Комтранс

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Журнал «Движок» продолжает рассказывать о новинках выставки ComTrans 2021, состоявшейся в начале осени в выставочном комплексе "Крокус Экспо" в российской столице. Первая часть нашего обзора была посвящена, напомним, новым грузовикам, представленным на нынешнем "Комтрансе", а также новинкам в сфере прицепной техники. Во второй части материала читайте о том, что показали в Москве производители двигателей, систем привода, автомобильных масел и смазочных материалов, шин и автокомпонентов для коммерческого транспорта.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Michelin

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Французский шинный концерн представил в «Крокус Экспо» три линейки грузовых покрышек Michelin X для различных типов коммерческой техники. Шины Incity EV Z предназначены главным образом для электробусов, но подходят также для установки на пассажирскую технику для городских и пригородных перевозок. Грузоподъемность покрышек увеличена до 8 тонн, особое внимание инженеры уделили защите боковин покрышек от повреждений при контакте с бордюрным камнем. Шины имеют индикатор износа, а также маркировку 3PMSF, позволяющую эксплуатировать их в зимний период.

Покрышки X Multi Grip позиционируются производителем как универсальное решение в сфере дальнемагистральных перевозок. По своим основным характеристикам, как заявляют в Michelin, новые шины превосходят предыдущие модели, основной акцент при разработке был сделан на безопасность в любых погодных условиях, а также на износостойкость и сохранение сцепных свойств по мере износа. Покрышки также отмечены маркировкой 3PMSF.

Шины X Force ZH предназначены для грузовых самосвалов повышенной грузоподъемности, работающих в карьерах и на предприятиях горнодобывающей отрасли и перевозящих породу преимущественно по технологическим дорогам. Покрышки отличаются универсальным ненаправленным рисунком протектора глубиной 27 мм и могут устанавливаться на любую ось; использовать их можно как на обычных грунтовках, так и на дорогах с рыхлым или скользким покрытием, а также на скалистом грунте.

В рамках ComTrans 2021 компания Michelin и ПАО «КАМАЗ» подписали соглашение о намерениях в сфере развития «устойчивой мобильности, затрагивающего поставку шин и проработку передовых решений для перспективных решений КАМАЗ». Техника Камского автозавода, представленная на выставке (в том числе тягач 5907 Continent и прототип водоробуса 6290), была оснащена шинами французской марки.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Allison Transmission

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

На стенде компании Allison Transmission в рамках нынешнего «Комтранса» состоялась российская премьера решений для электрификации коммерческой техники: электрических ведущих мостов eGen Power и системы гибридного привода eGen Flex.

Мосты Allison семейства eGen Power оснащаются одним или двумя электродвигателями и двухступенчатой коробкой передач, что устраняет необходимость использования дополнительных приводных валов и вспомогательных узлов. Запатентованная встроенная система охлаждения позволяет приводу справляться с пиковыми нагрузками в течение более длительного времени. Конструкция мостов, как уточняет производитель, допускает их работу в тандеме. Электромосты семейства eGen Power могут быть смонтированы в раме стандартной конструкции на большинстве современных коммерческих автомобилей и, как отмечают в Allison, представляют собой готовый к монтажу узел.

Впервые электромост eGen Power 100D был представлен в 2020 году; в его конструкции используются два электромотора суммарной пиковой мощностью 648 кВт (881 л. с.). Не так давно линейку мостов с двумя электродвигателями пополнила новая версия указанной модели — 130D, рассчитанная на осевую нагрузку 13 тонн и предназначенная для Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, в Allison Transmission разработали модель eGen Power 100S — электромост с одним мотором, развивающим номинальную мощность 212 кВт (288 л. с.), пиковую — 324 кВт (440 л. с.) и крутящий момент 23 500 Нм. Максимальная нагрузка на ось — 10,4 тонны, в системе привода есть функция рекуперативного торможения.

Демонстрировавшаяся на стенде Allison Transmission система гибридного привода eGen Flex включает приводной блок, компактный инвертор и подзаряжаемую систему накопления электроэнергии на основе литий-титанатных (LTO) батарей. Последние, как отмечает компания-разработчик, обеспечивают высокую плотность энергии, быструю перезарядку и увеличенный запас хода. Система eGen Flex позволяет автобусу двигаться с отключенным двигателем, полностью на электрической тяге, питание вспомогательного оборудования при этом сохраняется.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

TotalEnergies

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Компания «ТотальЭнерджис Маркетинг Россия», дочернее предприятие концерна TotalEnergies, представила в рамках московской выставки ряд фирменных разработок, а также комплексных решений в сфере технического обслуживания грузовых и легких коммерческих автомобилей. В частности, на стенде TotalEnergies была представлена линейка «грузовых» масел Rubia Fuel Economy, создававшаяся для различных категорий потребителей: от владельцев одного-двух автомобилей до крупных автопарков. Основную ставку в концерне делают сейчас на безопасность и экологичность продуктов и активно развивают направление специализированных смазочных материалов для машин, использующих альтернативные виды топлива.

На нынешнем «Комтрансе» компания продемонстрировала также работу фирменной системы ANAC, предназначенной для диагностики состояния двигателя через анализ отработанного масла. Как отмечают в TotalEnergies, услуга анализа смазочных материалов позволяет «с высокой точностью определить степень износа двигателя и вероятность поломок в ближайшем будущем». На стенде TotalEnergies демонстрировалось также программное обеспечение TIG6 для учета технического обслуживания техники.

В ходе выставки ComTrans 2021 компании Isuzu Rus и TotalEnergies объявили о начале сотрудничества, в рамках которого российское подразделение энергетического концерна будет производить и поставлять оригинальные моторные масла и другие смазочные материалы для грузовиков и пикапов японской марки в России. Линейка продуктов TotalEnergies для Isuzu создавалась совместными усилиями инженеров компаний-партнеров; производство смазочных материалов осуществляется на российском заводе TotalEnergies в Калужской области, а также на европейских предприятиях концерна.

Нынешний кризис в автоиндустрии, наложившийся на проблемы с перебоями в поставках базовых масел, не обошел компанию стороной, однако, по словам ее представителей, обязательства по объемам производства и поставок, сделанные в начале года, TotalEnergies выполнит.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Bosch

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Компания Bosch продемонстрировала на ComTrans 2021 ряд новых разработок и решений в сфере ремонта и обслуживания коммерческой техники. В частности, на стенде компании были представлены решения для систем энергоснабжения (аккумуляторные батареи, стартеры, генераторы, зарядные устройства), управления двигателем (системы впрыска дизельного топлива, датчики, фильтры), освещения и обзора (лампы и стеклоочистители), очистки выхлопных газов (Bosch Denoxtronic) и рулевого управления.

Кроме того, Bosch представил на выставке установки для обслуживания систем кондиционирования воздуха — ACS‑753 и ACS‑553. Первая — более мощная и производительная, с мощным вакуумным насосом и большим баком для хладагента. Установка позволяет проверять систему на герметичность не только с помощью ваукуума, но и с применением смеси азота и водорода — это, по словам представителей компании, более точный и доступный вариант для проверки герметичности системы под давлением. Есть также функция промывки системы после ремонта. ACS‑553 — установка полностью автоматическая, ориентированная на автосервисы, работающие в среднем ценовом сегменте.

Также компания показала на нынешнем «Комтрансе» диагностический сканер KTS Truck, представляющий собой, по сути, большую информационную систему, в которой содержатся данные, необходимые для ремонта и технического обслуживания автомобилей, в особенности — грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, спецтехники. Сканер, таким образом, подходит для диагностики транспортных средств практически любых типов.

Из сервисных решений был представлен также новый тестер аккумуляторных батарей BAT 115. Устройство относится к среднему ценовому сегменту; его выход на рынок, по словам представителей компании, ожидался потребителями. Тестер позволяет проверять практически все типы АКБ. Результаты проверок распечатываются на встроенном принтере. Устройство, как отмечает производитель, подходит для ежедневного использования на СТО и особенно актуально, в частности, при приемке автомобиля на сервис.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Cummins

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Бренд Cummins представил на «Комтрансе‑2021» двигатель серии F, который пока не выпускается в России и будет устанавливаться, в частности, на автомобили КАМАЗ нового семейства «Компас». Рабочий объем двигателя в разных версиях составляет 3,8 и 4,5 литра, мощность — от 143 до 217 л. с. По словам представителей компании, как только объемы поставок будут достаточными, производство новых двигателей может быть организовано в России, в Набережных Челнах, — сборочная линия к этому готова.

Еще одной новинкой выставки от Cummins стал глушитель-нейтрализатор для дизельных двигателей экологического класса «Евро‑5». Ранее ЗАО «Камминз Кама» закупало такие глушители за рубежом — с 2022 года они будут выпускаться на предприятии в Набережных Челнах.

Трудности с логистикой, которые испытывает сейчас мировая автоиндустрия, коснулись, по словам представителей Cummins, и российского СП «Камминз Кама». Вместе с тем, поскольку совместное предприятие обеспечивается централизованным поставщиком, челнинский завод пострадал в меньшей степени, чем многие другие производители. Российскому предприятию, как отмечают его представители, помог также высокий уровень локализации выпускаемых в Набережных Челнах моторов.

В компании ожидают роста объемов производства и поставок по итогам 2021 года по сравнению с 2020-м и рассчитывают, что нынешний год станет для «Камминз Кама» одним из лучших по данному показателю.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Webasto

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Компания Webasto продемонстрировала на ComTrans 2021 фирменную линейку компонентов систем отопления, кондиционирования и вентиляции. В частности, на стенде компании была представлена линейка предпусковых подогревателей и автономных отопителей, в том числе новое поколение мощного (30–35 кВт) жидкостного подогревателя Thermo — Thermo Plus. Кроме того, Webasto показала комплексное решение для отопления/кондиционирования воздуха, представляющее собой, по сути, готовую систему климат-контроля на базе кабинного испарителя/теплообменника. Систему можно масштабировать как для небольшой кабины спецтехники, так и для салона двухэтажного автобуса.

В сегменте накрышных кондиционеров Webasto представила модель СС 14S для микро- и малых автобусов, разработанную и выпускаемую по заказу компании в России. Она, как отмечает производитель, имеет простую конструкцию с минимальным количеством элементов. В комплект входит воздушный фильтр со входной рамкой. В том же сегменте были представлены накрышные кондиционеры семейства Cool Top Trail для работы на стоянке от сети 220 В, предназначенные для кемперов, жилых прицепов, а также спецавтомобилей на базе легких коммерческих автомобилей и микроавтобусов.

Также Webasto представила в Москве решения в сфере электрификации транспортных средств: стандартную тяговую батарею CV и систему термоменеджмента eBTM. Батарея Webasto CV может быть установлена на любые машины: от легких коммерческих до строительной и спецтехники. Батарея имеет модульную конструкцию (можно объединить в систему до 10 модулей по 35 кВт каждый) и может устанавливаться по принципу Plug-and-Play как при производстве, так и при переоборудовании машин. Устройство Webasto eBTM предназначено для управления температурным режимом тяговых батарей с водяным охлаждением. Для поддержания рабочей температуры батареи в сильные морозы, а также обогрева салона применяется представленный на стенде высоковольтный электронагреватель HVH. Небольшой прибор (вес — менее 3 кг) мощностью до 10 кВт обладает КПД более 95%.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Dinex

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Компания Dinex представила на московской выставке продукцию, соответствующую перспективным экологическим требованиям «Евро‑6». В частности — образцы каталитических блоков собственного производства, а также образец системы нейтрализации выхлопных газов, которая тестируется в настоящее время на автомобилях «Группы ГАЗ».

В нынешнем году компания, по словам ее представителей, пошла по пути дальнейшей локализации производства в России. В частности, в нашей стране осваивается покрытие каталитических блоков. Сегодня Dinex производит в РФ полную линейку компонентов системы выпуска для дизельных двигателей коммерческих автомобилей: начиная от трубы, присоединяемой к турбокомпрессору, и заканчивая выхлопной трубой.

Нынешний кризис в автоиндустрии — не первый из тех, что компания переживает за время работы в России (с 2005 года). Представители Dinex заявляют, что видят в любых кризисных явлениях прежде всего возможности для будущего роста, и нынешняя ситуация, по их словам, не станет исключением. В частности, в компании делают ставку как на локальное производство, так и на оптимизацию производственных процессов. Со стороны же основных потребителей (например, «Группы ГАЗ» или КАМАЗа) в Dinex отмечают рост спроса на продукцию компании и рассчитывают на «хорошее завершение 2021 года».

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

НПК «Автоприбор»

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Научно-производственный комплекс «Автоприбор» из Владимира представил на Comtrans 2021 синхронный электродвигатель с постоянными магнитами. Различные его модификации могут использоваться как на легковых, так и на грузовых электромобилях, а также на электробусах. Как отметили представители НПК, статор компонента изготовлен из аморфного материала. Благодаря ему снижаются потери электроэнергии, а коэффициент полезного действия электродвигателя достигает 87%. Для сравнения: аналогичные двигатели асинхронной серии 4А и 5А имеют КПД не более 75%.

Кроме того, НПК «Автоприбор», как сообщили «Движку» представители предприятия, работает в настоящее время над запуском в производство комплектующих для зарядных станций для электромобилей. Свою первую «электрозарядку» владимирский НПК выпустит в конце 2021 — начале 2022 года.

Главной же новинкой предприятия стали бескаркасные щетки стекло–очистителя, производство которых было запущено весной нынешнего года. Щетки производятся на предприятии во Владимире по полному циклу, в модельную линейку входят 17 типоразмеров от 300 мм до 700 мм со специальными универсальными адаптерами. Бескаркасные щетки бренда Avtopribor могут быть установлены как на отечественные автомобили, так и на машины целого ряда зарубежных марок. Комплектующие для щеток стеклоочистителя (включая резиноленту, которая изготовляется по собственным рецептурам) производятся на том же предприятии во Владимире.

Кроме того, НПК «Автоприбор» представил на «Комтрансе» новую разработку в линейке цифровых датчиков — топливозаборник, оснащенный современной системой отслеживания изменений уровня топлива. Весь обмен информацией с водительской центральной панелью управления осуществляется по CAN-протоколу. Это дает возможность в реальном времени отслеживать все режимы работы с топливной жидкостью, ее уровнем, температурой.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

BPW Group

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Компания BPW Group представила на нынешнем «Комтрансе» 9-тонный осевой агрегат Eco Air Compact с системой рычагов и новым суппортом TS2. Одним из его преимуществ представители компании называют сниженный вес по сравнению с аналогичными конструкциями. Кроме того, в BPW Group объявили о том, что осевой агрегат AL II, рассчитанный на 9–12 тонн, в настоящее время проходит сертификацию, подтверждающую его производство в РФ из российских комплектующих. Выпускается агрегат в подмосковных Химках.

Также компания представила в Москве новые светодиодные фонари, выпускаемые под брендом Ermax. В частности, топовую модель TM11 — полностью светодиодный фонарь с противоударными корпусом и стеклом и защитой от влаги.

Кроме того, BPW Group продемонстрировала на ComTrans 2021 двери Hestal для шторных полуприцепов, выполненные из окрашенного алюминия. Их производство локализовано в России. Также на стенде группы компаний были представлены «грузовые» запчасти брендов PE и Monark, выпускаемые для розничного рынка. Monark вошел в группу BPW недавно; основу ассортимента бренда составляют стартеры, генераторы и форсунки для дизельных двигателей.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Weichai

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Бренд Weichai представил на ComTrans 2021 новый 13-литровый газовый двигатель экологического стандарта «Евро‑6» — WP13NG, работающий на природном газе и предназначенный для установки на грузовые автомобили, автобусы, коммунальную и спецтехнику. Двигатель — рядный 6-цилиндровый, его мощность составляет, в зависимости от версии, 294, 316 или 338 л. с.

Также на стенде компании был представлен турбодизель нового семейства WP10.5H. Двигатель также имеет рядную 6-цилиндровую конфигурацию и развивает 430 или 460 л. с.; экологический класс — «Евро‑5»/«Евро‑6». Моторы семейства получили усовершенствованный турбонаддув и систему нейтрализации выхлопных газов SCR (Selective Catalytic Reduction). От предыдущих моделей они также отличаются увеличенным сроком службы.

Еще одной новинкой от Weichai стал рядный 6-цилиндровый турбодизель WP8 мощностью 320–340 л. с. при рабочем объеме 7,8 литра. Мотор, как отметили представители компании, разработан по запросам клиентов, которым не хватало мощности двигателя WP7, развивающего максимум 300 сил. Новый двигатель помимо улучшенных тяговых характеристик отличается компактными размерами — за счет этого он легко компонуется в моторном отсеке. Рядные 4-цилиндровые двигатели WP4.1N и WP4.6N предназначены, в свою очередь, для небольших автобусов и среднетоннажных грузовиков.

Главным же шоу-стоппером на стенде Weichai стал УАЗ «Патриот», оснащенный дизелем WP2.3, развивающим мощность 110 л. с. и максимальный крутящий момент 280 Нм. Двигатель агрегатируется с 5-ступенчатой коробкой передач FastGear, также разработанной Weichai. Прототип автомобиля, по словам представителей компании, был разработан для демонстрации возможностей Weichai в сфере оснащения силовыми агрегатами не только грузовиков, но и внедорожников. «Конвейерные» перспективы «Патриота» с дизелем Weichai пока туманны, но компания, как отметили ее представители, «открыта для любых предложений».

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Knorr-Bremse

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

На стенде компании Knorr-Bremse на нынешнем «Комтрансе» одним из основных стал раздел, посвященный продукции, выпускаемой в России. Здесь был представлен, в частности, одноцилиндровый компрессор LK8929-K136016S01 рабочим объемом 360 куб. см, разработанный специально для магистрального тягача КАМАЗ‑54901 и двигателей семейства Р6. Он имеет функцию сбережения энергии (ESS), позволяющую разгрузить компрессор в момент, когда воздушная система полностью наполнена, и тем самым снять излишнюю нагрузку с двигателя и сэкономить топливо. Компрессор имеет также дополнительную плату охлаждения Super Cooling.

Кроме того, в Knorr-Bremse представили новые компоненты системы выпуска, направленные на снижение объемов вредных выбросов в преддверии введения новых экологических стандартов в России. В частности, компания показала клапаны EGR для дизельных и газовых двигателей ЯМЗ «530-й» серии. Новинка Knorr-Bremse в данном сегменте — клапан с электроприводом. Шаговый электромотор, как отмечают представители компании, позволяет более точно управлять положением заслонки и, соответственно, снизить токсичность выхлопа. Еще один компонент, также необходимый для достижения требований стандарта «Евро‑6», — дроссельная заслонка с электроприводом.

Knorr-Bremse показала также ряд электронных систем активной безопасности, в первую очередь — систему GSBC (Global Scalable Brake Control), представляющую собой новое поколение системы EBS. Основными принципами и преимуществами новой разработки производитель называет модульную конструкцию и масштабируемость. Кроме того, новая система проще при сборке и установке за счет снижения количества отдельных компонентов в конструкции. Помимо GSBC компания представила на ComTrans 2021 систему электронного управления стояночным тормозом с помощью клавиши, устанавливаемой на приборной панели, а также сенсоры для систем помощи водителю: фронтальную камеру, фронтальный радар и боковые радары. С их помощью, как уточняют представители Knorr-Bremse, можно реализовать такие функции, как автоматическое экстренное торможение, адаптивный круиз-контроль, мониторинг слепых зон, а также систему помощи при повороте направо.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ZF

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

Концерн ZF в рамках выставки ComTrans-2021 впервые участвовал в очном международном мероприятии после завершения сделки по приобретению поставщика в сфере коммерческого транспорта WABCO, на базе которого было образовано подразделение Commercial Vehicle Control Systems. Это позволило ZF значительно расширить портфель услуг в сфере коммерческого транспорта.

Концерн представил в Москве ряд решений и продуктов нового подразделения. Расширенная линейка продукции для коммерческого транспорта теперь охватывает не только традиционные и электрические приводы, детали подвески, но и полный спектр сенсорных технологий, а также интегрированные, усовершенствованные тормозные системы, рулевые механизмы и системы помощи водителю.

В частности, стоит отметить роботизированную коробку передач Traxon, пришедшую на смену трансмиссиям семейства AS Tronic, автоматическую коробку передач EcoLife 2 для городских автобусов, а также новую автоматическую коробку передач PowerLine, предназначенную для среднетоннажных грузовиков и легких автобусов. Восьмиступенчатая коробка PowerLine рассчитана на передачу крутящего момента до 800 Нм. Ее серийное производство начнется в середине 2022 года.

В сегменте узлов и компонентов для электротранспорта ZF показал в Москве ведущий электропортальный мост AVE 130, выпускающийся в немецком Пассау. В числе основных преимуществ узла в немецком концерне называют встроенные мотор-колеса, а также габариты, аналогичные обычным портальным мостам.

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентовComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов

ComTrans 2021: новинки в сфере автокомпонентов
 

Каков итог?

Как рассказали «Движку» представители компаний — производителей компонентов для коммерческого транспорта, кризисные явления, среди которых и проблемы с логистикой, и рост цен на сырье и материалы, и дефицит микрочипов, и сбои в цепочках поставок, не обошли отрасль стороной. Однако, судя по количеству представленных на ComTrans 2021 новых разработок и решений, индустрия постепенно адаптируется к так называемой «новой нормальности».

Что же до игроков российского рынка, то они в настоящее время активно готовятся к внедрению экологического стандарта «Евро-6». То есть наша страна не останется в стороне от глобального «зеленого» перехода — новые технологии, пусть и с запозданием, но приходят и к нам. Что не может не радовать!..

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1409