Бизнес

«Резиновые» миллионы: куда движется утилизация шин в России
Переработка, утилизация и прочие «зеленые» слова прочно вошли в обиход любого автомобильного издания мира. Однако в России все еще сохраняется консервативный подход к спасению природы. Тем удивительнее для всех прозвучала новость о планах правительства по созданию единой госорганизации, которая должна заняться утилизацией использованных шин на деньги их же производителей. Почему удивительно? Потому что такая организация уже существует и достаточно успешно развивается, только без присмотра государства, что, очевидно, и смущает власти. Журнал «Движок» побывал на пресс-конференции «ЭкоШинСоюза» и выслушал мнение производителей колес о сложившейся ситуации.
Для начала уточним, что такое «ЭкоШинСоюз». Это некоммерческая организация, объединяющая производителей и импортеров шин, созданная в целях самостоятельного обеспечения производителями покрышек нормативов утилизации шин. На данный момент в состав ассоциации входят практически все ведущие иностранные производители покрышек в России: Bridgestone, Nokian, Michelin, Hankook, Yokohama и Continantal.
Объединиться в подобный союз компании решили после 2015 года, когда российское государство в рамках нового закона обязало производителей и импортеров шин самостоятельно утилизировать произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Сделано это было для снижения объема перерабатываемых отходов и обеспечения максимальной вторичной переработки.
По словам участников организации, вопросом утилизации отработавших покрышек занимались и в СССР, а вот после 1991 года отрасль, в общем-то, умерла. «ЭкоШинСоюз» только с 2015 года фактически возрождает утилизационную деятельность, а потому работы еще очень много.
Непосредственным поводом для экстренного собрания представителей «ЭкоШинСоюза» стали не только планы по созданию государственного регулятора процессов утилизации, но и опубликованные инициативы Минприроды. Производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против предлагаемых концепцией ведомства изменений в сфере обращения с отходами, в части изношенными шинами, а именно: против введения моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя, против одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объема произведенных и импортируемых шин и против введения экосбора.
Не секрет, что наше правительство не привыкло обсуждать регуляцию рынка с самими его игроками, а привыкло спускать сверху указания и нормативы. Поэтому данная пресс-конференция выглядела как последняя попытка производителей шин привлечь внимание общественности и указать на бессмысленность большинства предложений Минприроды.
На защиту текущего варианта утилизации встали: Георгий Ротов — генеральный директор Continental Kaluga, Джеффри Гловер — генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ, Дмитрий Молоканов — генеральный директор Michelin в Восточноевропейском регионе и Андрей Пантюхов — генеральный директор Nokian Tyres Россия. Проще говоря, отстоять право самим заниматься утилизацией своей же продукции решились компании, занимающие абсолютное большинство рынка.
Георгий Ротов, генеральный директор Continental Kaluga, подчеркнул, что задачей ассоциации является стимулирование и развитие комплексной системы сбора и утилизации изношенных шин на территории России. За период с 2017 по 2019 год утилизировано 136 тыс. тонн отработанных шин. По экспертным оценкам, в России ежегодно образуется порядка 800 тыс. тонн изношенных шин, что является одной из причин несанкционированных свалок шин, которые наносят ущерб окружающей среде и увеличивают риск возникновения пожаров.
Производители покрышек отметили, что союз постоянно стимулирует развитие переработчиков как в аспектах сбора и наращивания мощностей, так и в аспекте совершенствования инфраструктуры. С каждым переработчиком фиксируются четырехлетние планы развития. На данный момент в результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано немалое количество несанкционированных свалок.
Спикеры пояснили, что обсуждаемые в Минприроды инициативы по введению моратория могут перечеркнуть реализуемые и запланированные проекты в этой области. По мнению Андрея Пантюхова, генерального директора Nokian Tyres Россия, только последовательная работа бизнеса в рамках текущего законодательства сможет дать результат, а именно: создать и развить полноценную и хорошо работающую отрасль по обращению с отходами.
Джефф Гловер, генеральный директор Bridgestone Россия и СНГ заявил: «Важно отметить, что ликвидация сформированной системы может негативно сказаться на работе предприятий перерабатывающего сектора, что в итоге приведет не к росту, а к снижению общего объема утилизации шин».
Интересно, что на конференцию «ЭкоШинСоюза» приглашались и представители государственных органов, однако никто из них на дискуссию не пришел. Еще один довольно странный факт — с 2015 года в экологическую организацию не вступил ни один отечественный производитель покрышек
Члены ассоциации «ЭкоШинСоюз» выступают за постепенное повышение норматива утилизации. Дмитрий Молоканов, генеральный директор компании Michelin в Восточноевропейском регионе отметил следующее: «Текущее законодательство в области обращения с изношенными шинами выстроено в русле международных практик, и деятельность „ЭкоШинСоюза“ уже показывает конкретный положительный результат. Единовременное установление 100%-ного норматива по утилизации не приведет к 100%-ной утилизации. Важно наращивать мощности и создавать инфраструктуру».
«Объемы утилизируемых шин растут каждый год. В 2017 году было переработано 30 тыс. тонн, в 2019 году — уже 70 тыс. тонн, и этот показатель продолжает расти. По нашим прогнозам, при сохранении текущей динамики уровень утилизации достигнет 50% к 2024 году, что почти на треть выше целевого показателя для ТКО (36% в 2024 году)», — прокомментировал Сергей Подойников, исполнительный директор «ЭкоШинСоюза».
Кроме того, в ходе конференции члены «ЭкоШинСоюза» ответили на ряд важных вопросов. В частности, почему в союзе нет отечественных производителей «Кама» и Cordiant. По словам представителей объединения, ассоциация открыта всем новым членам, которые пожелают к ней присоединиться. Со многими ведется работа по вступлению.
Отдельно производители отметили, что на данный момент в законодательстве полно белых пятен, касающихся утилизации шин. В частности, нет никакой законной ответственности у шиномонтажей. Союз ведет мотивировочную работу с такими организациями, но приходится работать исключительно убеждениями и апеллировать к социальным аспектам.
Собравшихся гостей интересовал вопрос о том, к каким последствиям приведет принятие новых нормативов Минпроироды и как на это реагируют другие ведомства в правительстве. По словам руководителей компаний, от целого ряда других министерств уже поступили негативные отзывы на проект. Так что в союзе все еще надеются, что новые нормативы не примут. Однако Минприроды стоит на своем и активно использует государственные способы трансляции своего мнения с целью давления на общественность.
По словам генерального директора, Nokian Tyres Россия, затраты финской компании на утилизацию с принятием новых нормативов увеличатся в восемь раз. Другие компании называли конкретные цифры: 200 млн рублей в год дополнительно.
Представители компаний раскритиковали подход государства к утилизации шин. По их словам, есть опыт других стран, где переработка также диктуется правительством. Однако до момента создания системы иностранным бизнесом российские власти проблемой утилизации шин интересовались только в рамках законопроектов. А как только профильная иностранная НКО развернула активную деятельность, начались проблемы.
В такой системе положительные стимулы действуют гораздо сильнее, чем государственные наказания. Представители компаний не против регулирования и законов, но они верят в то, что регулирование должно быть сбалансированным, а то, что предлагается российским правительством сегодня, таковым не является.
«ЭкоШинСоюз» напомнил, что на конференцию были приглашены представители Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития, но от них пришли отрицательные ответы. Сторонники реформы из этих ведомств часто утверждают, что ничего не делается, что утилизации нет. Но эти утверждения ничем не обоснованы. Это просто утверждение, что ничего не делается и поэтому надо все менять. К сожалению, у этих людей больше медиаресурсов, чем у союза, и общественность читает про это на первых полосах ведущих газет.