосфатной батареей емкостью 81 кВт·ч. Пробег на одной зарядке с постоянной скоростью составляет 300 км. Время быстрой зарядки — 2 часа.
Однако куда интереснее оказалось представление проекта по ремоторизации, который представил вице-президент, директор департамента по ремоторизации «Автотор Холдинг» Дмитрий Чемакин. «Подопытным» стал дизельный Hyundai HD78 производства 2011 года, находившийся до недавнего времени в эксплуатации. По программе ремоторизации машина получила электродвигатель и новую систему управления. Образец прошел необходимые испытания и показал неплохие результаты.
Запущенная компанией программа ремоторизации ориентирована на 25 млн транспортных средств со сроком эксплуатации более 15 лет, затраты на содержание и обеспечение запасными частями которых за последние годы значительно выросли. Особо отмечено, что программа рассчитана на использование комплектующих и систем управления, производимых как «Автотором», так и другими российским предприятиями. Однако успешность данного проекта во многом будет зависеть от темпов создания зарядной инфраструктуры и той расторопности, которой нам подчас не хватает.
Свою линейку предложил бренд Forland (дистрибьютором является «МБ РУС», а сам бренд принадлежит китайскому Foton). В стандартную комплектацию всех трех моделей (3, 8 и 12 тонн) входят антиблокировочная система и система контроля курсовой устойчивости, кондиционер, круиз-контроль, регулировка руля по вылету и наклону, регулируемое подрессоренное сиденье водителя, обогрев зеркал заднего вида, электростеклоподъемники и верхний обтекатель кабины.
Автомобили Forland адаптированы для эксплуатации в России: улучшена термоизоляция кабины, установлена аккумуляторная батарея для низких температур, стабилизатор задней подвески, топливные фильтры с подогревом и догреватель охлаждающей жидкости двигателя. Комплектующие выполнены из морозоустойчивых материалов. Продажи грузовиков Forland в России начались 1 октября этого года.
Как отметила Наталья Королева, генеральный директор компании «МБ РУС», рост в сегменте шасси полной массой от 3,5 до 16 тонн по результатам 11 месяцев текущего года составил 31%. Причем пока насыщения данного сегмента не произошло — этим, собственно, и объясняется повышенный интерес к данному сегменту со стороны участников авторынка. Юрий Зорин, бренд-директор Forland в «МБ РУС», конкретизировал ситуацию. Рост связан прежде всего с дефицитом техники, вызванным уходом с нашего рынка европейских и японских производителей, а также с перетеканием спроса из сегмента крупнотоннажной техники.
Ambertruck и Forland — не единственные, кто хотел бы откусить лакомый кусок от большого пирога. У бренда Dongfeng также имеется необходимая линейка в данном сегменте, что и было представлено на выставке. Уже который год пробивает себе дорогу на наш рынок китайская марка SDAC с белорусской пропиской. Меж тем не было ни одной выставки, на которой не появилась бы очередная китайская марка. На этот раз ею стала Shanqi с моделью Z1 полной массой около 4,5 тонны. Думается, ее перспективы на фоне грандов — весьма призрачные. Не поможет и то, что за спиной данного грузовичка находится марка Shacman. Сколько раз уже приходилось лицезреть подобные варианты. Где они все сейчас?
Тяжелые грузовики
Если раньше можно было надеяться, что в данном сегменте из-за удовлетворения отложенного спроса и проседания экономики удастся по итогам года выйти в ноль, то теперь такой уверенности нет. За 11 месяцев — минус 10,7%. Правда, здесь частично присутствуют и среднетоннажники, а значит, падение еще больше. Более конкретные цифры за 10 месяцев: падение продаж у седельный тягачей — 3,1%, у самосвалов — 46,4% (!). Поэтому обилие данной техники на выставке можно считать не иначе как пиром во время чумы. Не потому ли наших практически не было? Газовский «Валдай 18» и «безродный» «Валдай 45» погоды не делали — капля в море, хотя поставки последнего уже начались.
Кто действительно удивил — так это БАЗ от АО «Романов» (читай: корпорация «Алмаз-Антей»). Грузовые габаритные шасси, как следует из пресс-релиза компании, — полностью российской разработки. Все компоненты производятся на территории России и Белоруссии, что облегчает обслуживание автомобилей и гарантирует независимость от зарубежных поставщиков.
В модельной линейке БАЗ будут представлены шасси для различных вариантов надстроек с пятью типами кабин. Все кабины имеют пружинную подвеску для снижения уровня вибрации, современную электронику и климат-контроль. Каркасно-модульные кабины обеспечивают требуемый уровень защиты водителя и пассажира. Они максимально адаптированы под специфику работ в тех отраслях, где будут использоваться шасси БАЗ.
При осмотре конструкции машин в части трансмиссии, подвески и общих решений перед глазами невольно вставали брянский БАЗ, КАМАЗы от «Ремдизеля», белорусский МЗКТ, а с ними — американская техника в лице Oshkosh Defense и ND Defense (бывший Navistar). Еще больше вопросов вызывает наличие самосвальной надстройки на такой машине. Воображение рисует несколько иные варианты. Возможно, скоро у нас появятся ответы на все эти вопросы, поскольку достигнута предварительная договоренность о посещении сборочного производства в Петербурге.
А пока седельный тягач и самосвал с колесной формулой 6х6 с ярославскими движком и механической 9-ступенчатой КП с демультипликатором вызывали неподдельный интерес у посетителей выставки. Вот только мощность двигателя 367 л. с. для такого монстра явно слабовата. Просится мотор как минимум на 450 сил. Теперь главное — чтобы данный проект не повторил печальную участь питерского же «Яровита», продвигаемого в свое время на российском рынке белорусским МЗКТ.
Еще один проект Altai Trucks (кстати, тоже с петербургской пропиской) начинает обрастать, что называется, мясом. Непосредственно к выставке в сотрудничестве с «261 ремонтным заводом», расположенным в Великом Новгороде, были собраны пилотные шасси Argut полной массой 12 тонн и Multa — 20 тонн.
В качестве новинки выступало полноприводное шасси серии Corbu 6х6, спроектированное по техническим заданиям эксплуатирующих организаций под различные специализированные надстройки — такие как краны, автогидроподъемники, бортовые платформы и т. д. Шасси имеет односкатную ошиновку, двигатель 300 л. с. Максимально разрешенная полная масса — 25 тонн. Следует также отметить, что в настоящий момент заканчивается сертификация грузовиков указанных серий. Первые поставки клиентам ожидаются в начале будущего года.
МАЗ на этот раз, не мудрствуя лукаво, ограничился показом седельного тягача МАЗ-54402L юбилейной серии и изотермического фургона «Купава 573100» с гидробортом на базе шасси МАЗ-534026, хотя первоначальные задумки были куда более амбициозные.
«Седельник» юбилейной серии отличает оригинальное цветовое решение и рестайлинговая кабина, которая подкупает обширным функционалом: зеркала заднего вида нового образца, передние блок-фары, противотуманные фары, габаритные огни и задние фонари в светодиодном исполнении, сиденья повышенной комфортности на пневмоподвеске с подголовниками и подлокотниками, мультируль, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъемники, зеркала с электрорегулировкой и подогревом.
Китайские производители тяжелых грузовиков — Sitrack, Shacman, Dongfeng, Sany — привлекали внимание не столько посетителей, сколько потенциальных клиентов предложением машин 2024 модельного года.
Так, в обновленных моделях Dongfeng 2024 года выпуска селектор КП перенесен в более удобное место, добавлены защита датчика системы нейтрализации на глушителе, пневматический пистолет для уборки кабины, улучшена защита ниш ступеней от грязи, увеличен объем бачка стеклоомывателя до 8 литров, а емкость холодильника — до 25 литров. Также была увеличена толщина окраски кузова, оптимизировано расположение впускных и выпускных патрубков автономного отопителя.
Лидер продаж на российском рынке среди китайских брендов Sitrak, несмотря ни на что, представил всю линейку грузовиков, включая собренд Howo. Седельные тягачи в различных исполнениях, включая газовые, соседствовали с самосвалами и спецтехникой.
Дистрибьютор грузовой техники Sany, помимо седельных тягачей, в качестве пробного шара предложил электрический грузовик Sany C156 CE4х2B для развозных операций в черте города. Машина полной массой 6 тонн оснащается литий-железофосфатной батареей емкостью 106 кВт·ч. Последняя обеспечивает запас хода на одной зарядке до 300 км. Время экспресс-зарядки (20–95%) составляет около 45 минут.
Бренд Shacman также сосредоточился на показе обновленной линейки своих грузовиков. Машины полностью адаптированы к нашим климатическим условиям, имеют низкую стоимость владения и трехлетнюю гарантию. В качестве шоу-стоппера был представлен беспилотный тягач Shacman X6000, созданный в партнерстве с «Яндексом». Надо думать, это некая альтернатива камазовским беспилотникам, курсирующим по трассе «Нева».
Беспилотный тягач Shacman X6000 оснащен оборудованием собственной разработки «Яндекса», включающим лидары и радары для навигации; камеры и систему управления с использованием искусственного интеллекта; программное обеспечение для автономного управления и интеграции с облачными сервисами.
Представление седельного тягача от XCMG модели XGA4185D5WA следует признать запоздалым решением, учитывая падение спроса и сильные позиции «соплеменников». Этот бренд на российском рынке больше известен как поставщик специальной и строительной техники, что также нашло отражение на стенде компании.
Экзотикой можно признать демонстрацию на выставке снегоболотохода компании «Трэкол». Восьмиколесный полноприводный «Арктика Пикап» грузоподъемностью от 2,5 до 4 тонн, в зависимости от движения по различным грунтам, оснащается ярославским дизелем мощностью 170 л. с., механической 5-ступенчатой КП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Дорожный просвет — 530 мм, глубина водной преграды — до 1,4 метра.
Автобусы
Российский рынок автобусов поделен сегодня на две части. Большая его часть приходится на общественный транспорт отечественного производства, поскольку такое положение вещей регулируется специальными программами по субсидированию закупок эксплуатирующими организациями (читай: автобусными парками).
Вторая, значительно меньшая часть, отдана на откуп китайским производителям междугородных и туристических автобусов. Уже который год подряд отечественные производители автобусов просто не в состоянии создать конкурентоспособный продукт в данном сегменте. На ум приходит слегка перефразированное выражение из известного фильма: «Отечественные производители междугородных и туристических автобусов в большом долгу перед эксплуатационниками».
На данный момент, несмотря ни на что, продажи за 11 месяцев текущего года выросли на 17,3% по отношению к прошлому году. Однако и это капля в море, поскольку 60% автобусного парка требует обновления. Производители автобусов и рады бы нарастить производство — беда лишь в том, что у государства нет такого объема финансирования. В общем, пока все происходит в час по чайной ложке.
Самую большую экспозицию, как и следовало ожидать, представила «Группа ГАЗ» в лице своего торгового дома коммерческой и пассажирской техники — группы компаний «Современные транспортные технологии» (ГК «СТТ»).
В экспозиции были представлены низкопольные городские автобусы Citymax 9 CNG и Citymax 12 CNG с газовыми двигателями, серийный низкопольный электробус малого класса «Газель e-City», полноприводный микроавтобус «Газель NN» 4х4 и школьный автобус нового поколения «Газель NN». Если с этим набором все понятно, он пользуется спросом и будет востребован в соответствии с различными федеральными программами, то вот с межгородом и туризмом все не так однозначно. Экспонируемые претенденты на межгород и туризм Cruise 11 и 12 даже не были включены в рекламный буклет с производственной программой.
КАМАЗ в рамках выставки презентовал автобус среднего класса КАМАЗ-4280-F5 «Вега» и автобус КАМАЗ 4290-30-5N для работы на компримированном природном газе. Первый представляет собой городской автобус среднего класса пассажировместимостью 65 человек и с 19 местами для сидения. Автобус нацелен на городские маршруты со средним пассажиропотоком. Низкий уровень пола в районе задней двери, двухстворчатая задняя дверь, просторная накопительная площадка со специально оборудованным местом для маломобильных граждан и детских колясок делают поездку комфортной и безопасной для всех категорий пассажиров. Система опускания задней части кузова позволяет обеспечить максимальные удобства при посадке в автобус. На накопительной площадке расположены два дополнительных откидных сиденья.
КАМАЗ-4290-30-5M разработан на собственной платформе и не является укороченной версией автобуса большого класса. Такой подход отразился на внешнем облике машины и позволил подобрать оптимальную агрегатную базу для транспортного средства длиной 9 метров. Автобус оснащен 4-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-445.520 мощностью 209 л. с. Также собственной разработкой КАМАЗа является ведущий мост, обеспечивающий нагрузку до 8 тонн. Пассажировместимость составляет 70 человек с 25 местами для сидения. В центре салона расположена широкая накопительная площадка.
Группа компаний «Волгабас» представила две новинки: гибридную версию городского автобуса 5270LH и обновленный междугородный автобус «Марафон». В нынешней версии «Марафона» разработчики увеличили длину междугородного автобуса до 12,8 метра, чтобы сделать путешествие еще более комфортными. Большие багажные отсеки объемом 7 куб. м позволяют разместить все, что может понадобиться в дороге путешественникам.
Салон автобуса оснащен мощным климатическим комплексом, обеспечивающим комфортные условия в длительной поездке. Независимая передняя подвеска, пневмоэлементы на обоих мостах, электронные помощники водителя, современные системы безопасности гарантируют плавность хода, что является непременным атрибутом машин такого класса. Автобус будет выпускаться как с дизельным, так и с газовым двигателем.
Ульяновский производитель автобусов «СИМАЗ» — нечастый гость выставок. Тем не менее он представил свою последнюю разработку городского автобуса среднего класса по программе «Доступная среда»: 9,5-метровая машина рассчитана на перевозку от 67 до 72 пассажиров в зависимости от типа газовой силовой установки. Попутно компания вошла в партнерство с КАМАЗом по выпуску автобуса среднего класса КАМАЗ-4280-F5 «Вега».
После долгого перерыва из-за известных событий возобновилось производство автобусов малого класса. Причем не только у нас, но и в Белоруссии. В частности, в экспозиции МЗКТ были представлены туристическая модель «Неман» 420435-010 и пригородный автобус «Неман» 420423-501.
В этом же сегменте работает марка Avior из той же Белоруссии — естественно, с использованием шасси от китайского автобусного бренда Ankai. Данные машины выпускаются в Борисове в двух версиях: туристической Avior Tourist и междугородной Avior Citylink. На выставке можно было ознакомиться с туристической версией Avior Tourist. Машина длиной 8,5 метра оснащается двигателем Yuchai YCS04180-50 и 6-ступенчатой механической КП. Автобус оборудован современными системами безопасности ABS и ESC. Вместимость — 29 мест.
Продолжая тему белорусских производителей, следует упомянуть городской троллейбус МАЗ третьего поколения. Новый МАЗ-303Т20 оснащен независимой передней подвеской, асинхронным электродвигателем номинальной мощностью 155 кВт и системой автономного хода с гибридными суперконденсаторами, которая позволяет проезжать по участкам дорог без контактной сети до 20 км. В троллейбусе предусмотрено 34 места для сидения, из них 14 — в низкопольной части. Общая пассажировместимость — до 90 человек.
Ну и в превеликом многообразии были представлены междугородные и туристические автобусы таких китайских марок, как Yutong, Higer, Zhongtong, Golden Dragon, King Long и Asiastar. Кто окажется на коне в автобусном сегменте в долгосрочной перспективе — узнаем в ходе будущих выставок.
Фото: Сергей Жуков / журнал «Движок»