Бизнес

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Аналитическое агентство Gruzdev-Analyze и сеть СТО FIT Service провели онлайн-конференцию, в рамках которой представили совместный отчет о ситуации на российском рынке послепродажного обслуживания автомобилей и автосервисных услуг по итогам трех кварталов 2022 года. Основной темой отчета стала работа СТО в текущих реалиях. При этом особое внимание эксперты уделили влиянию мобилизации на автосервисную отрасль. Основные тезисы конференции — в материале «Движка».

Авторынок РФ за три квартала: продажи и пробег

По словам основателя и директора агентства Gruzdev-Analyze Александра Груздева, в процессе подготовки отчета было проведено 981 интервью с руководителями автосервисных станций; опросы охватывали четыре типа СТО: станции официальных дилеров, сетевые и несетевые независимые СТО, а также мини-СТО и шиномонтажные мастерские. Все интервью проходили в онлайн-режиме. Погрешность итоговых данных составляет менее 5%, отметил основатель агентства.

Наблюдаемое в настоящее время падение продаж на российском первичном авторынке (на 59,8% за I–III кварталы 2022 года и на 59,6% в одном только сентябре, по данным АЕБ), по словам А. Груздева, является гораздо более драматическим, нежели в памятном многим «ковидном» 2020 году. Если тогда рынок довольно быстро перешел к восстановительному росту, то сейчас он стабилизировался на весьма и весьма низких объемах ежемесячных продаж. «Нет ни одного эксперта, который прогнозировал бы возвращение к докризисным объемам продаж новых автомобилей в более-менее обозримом будущем», — заявил директор Gruzdev-Analyze.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Подобная ситуация существенно (и весьма негативно) повлияет на автосервисную отрасль. Снижение объемов реализации машин ведет к сокращению активного (движущегося) автопарка — соответственно, меньше становится заездов машин на станции техобслуживания. «Сегодня это непроданные автомобили — завтра это не приехавшие на независимые автосервисы клиенты», — отметил сооснователь и директор сети FIT Service Данил Соловьев. Долю российских автомобилистов, предпочитающих обслуживать и ремонтировать машины на независимых СТО после окончания официальной гарантии, он оценивает примерно в 80%.

Александр Груздев, в свою очередь, уточнил, что при нынешнем объеме рынка и прогнозируемых на этот год продажах на уровне 600 тыс. машин «мы не досчитаемся в автопарке как минимум 400 тыс. автомобилей». «Это снижает движущийся автопарк России примерно на 1–2%», заявил Д. Соловьев. В конечном итоге, по его словам, это отразится и на количестве автосервисов в нашей стране.

Не радует экспертов и наблюдаемая в нынешнем году динамика среднегодового пробега легковых автомобилей в РФ. Снижение данного показателя по сравнению с 2021 годом, по данным Gruzdev-Analyze, составляет 15%, причем даже традиционный летний рост пробега, связанный с отпускным и дачным сезоном, был в нынешнем году существенно меньше, чем в прежние годы; осеннее же падение, напротив, оказалось более существенным. По словам Александра Груздева, на сокращение среднего пробега нынешней осенью напрямую повлияла мобилизация.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Директор сети FIT Service отметил, что этот тренд также напрямую затронет автосервисную отрасль, причем его влияние станет ощущаться гораздо быстрее, нежели падение продаж новых машин. Причем, по словам Д. Соловьева, для СТО ситуация, когда автовладельцы начинают меньше ездить, существенно хуже, чем та, при которой они ездят, как прежде, но экономят на обслуживании. Поскольку в первом случае меньше вероятность каких-либо поломок и меньше потребность в плановом ТО.

Рост цен на рынке автозапчасией в России, по словам А. Груздева, в нынешнем году существенно превышает уровень инфляции, наблюдаемый Росстатом. За первые три квартала, по расчетам РСА, запчасти в стране подорожали в среднем примерно на 30%. В то время как Росстат ожидает, что инфляция в стране по итогам года составит около 20%.

Мобилизация и рынок автосервисных услуг

Объявленная в сентябре частичная мобилизация, по данным Фонда «Общественное мнение», которые привел Александр Груздев, спровоцировала резкий рост тревожных настроений у российского населения. Если в начале первого месяца осени свое состояние оценивали как тревожное 51–52% опрошенных фондом респондентов, то в конце сентября — начале октября их доля возросла до 69–70%.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Тревожные настроения негативно влияют на траты населения, отметил А. Груздев. Что, естественно, не ведет к росту среднего чека за услуги СТО. Данил Соловьев, в свою очередь, отметил, что в сети FIT Service подобные настроения среди клиентов все чаще приводят к конфликтам с персоналом станций. «В случае рекламаций, например, доходит порой и до рукоприкладства», — сообщил глава сети.

«Сколько сотрудников вашего предприятия мобилизовали?» — такой вопрос задавали в рамках исследования специалисты Gruzdev-Analyze руководителям российских СТО. Вариант «Мобилизовали хотя бы одного сотрудника» в сентябре выбрали в итоге 52% опрошенных; в середине октября доля ответивших подобным образом выросла до 62%.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

При этом 7% автосервисов сообщили, что у них под мобилизацию попали трое и более человек. Относительно среднего количества сотрудников независимых СТО это более чем четверть работников, что может оказаться критичным для продолжения работы предприятия, отметил А. Груздев. Потерю же одного сотрудника большинство руководителей СТО критичным не считает. Весьма высока (21%) оказалась по итогам опроса доля ответивших, что на их станциях в действующую армию пока не отправился никто, но повестки люди получили...

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалияхСТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Среднее количество мобилизованных на одну станцию оказалось наибольшим в дилерском сегменте (1,1 чел.); доля ответивших, что мобилизован как минимум один сотрудник, здесь стала максимальной: 65%. В несетевых независимых СТО эти показатели составили 0,7 и 56% соответственно; в сетевых — 0,8 и 46%. Меньше всего мобилизованных на одну станцию оказалось в сегменте мини-СТО и шиномонтажных мастерских: 0,3 чел.; хотя бы одного сотрудника мобилизовали на 27% станций. Однако с учетом среднего количества сотрудников на каждой из таких станций (2 чел.) доля мобилизованных оказалась максимальной: 12,9%; в дилерском сегменте — 5,2%. Совокупные же потери персонала в отрасли (по всем типам предприятий) составили, по расчетам Gruzdev-Analyze, более 28 тыс. человек.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалияхСТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

На вопрос о том, как мобилизация отразится на рынке труда в автосервисной отрасли, лишь 10% руководителей станций (большинство которых представляли мини-СТО) заявили, что никак. Согласились с тем, что в будущем отрасль может столкнуться с серьезными трудностями в привлечении кадров, 90% опрошенных. Большинство руководителей считает, что итогом негативных процессов станет то, что «некому будет работать»; еще одна весьма популярная точка зрения: «останутся одни старики, через два-три года возникнут проблемы, когда механиков совсем не станет». Многие отметили, что станциям волей-неволей придется нанимать на работу мигрантов.

Мобилизация повлияла также на клиентов СТО и их поведение. По результатам опросов, проведенных Gruzdev-Analyze, лишь 17% владельцев автосервисов заявляют, что количество клиентов у них не изменилось. При этом у 98% СТО число клиентов как минимум не увеличилось, а руководители более двух третей станций пожаловались на снижение клиентского потока от 1 до 19% и более.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалияхСТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

Самым значительным снижение числа клиентов было у официальных дилеров: в среднем 19%; у 55% дилерских СТО клиентов стало меньше на 20% и более. У сетевых независимых СТО среднее снижение клиентского потока составило 11%; у 55% станций посетителей стало от 1 до 10% меньше. В сегменте несетевых НСТО поток клиентов снизился в среднем на 8%; 65% станций отметили его снижение от 1 до 10%. У мини-СТО и шиномонтажных мастерских клиентский поток уменьшился в среднем на 2%, при этом руководители 64% таких станций заявили, что количество клиентов у них не изменилось.

Каков итог?

Данные исследования, проведенного агентством Gruzdev-Analyze и сетью FIT Service, в целом неплохо коррелируют с оценками аналитиков ЦБ РФ о влиянии мобилизации на экономику страны. В бюллетене «О чем говорят тренды», опубликованном регулятором в конце октября, отмечается, в частности, что мобилизация создала «новые вызовы для производственных процессов», причем особенно ярко это проявилось «в сегменте малого и среднего предпринимательства».

Кроме того, аналитики ЦБ отмечают, что связанное с мобилизацией сокращение рабочей силы может осложнить для бизнеса решение проблем, «связанных с ограничениями на стороне предложения», что в ближайшие месяцы будет сдерживать «общую динамику экономической активности». В качестве еще одного примера отрицательного влияния мобилизации на экономику эксперты ЦБ приводят негативное воздействие как на предпринимательскую, так и на потребительскую уверенность.

СТО и мобилизация: рынок автосервисных услуг в новых реалиях

В общем, в очередной раз приходится констатировать: на российский рынок послепродажного обслуживания автомобилей сегодня в гораздо большей степени влияет происходящее не в экономике, а в геополитике.

Фото: журнал «Движок», Gruzdev-Analyze, Fit Service

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2846

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки