Бизнес

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

В столице в рамках выставки MIMS Automobility Moscow 2022, на конференц-площадке AGORA, прошла пленарная сессия на тему «Новая реальность — новый рынок — новые возможности». В ходе нее эксперты в сферах авторынка, запчастей и послепродажного обслуживания попытались обрисовать текущие тенденции в отрасли, а также увидеть те самые возможности для основных игроков рынка, которые, по мнению многих, скрываются в любом кризисе. О том, какими представляют ближайшие перспективы российского рынка эксперты, — в материале «Движка».

Автосервис и запчасти: основные тренды

О текущей ситуации на рынках сервисных услуг и автозапчастей рассказал исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. По приведенным им данным, количество гарантийных автомобилей в российском автопарке в последнее время неуклонно снижается: если в 2020 году их было в общей сложности 4 421 700 единиц, а в 2021-м — 4 251 100, то по итогам первых шести месяцев года нынешнего количество таких машин составило 3 932 100 штук. Из них 381,5 тыс. относятся к классу «Премиум», остальные — к массовому сегменту. При этом в России, по данным «Автостата», неуклонно растет средний возраст автомобилей (без учета гарантийного парка). Происходит это как минимум с 2017 года: тогда этот показатель составлял 14,1 года, сейчас — 15,2 года.

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов

На территории нашей страны по состоянию на конец 2021 года работало свыше 79 тыс. точек продаж и обслуживания автомобилей; в том числе — 3452 официальных дилера. Из числа последних 403 (12%) специализировались на машинах отечественных брендов, 3049 (88%) — на иномарках.

По результатам опроса, проведенного в августе нынешнего года агентством «Автостат» и порталом «Авто Mail.ru» среди 2500 автовладельцев, 77,3% автомобилистов предпочитают обслуживать гарантийные машины у официального дилера (в 2018 году таких было 87,1%); 11% опрошенных сказали, что предпочитают независимые СТО; 4,2% пользуются услугами механика-частника; 7,5% заявили, что обслуживают свой гарантийный автомобиль самостоятельно.

Что же касается планов автовладельцев на период после окончания гарантии, то более 43% респондентов отметили, что планируют продолжать обслуживаться у дилера; о намерении перейти на независимую СТО заявили 21,6%; 6,7% сказали, что уйдут к знакомому частному мастеру; 4,4% — что будут делать ТО и ремонт самостоятельно. При этом 24,1% опрошенных отметили, что в нынешней ситуации сложно планировать что-то на будущее. Большинство из тех, кто точно намерен уйти от дилера по истечении срока гарантии, в качестве основной причины назвали завышенную стоимость услуг. Главные аргументы тех, кто намерен продолжать обслуживаться у дилера, — доверие официальному сервису, ведение сервисной истории автомобиля, гарантия на выполненные работы, качество обслуживания.

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

Судя по результатам опроса, проведенного «Автостатом» и «Авто Mail.ru» в июне нынешнего года, роста расходов на содержание машин ожидает подавляющее большинство российских автовладельцев: из 3700 опрошенных лишь 3,0% заявили, что их затраты на ТО, топливо, страховку и налоги останутся на уровне 2021 года; еще 5,9% затруднились с ответом. Роста собственных затрат на содержание автомобиля более чем на 50% ожидают 12,0% рес­пондентов; 10,5% полагают, что их расходы вырастут на 40–50%; 16,0% думают, что рост затрат составит 30–40%; 27,1% заявили, что цены на основные статьи расходов повысятся на 20–30%; 25,5% опрошенных ожидают, что затраты вырастут на 10–20%.

При этом в ответ на вопрос о планах по обслуживанию автомобиля в 2022 году 74,8% респондентов сказали, что будут проходить ТО и покупать запчасти и расходные материалы, когда придет время обслуживать машину, заранее же закупили детали и расходники в общей сложности 22,2% опрошенных. Тех, кто заранее записался на ТО и внес предоплату, чтобы зафиксировать цены на услуги, набралось 1,6%.

Рынок Aftersales: новые вызовы

Вопросов поведения потребителей на российском рынке послепродажного обслуживания автомобилей коснулся также генеральный директор «GiPA Россия» Виталий Кравец. По данным возглавляемой им ассоциации, по итогам первого полугодия 2022 года объем рынка послепродажного обслуживания (с учетом шин) составил 584,12 млрд рублей. Доли каналов в обороте запчастей распределились так: официальные дилеры — 9%, несетевые НСТО — 14%, сетевые НСТО — 5%, частные гаражи — 3%, шинные центры — 5%; львиную долю рынка (64%) занимали в первом полугодии самостоятельные работы. (В расчеты включены НДС и стоимость работ.)

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

Генеральный директор «GiPA Россия» Виталий Кравец

В потребительском поведении опрос 3000 водителей, проведенный «GiPA Россия», как отметил В. Кравец, показал отсутствие ярко выраженного стремления экономить и замедленную реакцию на дефицит основных товаров. Так, 46% опрошенных заявили, что не планируют экономить на ремонте и ТО в 2022 году; 27% ответили, что будут экономить; еще столько же затруднились ответить.

Те, кто все же намерен сокращать затраты на обслуживание и ремонт, чаще всего отмечали, что будут использовать менее дорогие запчасти, делать больше операций самостоятельно, обращаться в СТО с более доступными ценами, а то и вовсе откладывать ремонт. Весьма высока доля тех, кто заявил о намерении меньше ездить; 8% сказали, что будут покупать запчасти онлайн.

По сравнению с 2018 годом, согласно расчетам «GiPA Россия», в общей корзине расходов российских автовладельцев доля затрат на посещение сервиса увеличилась на 2 процентных пункта. По мере устаревания парка, как пояснил В. Кравец, а также усложнения конструкции автомобилей, на автосервис приходится все большее количество затрат. По словам гендиректора ассоциации, на сегодняшний день 85 из 100 водителей не планируют заранее покупать какие-либо запчасти или превентивно обслуживать автомобиль. Проводить заранее ТО планируют 5% водителей; доля превентивных посещений выросла за последнее время на 3%.

Российский рынок автозапчастей и сервиса: новая реальность — новые возможности?

При выборе места покупки запчастей, по информации «GiPA Россия», покупатели сегодня руководствуются прежде всего наличием деталей, а также возможностью профессиональных консультаций при подборе. В связи с дефицитом запчастей полюбившиеся россиянам марки уступают место на рынке переупакованным новым брендам, а также аналогам. На вопрос «Вы обычно покупаете запчасть в том же месте, где вам ее подобрали?» 71% автовладельцев дал утвердительный ответ, 23% сказали, что не всегда, 2% ответили нет, еще 3% затруднились с ответом.

При выборе станции, где будет проводиться ТО и ремонт, российские автовладельцы могут предпочесть официального дилера, во‑первых, по причине предоставления гарантии производителя, а во‑вторых — потому что больше доверяют в вопросах ремонта именно дилеру. Здесь, полагает В. Кравец, кроется опасный тренд для дилеров: влияние гарантии производителя в связи с приостановкой деятельности ряда автоконцернов в России сократилось и в случае потери поддержки со стороны автопроизводителя дилерам предстоит работа по увеличению доверия потребителей для продолжения деятельности в новых условиях.

Свои подводные камни, предупреждает глава «GiPA Россия», подстерегают и независимые СТО. Согласно последним исследованиям, разница между ожиданиями потребителей и реальным уровнем сервиса в сетевых НСТО упала сильнее всего, так что качество сервиса для них может быть точкой роста. При этом руководству таких станций опасно терять новых клиентов, пришедших из канала официального дилерского обслуживания.

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
3954

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки