Бизнес

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Очень часто при покупке новой иномарки менеджеры в салонах произносят привлекательную для клиента фразу: «Наши машины полностью адаптированы для российских условий». Раньше под этим подразумевались увеличенный клиренс, более мощный аккумулятор и установленная защита картера. Однако с началом массового производства иностранных автомобилей в России и, соответственно, их обязательной локализацией процесс адаптации невероятно расширился. В авангарде этого движения — компания Nissan, которая в ноябре 2018 года официально открыла в нашей стране свой технический центр. Изучаем, как разрабатываются адаптированные для отечественного рынка модели.

Сразу уточним: адаптировать свои автомобили к российским условиям Nissan стал не с 2018 года, а с момента появления в России. Глобально же этим вопросом занялись в 2011 году, после постройки завода под Санкт-Петербургом – вместе с ним появился и небольшой инжиниринговый отдел, который как раз и начал разрабатывать и внедрять локальные и подходящие под наши условия эксплуатации детали, узлы, системы и дополнительное оборудование.

К 2018 году работа этого отдела стала настолько масштабной, что в компании приняли решение о превращении его в инженерно-технический центр с собственными испытательными лабораториями, для которого было приобретено отдельное современное здание в семи километрах от сборочного предприятия. Итак, что же здесь делают?

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

«Технический центр Nissan Россия» состоит из двух частей, разделенных по этажам. В полную силу сейчас работает конструкторский отдел, расположенный на втором уровне и состоящий из нескольких подразделений, каждое из которых отвечает за свою часть автомобиля. Если говорить в целом, то у всех подразделений две главные задачи: первая — обеспечить должный уровень ездовых характеристик автомобилей Nissan, подходящий под условия эксплуатации в России, вторая — максимально локализовать производство деталей.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Отдел разработки платформы и кузова

Отдел отвечает за навесные элементы кузова, остекление, шумоизоляцию, ручки, замки, петли, ковры пола, а также за лакокрасочное покрытие. Кроме того, здесь же занимаются наружными пластиковыми деталями, системами освещения и омывания, а также составом всех применяемых материалов, то есть более чем 50% всех составляющих автомобиля.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Одно из важнейших достижений отдела — локализация, то есть производство из отечественной стали, всех лицевых панелей кузовов Qashqai и X-Trail. Поставляют металл в том или ином количестве все крупные металлургические заводы России, включая производственные предприятия «Северстали» и Новолипецкого металлургического комбината.

Здесь же разрабатываются оригинальные детали, в частности специальные дефлекторы, которые помогают снизить аэродинамические шумы или шумы от брызг и зимних шин. Кроме того, именно благодаря этому отделу на автомобилях Nissan появился бачок для омывающей жидкости емкостью 5 литров и оригинальный насос, способный качать более густую подмерзшую «омывайку». Все эти детали производятся в России и присутствуют только на российских моделях Nissan.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Что касается отечественных поставщиков, то все они проходят строгий отбор по качеству продукции, отвечающей стандартам Nissan. Если качество не устраивает японского производителя, а заменителей на рынке нет, то выставляется условие инвестирования в улучшения производства или же идет закупка импортных образцов с других рынков.

Помимо адаптации и локализации технический центр внедряет разработки, позволяющие повысить экономическую эффективность. Например, локализация подкрылков позволяет Nissan экономить на их производстве 25 евро с каждой машины

Отдел разработки шасси

Этот отдел занимается всеми компонентами и узлами, отвечающими за управление и ездовые характеристики Nissan, в том числе шинами. Основная специфика России — повышенная влажность, обилие грязи, холодный климат и, конечно, качество дорожного покрытия. В Nissan даже появился специальный термин — Dacha Road, которым обозначают условия эксплуатации в России.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Инженерами этого подразделения разработаны специальные ступичные подшипники, которые имеют дополнительные уплотнения и специальную смазку, более эффективно противостоящую грязи и влаге. На Qashqai и X-Trail специально для России изменена жесткость стабилизатора поперечной устойчивости и пружин, а в амортизаторах — конструкция внутренних деталей, в частности клапанов, а также установлены отбойные пружинки на штоке. У собираемых в России автомобилей Nissan адаптированные под конкретные условия шины — разумеется, российского производства, как и стальные колесные диски.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Стоит понимать, что конструкторский центр сам переделкой компонентов, конечно, не занимается. Работа ведется совместно с мировыми и российскими производителями запчастей на уровне документации, тестов, проектов и прототипов, которые потом отправляются в серийное производство для поставок на конкретный конвейер. Например, с мировыми производителями шин на каждую конкретную модель Nissan обсуждается наиболее подходящий размер покрышки, желаемые свойства, индекс скорости, нагрузки и т. д. Марка и модель шины может быть серийной, а вот ее полная маркировка создана специально для Nissan.

В компании Nissan отмечают, что каких-то особых проблем с качеством продукции российских поставщиков нет. Дело в том, что большая часть этих поставщиков — известные мировые бренды, которые просто имеют производства в России, в том числе в рамках альянса Renault-Nissan. Так что все детали делаются не только по мировым стандартам Nissan, но и по стандартам качества самих производителей компонентов

Отдел разработки электрооборудования

С учетом того, сколько электрики и электроники внедрено в современный автомобиль, работа этого отдела становится одной из важнейших в процессе адаптации. Несложно догадаться, что в России одним из главных требований к комфорту является обогрев всего — салона, передних и задних сидений, стекол и даже руля. Все это ведет к резкому увеличению нагрузки на энергосистему, а потому требует более мощного аккумулятора, генератора и проводки.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail
 

Еще одна задача отдела — адаптация программного обеспечения блоков управления. Например, специально для России переписывается блок управления климат-контролем, который должен более оперативно и эффективно бороться с частыми перепадами температур и запотеванием окон.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-TrailТехнический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Конечно же, важнейшей системой для клиента сегодня является мультимедийный комплекс и, в частности, система навигации. Nissan здесь решил поступить самым логичным образом — заключить контракт с самой распространенной картографической системой России — «Яндекс.Картами». Навигация со встроенной сим-картой и предоплаченным на год интернетом уже используется в обновленных системах X-Trail и Qashqai, однако полностью пока не интегрирована. Сейчас ведется разработка еще более продвинутой мультимедийной системы следующего поколения, которая должна появиться в российских Nissan в 2019 году.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail
 

Технический центр занимается и деталями интерьера. Например, кресла и обшивка салона производятся в Санкт-Петербурге. Специально для российских моделей Nissan применены собственные шумоизоляционные материалы, а одна из последних разработок специалистов — уникальный формованный ковер в багажник для X-Trail, представляющий собой органайзер. Такой есть только на кроссоверах, производимых в России

Отдел испытаний потребительских свойств

Первый этаж технического центра Nissan будет занимать огромная лаборатория площадью 1600 кв. метров. Точнее, лабораторий будет несколько — по разным направлениям. В течение ближайшего года сюда завезут специальное оборудование, в том числе специальная мойка высокого давления, климатическая и коррозионная камеры. Здесь будет зона проверки шасси, 3D-машина для точнейших измерений, лаборатория материалов и компонентов. Задача еще одной лаборатории — тестирование любой электрики и электроники, причем как на стендах, так и непосредственно с интеграцией в автомобиль.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Здесь же будет осуществляться анализ и проверка всего, на что жалуются клиенты, после чего совместно с конструкторским отделом будут приниматься решения об исправлении или улучшении деталей. Запланирован и большой склад тестируемых компонентов, которые будут проверяться отдельно, в составе узла или непосредственно на автомобиле.

Собственно, проверяться и тестироваться будет и все то, что конструкторский отдел будет адаптировать, локализовывать и внедрять в рамках своих исследований, в том числе с изучением продукции соперников по рынку. Технический центр Nissan имеет возможность даже покупать автомобили конкурентов, чтобы быть в тренде и изучать наиболее подходящие решения для своих моделей.

Инженерный отдел послепродажного обслуживания и аксессуаров

Еще одна часть технического центра занимается вопросами, связанными с улучшением эксплуатационных характеристик автомобилей Nissan уже после покупки. Основных направлений три: первое — это проектирование и внедрение всевозможных автоаксессуаров, то есть компонентов для улучшения функциональности автомобиля, его защиты или безопасности. Например, этим отделом внедрена локализованная защита картера, прошедшая все необходимые краш-тесты, имеющая все необходимые вентиляционные отверстия и получившая все омологационные разрешения.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Второе направление — сервисное обслуживание и, в частности, применение альтернативных запасных частей. Поскольку оригинальные запчасти дорогие, многие клиенты с окончанием гарантии перестают пользоваться официальным сервисом. Именно для автомобилей старше трех лет Nissan предлагает линейку менее дорогих (в среднем на 30% дешевле) локализованных запчастей, но, естественно, со всеми необходимыми сертификатами Nissan.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Третье направление — спецверсии и заводские тюнинг-проекты автомобилей Nissan. Это направление пришло из Европы, где всевозможные комплектации ограниченного тиража пользуются популярностью. На заводе Nissan в Англии, например, есть целый цех, который делает такие спецверсии. Как правило, это снятый с конвейера автомобиль без каких-то комплектующих, вместо которых устанавливаются тюнинговые детали. Это может быть, например, вариант с улучшенной музыкальной системой или исполнение для внедорожных или, наоборот, трековых выездов. В России это направление пока относится к перспективному, первая спецверсия Qashqai Red была выпущена к 10-летнему юбилею кроссовера — это был стайлинг-пакет.

Технический центр Nissan Россия: как адаптируют и локализуют Qashqai и X-Trail

Каков итог?

Если посчитать в целом, то можно однозначно сказать, что, например, Nissan X-Trail, произведенный в России и в Европе, — это две разные машины, похожие внешне. Именно поэтому запуск новых моделей одного бренда на разных рынках так отличается по времени. Сегодня, правда, этот временной лаг заметно сократился, в том числе благодаря работе локального технического центра в России. Инженеры разных мировых центров Nissan подключаются к созданию новой модели уже на начальном этапе, отправляя в генеральный офис пожелания по своему рынку, а дальше принимается решение об одобрении тех или иных предложений. Остальное уже внедряется на уровне локализации.

Столь серьезные инвестиции японского производителя говорят только об одном: Nissan полностью интегрируется в локальное производство и не на словах заботится о своих клиентах, что делает компании большую честь и определенно скажется на успехе продаж в России.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
6013

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки