Бизнес

Российский авторынок обрушился в декабре, но смог удержаться «в плюсе» по итогам года
Ассоциация европейского бизнеса опубликовала декабрьскую статистику авторынка России, который завершил год падением почти на 20%.
Как и предсказывали эксперты, декабрьского бума на рынке не случилось: всего в прошлом месяце на территории страны было продано 133 470 автомобиля – на 33 196 меньше, чем в декабре 2020 года (-19,9%).
Показатели «АвтоВАЗа» просели до 29 919 проданных машин (-27%), однако почти двукратное преимущество над Kia (15 531 ед., -22%) сохранилось и в октябре.
Зато обвалились продажи Hyundai: в прошлом месяце корейская марка стала лишь пятой (7 591 ед., -54%). На третью строчку поднялся Renault (12 049 ед., -1%), а нарастившая продажи Toyota (10 369 ед., +13%) стала четвертой.
Шестая строчка осталась за Skoda (7206 ед., -26%), на седьмом месте расположились малотоннажники ГАЗ (6357 ед., -28%), а в борьбе за восьмую строчку Nissan (5603 ед., +12%) сумел опередить Haval (4361 ед., +74). Замкнул «десятку» Volkswagen (4 354 ед., -53%), которому пока удается сдерживать натиск Chery (4235 ед., +102%).
Топ-5 самых продаваемых моделей захватил «АвтоВАЗ»: Vesta – первая с 11 542 продажами, а Granta (5 940 ед.), Niva (5359 ед.) и Largus (4476 ед.) заняли места с третьего по пятое. На вторую строчку поднялась Kia Rio: в декабре клиентам передали 7056 машин. Шестым стал Renault Duster (4333 ед.), дальше расположились Toyota RAV 4 и Camry (4331 и 3366 ед. соответственно), а Hyundai Creta в прошлом месяце стала только девятой (3081 ед.). Замкнул десятку Renault Logan с показателем в 3081 проданный автомобиль.
По итогам года «Веста» сумела обойти «Гранту» по общему числу продаж (113 698 и 111 430 ед. соответственно), став самым популярным автомобилем в России. Дальше расположились «корейцы»: Kia Rio (82 941 ед.), Hyundai Creta (68 081 ед.) и Hyundai Solaris (61 061 ед.).
Всего в 2021 году было продано 1 666 780 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 4,3% больше, чем годом ранее. Четыре ведущих бренда (Lada, Kia, Hyundai и Renault) сохранили свои позиции на российском рынке, показав рост продаж в районе 2-3%. А вот показатели Volkswagen просели сразу на 14%: по итогам года немецкий автогигант стал только седьмым, пропустив вперед не только Toyota (+7%), но и Skoda (-4%).
Быстрее всего растут продажи у брендов из Поднебесной. Haval в минувшем году нарастил показатели на 125% (до Mercedes-Benz не хватило меньше 4 тыс. машин), а продажи Chery взмыли на 225% – позади уже не только Audi и Lexus (их также обогнал Geely с ростом в 59%), но и Mazda, Mitsubishi и даже УАЗ.
«Тем не менее, положительные показатели 2021 года обусловлены динамикой роста только второго квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, на который оказал сильное влияние локдаун», – считает председатель АЕБ Томаш Штэрцель. По его мнению, спад российского авторынка продолжится и в дальнейшем: улучшения ситуации с дефицитом электронных компонентов, проблем с логистикой, разрывами цепочек поставок и ростом стоимости материалов в ближайшее время не предвидится.