Бизнес

«Сэкономив на запчастях, автовладельцы подвергают риску себя и свою семью»: панельная дискуссия Osram о проблемах контрафакта
В прошлом году доля контрафакта в сегменте aftermarket составила около трети. Помимо очевидных имиджевых и финансовых потерь брендовпроизводителей столь удручающая ситуация также грозит увеличением количества ДТП из-за некачественных поддельных запчастей. Ведущие бренды рынка, а также эксперты отрасли собрались на онлайнконференции, организованной компанией Osram, и рассказали о своих методах борьбы с контрафактом и возможных ключевых решениях.
Масштаб проблемы
Согласно исследованиям, доля контрафактных автокомпонентов на вторичном рынке РФ за 2019 год составила порядка 31%, что сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в России в целом (30%). При этом на товары с незаконным нанесением защищенных товарных знаков приходится около 11% от общего объема рынка автокомпонентов, а остальные поддельные детали продаются под товарными знаками, сходными с зарегистрированными до степени смешения. Они составляют примерно две трети от общего объема контрафактной продукции.
Естественно, самые популярные подделки — это «расходники», то есть регулярно заменяемые детали. Среди них: фильтры, тормозные комплектующие, ремни и цепи, детали подвески, а также лампы и фары. Для отдельных категорий компонентов доля контрафакта и вовсе достигает 45%.
Высокий спрос на контрафакт продиктован стоимостью подделок: в среднем такие детали на 30–50% дешевле оригинальных. Кроме того, влияет на их распространение и степень «толерантности» к контрафакту в обществе. Анализ рынка незаконных автокомпонентов показывает, что предложение формируют товары трех основных категорий: запасные части, произведенные в кустарных условиях, неоригинальные запасные части из Китая и других стран, нелегально импортируемые в РФ недобросовестными предпринимателями, и детали, произведенные на полноценных заводах, незаконно использующих зарегистрированные товарные наименования.
Самая массовая для отечественных автомобилей категория — это запасные части, произведенные в кустарных условиях. Подобные производства чаще всего расположены в «гаражах», а запчасти изготавливаются из бывших в употреблении деталей, которые либо восстанавливаются, либо создаются из очень низкокачественных материалов.
Вторая категория характерна для автомобилей иностранных марок. Эти запасные части в целом внешне соответствуют оригинальным, при этом материалы и технологический процесс, используемые при их изготовлении, не отвечают стандартам автопроизводителей. Упаковывается такая продукция в коробки, имитирующие оригинальные.
Небольшую долю рынка занимают запчасти, произведенные на полноценных промышленных предприятиях, которые затем фасуются заказчиками в упаковку, на которой незаконно применяются зарегистрированные товарные наименования. Эксперты рынка отметили, что чаще всего заказчики договариваются с производственной площадкой об использовании более дешевых материалов для снижения затрат.
Как бороться?
Технический специалист отдела «Специальное освещение» Osram Артем Нуриахметов поделился опытом внедрения инструментов для борьбы с контрафактом в компании и отметил, что важным ее аспектом является информирование клиентов об опасности приобретения поддельной продукции.
Сэкономив незначительную сумму, они подвергают рискам себя, свою семью и других участников движения. Большинство аварий происходит в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости.
Также бренд активно взаимодействует с правоохранительными органами: самостоятельно проводит мониторинг рынка и осуществляет контрольные закупки, на основании которых составляются заявления о привлечении продавца контрафакта к ответственности.
Кроме того, Osram вводит методы профилактической защиты своей продукции, например QR‑код на этикетке, который позволяет отследить подлинность продукции. В России Osram применяет двухфакторную систему проверки подлинности всех ксеноновых ламп, а также галогенных ламп в двойном пластиковом боксе.
Эксперты конференции с сожалением отметили, что государство практически не ведет работу по вовлечению потребителей в борьбу с контрафактом. Стратегический подход государства к борьбе с контрафактом во всех отраслях основывается исключительно на введении обязательной маркировки товаров контрольными идентификационными знаками, к которой эксперты относятся скептически. По их мнению, маркировка является целесообразным способом защиты от подделок дорогих товаров, к выбору которых потребители подходят с осторожностью. Но, по опыту экспертов, когда речь идет о товарах с низкой стоимостью, пользователи не готовы тратить время на проверку подлинности.
Как отметил Сергей Купцов, начальник отдела экономической безопасности АО «ЛадаИмидж» (официальный дистрибьютор запасных частей Lada), есть сомнения в реальной возможности и ценовой целесообразности маркировать все виды продукции. Любые дополнительные способы защиты влекут за собой удорожание товара для конечного потребителя, что снижает его привлекательность.
Вопрос ценовой политики становится едва ли не основным в ситуации, когда контрафактные запчасти продаются чуть ли не за бесценок, так как изготовлены из материалов самого низкого качества. Представители брендов обратили особое внимание клиентов на бессмысленность экономии средств при добровольной покупке контрафакта, ведь в конечном итоге потребитель все равно окажется в проигрыше изза повреждений, которые могут причинить машине немалый вред.
Алексей Стрючков, ведущий специалист по продажам компании Denso, отмечает, что цена современной технологичной свечи зажигания не превышает 700 рублей. Однако замена ее на дешевую контрафактную создает колоссальный риск. Кусочек поддельной свечи может обломиться и попасть в поршневую группу двигателя. В этом случае потребуется капитальный ремонт мотора, который обойдется владельцу автомобиля в десятки тысяч рублей.
Из новых незаконных схем наблюдается рост индустрии недобросовестных «лабораторий» — органов по сертификации, которые продают фальсификаторам сертификаты соответствия, необходимые для импорта и дальнейшего распространения запчастей.
Доля контрафакта растет и на фоне приоритизации проведения работ по восстановлению автомобиля за счет страховой компании перед денежной компенсацией. Данная тенденция наблюдается с 2017 года, когда восстановительный ремонт за счет страховой компании стал фактически безальтернативной формой компенсации ущерба по полисам ОСАГО.
По мнению некоторых экспертов, страховой индустрии и владельцам сервисов требуется приложить дополнительные усилия, чтобы повысить контроль над качеством используемых компонентов и внедрить систему компенсации, которая бы учитывала не только фактор цены, но и качество деталей.
Иностранный опыт
Не обошли стороной эксперты дискуссии и вопрос международного опыта борьбы с контрафактом. Как отмечает региональный директор по СевероВосточной Европе и Средней Азии «Ассоциации по борьбе с контрафактной продукцией React» Казимерас Саржицкас, опыт иностранных коллег показывает, что для успешной борьбы с контрафактом целью правоохранительных органов должно быть не только наказание нарушителей, но и создание условий для добровольного уничтожения контрафакта на ранней стадии.
Если нарушители признают вину и добровольно уничтожают товар по согласованию с правообладателем, то не всегда есть необходимость для привлечения к уголовной или административной ответственности. При упрощении процедур, связанных с задержанием и уничтожением контрафакта, наблюдается существенный рост таких задержаний и объема изъятой поддельной продукции.