Бизнес
Российский авторынок в условиях санкций: рост цен, падение продаж и дефицит оригинальных запчастей
Сеть СТО FIT Service и аналитическое агентство Gruzdev-Analyze подвели в рамках онлайн-конференции итоги совместного исследования российского рынка автомобилей, запчастей и послепродажного обслуживания в первом полугодии 2022 года. Мнения экспертов о том, как развивается рынок в текущих условиях и каковы его перспективы, – в материале «Движка».
Первичный авторынок: цены растут, продажи падают
По словам руководителя направления развития группы компаний «ТрансТехСервис» Александра Усольцева, в конце первого полугодия нынешнего года рынок начал демонстрировать первые признаки возвращения к восстановительному росту. Однако дальнейшие результаты показали, что падение продаж, скорее всего, еще не закончилось.
«Динамика первой недели июля вновь вернулась к отрицательным значениям. Июньские показатели вроде бы говорили о том, что мы оттолкнулись от дна, но пока говорить о каких-то серьезных позитивных тенденциях преждевременно», – отметил эксперт.
Ежемесячные продажи новых автомобилей в России, как показывает статистика, в текущих условиях находятся в диапазоне от 25 до 40 тыс. По итогам года оценки разных экспертов предполагают падение продаж на 55–64% по сравнению с 2021 годом, что станет одним из самых низких показателей в современной истории нашего рынка.
«Самые худшие прогнозы по продажам автомобилей сбываются. В 2022 году парк гарантийных автомобилей сократится на 1–1,2 млн машин. Продажи автомобилей в этом году откатятся к уровню начала 2000-х, но в то время и дилеров было меньше, чем сейчас», — рассказал в рамках конференции основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze Александр Груздев.
Для дилеров, по словам экспертов, это означает, что только за счет продаж новых машин «выжить» большинство из них не сможет. Количество официальных дилеров в итоге в нынешних условиях может сократиться на 40–50%. Чуть проще вести основную деятельность будет дилерам китайских брендов, считает руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров Fresh Auto Олег Мосеев. Доля же последних будет только расти.
«Сегодня только ленивый не пошел открывать китайский автомобильный дилерский центр – там сейчас очереди, как на Пушкинской в „Макдоналдс“, когда он впервые открылся. Скоро каждый второй новый автомобиль, проданный в России, будет китайским», – отметил О. Мосеев.
Для покупателей же одним из самых заметных последствий нынешних проблем станет дальнейший рост цен на машины. Во втором квартале текущего года, например, рост цен на китайские автомобили составил порядка 50%, что же касается брендов, приостановивших бизнес в России, то по ним рост был в диапазоне от 50 до 250%. «Учитывая ограниченное предложение, вряд ли стоит ожидать снижения цен. Исключение могут составить китайские бренды. Но только в том случае, если один из ключевых игроков не выдержит и снизит цены», – прогнозирует О. Мосеев.
Послепродажное обслуживание: гарантия действует, но с запчастями проблемы
По словам участников конференции, гарантийные обязательства российские автодилеры в текущих условиях продолжают нести, но есть трудности со сроками их исполнения, поскольку наблюдаются перебои в поставках оригинальных запчастей. При этом действующий закон о правах потребителя четко регламентирует срок гарантийного ремонта, и корректировок в сторону его увеличения пока нет.
Одним из способов решения проблемы может стать (а зачастую — уже становится) применение дилерами «неоригинала». Дилеры, по словам экспертов, имеют сейчас больше, чем прежде, свободы в применении неоригинальных запчастей. «Рост доли неоригинальных запчастей в общих продажах составил от 20 до 50%. При этом дилеры всячески пытаются сохранить уровень маржи в деньгах на неоригинальных деталях. Проблема в том, что дилеры пока еще не научились продавать такого рода запчасти и работать с ними», — рассказал Александр Усольцев из ГК «ТрансТехСервис».
Зато работать с ними умеют независимые СТО, отмечает Олег Мосеев. «У независимых автосервисов неоспоримо есть фора в работе с неоригинальными запчастями, а особенно большая фора – у сетевых автосервисов, но здесь, как и всегда, будет играть роль известная пословица: пока гром не грянет – мужик не перекрестится. От безысходности дилеры будут активно идти в сегмент использования неоригинальных запчастей», – прогнозирует эксперт.
Что же касается оригинальных запчастей, то ситуацию с их поставками О. Мосеев назвал «удручающей», отметив, что наиболее серьезные перебои возникают в сегменте кузовных деталей. В целом дефицит запчастей, по мнению экспертов – участников конференции, нарастает, поскольку большинство дистрибьюторов приостановило поставки. Параллельный импорт носит точечный характер; поставщики активно ищут новые каналы ввоза деталей в РФ через третьи страны, из-за чего логистическое плечо возрастает до невиданных прежде размеров. Некоторые эксперты отмечают, что случаи, когда клиенты СТО заказывают запчасти самостоятельно, стали отнюдь не редкими.
На общем фоне есть исключения по маркам автомобилей: в частности, с запчастями для Toyota и других японских машин ситуация явно лучше, чем с деталями для Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover и других европейских брендов. По информации «Движка», чуть лучше ситуация с запчастями и для некоторых французских автомобилей (Peugeot и Citroen), а вот с деталями на Renault в ближайшее время ожидаются серьезные проблемы.
Что будет дальше?
Главными последствиями дефицита запчастей и высокой инфляции в стране станут, по мнению Александра Груздева, активное использование б/у деталей, более частые угоны машин для разбора на запчасти, кроме того, весьма распространенным окажется бизнес по восстановлению запчастей.
Что же до классических автосервисов, то, согласно прогнозу Gruzdev-Analyze, выживут не все. «На основе первого полугодия 2022 года можно сделать прогноз, что продажи новых автомобилей к концу года не превысят 600 тыс. штук, тем самым продажи упадут на 64%. На 1 млн уменьшится количество гарантийных авто. При сокращении на 15% среднего пробега по сравнению с прошлым годом снизится на 2,5 млн количество машино-заездов, что приведет к сокращению примерно 2 тыс. автосервисов по стране», – заявил основатель аналитического агентства.
Фото: журнал "Движок", ГК "Ключавто"; инфографика: Gruzdev-Analyze, FIT Service