Бизнес
Вадим Нестеров, «БИГ Фильтр»: «На рынке сейчас — дефицит не количества, а качества!»
Какие изменения произошли на российском рынке запчастей в сегменте автомобильной фильтрации на фоне «структурной трансформации экономики» страны? Стабилизировалась ли ситуация после весеннего шока? Как изменилось поведение покупателей и их восприятие продукции отечественных брендов? Как работает в текущих условиях российский производитель фильтров и удается ли сохранять взаимоотношения с зарубежными поставщиками? Об этом и многом другом «Движку» рассказал генеральный директор компании «БИГ Фильтр» Вадим Нестеров.
— Вадим Владимирович, как изменился российский рынок автозапчастей в уходящем году в сегменте автомобильной фильтрации? Стабилизировался ли он после известных событий конца прошлой зимы — начала весны и сохраняется ли дефицит?
— Это можно увидеть, зайдя в любой магазин автозапчастей: деталей определенных брендов на полках нет, но все-таки есть что поставить на автомобиль, есть из чего сделать выбор. Другое дело — готов ли покупатель перейти в другой сегмент как по цене, так и по качеству?
С уходом известных брендов рынок в какой-то мере «расчистился». Но, коли уж мы остаемся в парадигме рыночной экономики, — рынок пустоты не терпит, и он начал наполняться. Параллельный импорт — это ручеек, в целом не способный заменить прежние официальные поставки, тем не менее он есть, соответственно, появляются и привычные для многих товары. Кроме того, огромное количество поставщиков потянулось на «всемирную фабрику» — в Китай: начинают везти что-то оттуда.
Многие дистрибьюторы вдруг загорелись желанием создать собственное производство, думая, что это так просто, что они сами начнут изготавливать фильтры и бизнес у них пойдет замечательно. Помимо этого, вновь, как и в 90-е годы, активизировались поставщики из Турции — они снова заваливают наш рынок недорогими запчастями, и это видно, в частности, в сегменте фильтров.
Естественно, мир меняется, и то, что раньше было мусором, сейчас выглядит более или менее качественно. Тем не менее и откровенно мусорных вещей на рынке сейчас много. Вся эта волна хлынула в образовавшийся вакуум, и в такой ситуации, как всегда, на поверхности много «пены». Поэтому с точки зрения количества товара дефицита на рынке сейчас нет — есть дефицит с точки зрения качества.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем — посмотрим: скорее всего, если будут работать законы рынка, эта самая «пена» должна будет «осесть» естественным путем. И если не вернутся западные бренды (официально или полуофициально) — их место займут те, кто сможет наладить производство здесь, либо качественная китайская продукция. Ситуация, на мой взгляд, может нормализоваться к весне следующего года — соответствующие тенденции видны уже сейчас.
— Как на фоне происходящего на рынке изменился спрос на продукцию марки BIG Filter и как изменились продажи компании?
— Они изменились весьма существенно! Всплеск запросов был зафиксирован уже в конце февраля. Вместе с тем многие ожидали, что уже к маю-июню все придет в норму и большая потребность в товаре отпадет. Но мы понимали, что совпали две вещи: начало спецоперации и окончание борьбы с коронавирусной инфекцией, и потребление выросло в принципе, к тому же с рынка ушли бренды, чья доля на нем была весьма высока. В связи с этим спрос на нашу продукцию вырос еще больше. К ноябрю-декабрю спрос стабилизировался вследствие наполнения рынка самыми разными товарами, и былого ажиотажа уже нет.
Спрос изменился также по сегментам: в частности, мы не ожидали существенного роста спроса на фильтры для дорогих иномарок, включая такие, как Porsche. Раньше мы выпускали соответствующие артикулы в количестве пары сотен в год, а сейчас у нас есть покупатели, которые просят их по тысяче в месяц! Тем не менее еще весной нами было принято стратегическое решение даже в текущих условиях, когда «рынок все проглотит», делать основной акцент не на количестве выпускаемого товара, а на качестве. Чтобы потребитель, когда все нормализуется, остался с нами.
— Если говорить о потребителях, то как изменилось их поведение по сравнению с докризисным периодом? Стремятся ли они сегодня прежде всего экономить на запчастях и обслуживании или их интересует главным образом наличие деталей для их автомобилей?
— Это, на наш взгляд, заблуждение, что в моменты кризисов люди стремятся в сегмент лоу-кост. Конечно, такая категория клиентов есть, и какая-то часть спроса переходит туда. Однако основная проблема в эпоху любого кризиса состоит в том, что люди просто откладывают ремонт и покупку запчастей — возникает отложенный спрос. Нынешний кризис отличается тем, что люди не получают продукт определенного качества, соответствующий их ожиданиям.
В последние годы рынок менялся в том смысле, что покупатель потреблял все более качественную продукцию. Поэтому даже сейчас нет тенденции к потреблению чего-то откровенно дешевого с сомнительным качеством. Это касается и собственно автомобилей, и запчастей, и фильтров. Это же касается и марки BIG Filter: нашу продукцию покупают не потому, что она дешевая, а потому, что мы предлагаем качественную замену оригиналу и премиальным аналогам!
— Фильтры для каких автомобилей сегодня наиболее востребованы на российском рынке: для популярных бюджетных, для премиальных, для автомобилей среднего класса?
— В сегменте легковых автомобилей наибольшую долю у нас всегда занимала продукция для машин экономкласса: это отечественные авто и бюджетные иномарки. Кроме того, у нас были востребованы отдельные фильтры для автомобилей премиум-класса. Сегодня возрастает интерес именно к сегменту премиум. На наши масляные фильтры для ряда европейских иномарок, например, спрос вырос в сотни раз!
Мы хотели бы эту потребность сохранить. В частности, мы заключили соглашения с рядом дилерских центров о поставках фильтров для послепродажного обслуживания их машин, включая гарантийное. Это один из способов достижения того, чтобы наша продукция воспринималась как высококачественная.
— Как изменились взаимоотношения компании с поставщиками после начала нынешнего кризиса? Многие ли из них прекратили поставки в РФ, удалось ли найти им замену и работает ли в этой сфере параллельный импорт?
— Параллельный импорт здесь работает. Но главное — у нас и до нынешнего кризиса локализация производства с точки зрения сырья и материалов была довольно высокой. Другой вопрос, что у наших местных поставщиков доля импортного сырья была весьма существенной, но они, насколько мы знаем, с этим как-то справляются. Кроме того, по некоторым материалам (полиуретану, например) мы начали искать замену импорту гораздо раньше, чем в конце февраля.
С чем возникли, пожалуй, наибольшие сложности, так это с бумагой. Фильтровальный материал к нам шел в основном европейский, а поставщики из ЕС отгрузку в РФ прекратили. Однако эти же бренды имеют, как правило, свое производство в Китае, и уровень качества продукции, произведенной в Поднебесной, ненамного отличается от европейского. Так что там, где это возможно, мы просто перешли на фильтровальный материал китайского производства.
По другого рода материалам отечественная альтернатива есть — нужно просто искать поставщиков, надо с ними работать и помогать им повышать качество продукции до требуемого уровня. Те, кто хочет развиваться в новых условиях, идут на это — с ними мы и работаем!..
О внедрении алгоритмов бережливого производства «Движку» рассказал учредитель компании «БИГ Фильтр» Борис Бейлин.
«Тысячи производственных предприятий России инвестируют значительные средства в системы организации труда, в то время как могли бы использовать готовое решение, а освободившиеся средства направить на другие важные задачи. «БИГ Фильтр» видит свою миссию в том, чтобы поделиться успешным опытом бережливого производства со всеми заинтересованными производителями.
Совместно с компанией «1С» «БИГ Фильтр» разрабатывает автоматизированную систему управления бережливым производством, предназначенную для малых и средних предприятий страны. Производство «БИГ Фильтр» здесь выступило в качестве компании-эталона для испытания и внедрения системы. Эта система подходит для предприятия любого типа, так как касается вопросов оптимальной организации труда, а не разработки технологий изготовления конкретных изделий. Она содержит сотни документов, позволяющих предприятию обеспечить конкурентоспособность своей продукции, а не решение локальных задач. Перевод всех этих документов в «цифру» позволяет легко и довольно быстро их внедрить на любом предприятии.
Система бережливого производства основывается на решении фундаментальных вопросов, которые волнуют каждого предпринимателя: каким видится будущее компании (продукции, организации труда), какой должна быть стратегия, чтобы достичь этого будущего, и как создать условия, удовлетворяющие клиентов (качество, цена, сроки). Логика решения этих задач построена на единых принципах, не зависящих от сфер деятельности предприятий, но анализируемые показатели и полученные ответы будут индивидуальными для каждого.
Система управления бережливым производством, таким образом, — это, во-первых, ответы на все вопросы управления, органически соединенные в систему, а не действия отдельных высокоэффективных сотрудников, а во-вторых — это логика действий, позволяющая предприятию иметь возможность выбора путей удовлетворения своих клиентов по таким параметрам, как качество, сроки и цены».
Фото: журнал "Движок", пресс-служба компании "БИГ Фильтр"