Бизнес

Параллельный импорт. Хотели как лучше, а вышло?..

Параллельный импорт. Хотели как лучше, а вышло?..

В середине августа в российской столице состоялся форум «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты», организованный аналитическим агентством «Автостат». В его рамках эксперты и участники автомобильной отрасли обсуждали инструменты и возможности системы параллельного импорта, экономику и логистику в современных условиях, а также перспективы взаимодействия российской автоиндустрии с представителями стран СНГ и дальнего зарубежья. Основные тезисы выступлений участников форума — в материале «Движка».

Авторынок в новых реалиях

О положении дел на рынке как новых, так и подержанных автомобилей в России в условиях санкций и так называемой «структурной трансформации» экономики рассказали представители «Автостата».

Как сообщил директор агентства Сергей Целиков, по итогам семи месяцев текущего года общие продажи новых автомобилей всех типов в России сократились на 55%, до 484,3 тыс. единиц. Наиболее значительным (на 59%) было падение в сегменте легковых машин, на 43% упали продажи легких коммерческих автомобилей, продажи грузовиков сократились на 21%. Незначительный рост (на 1%) показал лишь сегмент автобусов.

Первый квартал года, отметил С. Целиков, был для авторынка в целом неплохим, а вот далее произошел обвал, и сейчас ежемесячный объем продаж составляет порядка 30 тыс. автомобилей. Подобные результаты, по словам эксперта, беспрецедентно низкие: «За более чем 20 лет работы со статистикой автомобильного рынка я такого не видел никогда!»

Изменилась также сама структура рынка: по итогам июля лидером по-прежнему остается марка Lada с долей порядка 40%, за ней держатся Kia и Hyundai, а вот далее следуют «китайцы». В десятке лидеров российского рынка в легковом сегменте по итогам июля — четыре бренда из Поднебесной. Объясняется популярность машин китайских марок, по словам С. Целикова, тем, что ввозят их в нашу страну практически бесперебойно.

Общий объем импорта новых автомобилей в РФ в июле, как рассказал исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, составил 8016 единиц. Для сравнения — предыдущее пиковое значение за последние 2,5 года было достигнуто в марте 2021-го: тогда в страну было ввезено 25 407 машин. При этом в июне-июле начало расти общее количество импортируемых в РФ автомобилей, а доля подержанных машин среди них существенно увеличилась. Так, в июле было ввезено в общей сложности 25 002 автомобиля, из них новых — 32%.

Главным источником импорта новых машин во втором квартале, по словам С. Удалова, стал Китай: на автомобили из Поднебесной пришлось 80,6% от общего объема ввезенных в РФ машин. На втором месте была Южная Корея с долей в 7%, на третьем — Япония (2,6%). В первом квартале, для сравнения, первую тройку составляли Китай (28,3%), Бельгия (25,2%) и Германия (17,4%).В сегменте же машин с пробегом лидером была и остается Япония с долей 86,6% в первом квартале и 87,4% во втором.

Параллельный импорт: теория и практика

Насытить рынок в условиях санкций и приостановки деятельности в России целого ряда автопроизводителей, по замыслу правительства, должен был параллельный импорт. Однако, как отметил ряд выступавших на форуме экспертов, его механизм на сегодняшний день сложен для импортеров и к тому же имеет массу юридических противоречий.

Наиболее часто применяемая сейчас схема ввоза путем параллельного импорта, по словам представителя АО «Электронный паспорт» Ильи Минкина, такова: автомобиль ввозится в третью страну, ставится там на учет и через определенное время ввозится в Россию. При наличии необходимых документов оформляется электронный паспорт, но признает ли его действующим ГИБДД и примет ли для регистрационных действий такую машину — зависит от целого ряда обстоятельств.

В частности, необходимо учитывать и возраст автомобиля (все авто до трех лет считаются при ввозе в РФ новыми), и экологический класс двигателя (юридические лица могут ввозить машины классом не ниже «Евро-5»), и наличие системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а также документов, разрешающих эксплуатацию машины в России. В целом, как показывает практика, физическим лицам ввезти автомобиль для собственных нужд существенно проще и дешевле, нежели юрлицам — партию машин.

Для компаний, занимающихся импортом, как отметил в рамках форума представитель НАМИ Сергей Аникеев, сегодня упрощен ряд требований к ввозимым машинам. Вместе с тем оценку безопасности и экспертизу должен проходить каждый поступающий в страну автомобиль. Договор купли-продажи, по словам эксперта, «не является основанием для разрешения эксплуатации автомобиля на территории России». Схожий подход применяется и к ввозу автозапчастей и компонентов: ввезти в РФ запчасти для личных нужд (ремонта и ТО собственной машины) существенно проще, нежели целую партию деталей для последующей продажи на территории страны. В последнем случае необходимо оформлять документы, которые подтвердили бы, что ввозимые детали прошли испытания в аккредитованных лабораториях.

Илья Плисов из Союза автосервисов напомнил, что до недавнего времени схема параллельного импорта в сфере поставок автозапчастей не могла проявить все свои преимущества, поскольку перечень деталей с указанием их кодов, по которым стал возможен ввоз, появился только 4 августа. По словам И. Плисова, в продолжении поставок на российский рынок заинтересованы многие зарубежные производители автозапчастей и компонентов; некоторые из них готовы также способствовать ввозу деталей через третьи страны и даже принимать претензии при гарантийных случаях. Вместе с тем, как отметил эксперт, появление новых звеньев в цепочках поставок повлечет за собой удорожание товаров, увеличение сроков прохождения заказов, ограничения по объемам заказов, а также риски потери поставщика.

По состоянию на середину августа, по словам И. Плисова, компаниям — дистрибьюторам автокомпонентов в целом было нетрудно поддерживать складские запасы запчастей для машин самых распространенных в России марок. Однако, как отметил эксперт, чем дороже автомобиль и чем реже он встречается на наших дорогах, тем сложнее найти для него детали и ремкомплекты. При этом владельцы популярных машин среднего класса отнюдь не застрахованы от проблем, заявил Илья Плисов и привел в пример случай из практики, когда автомобилист из Санкт-Петербурга не мог найти запчасти для Hyundai Tucson.

Краткое резюме

Главный вывод, который напрашивается из выступлений участвовавших в форуме специалистов, озвучил независимый эксперт Сергей Бургазлиев, отметивший, что на данный момент существующий механизм параллельного импорта точно не является инструментом насыщения рынка товарами массового спроса. Об этом, впрочем, еще весной предупреждали многие экономисты, отмечавшие, что по схеме параллельного импорта ввозить товары можно, но в меньших, чем прежде, объемах и по более высоким для конечного потребителя ценам.

 

Параллельный импорт. Хотели как лучше, а вышло?..

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2745

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки