Бизнес

«Пандемия бизнесу не помеха»: ключевые тенденции рынка корпоративного автопарка России
Один из лидеров рынка оперлизинга, компания Arval, опубликовала обзор рынка корпоративного парка России. Из исследования Arval Mobility Observatory можно узнать много интересного о текущем состоянии отрасли, а также об основных характеристиках автопарка компаний в РФ. Обозреватель «Движка» нашел главное в объемном отчете оператора.
Для начала — пару слов о методологии сбора информации для отчета, а также о ключевых вопросах, поставленных исследователями. Поскольку работа над докладом велась на фоне пандемии COVID-19, неизбежным оказалось наблюдение за проблемами, вызванными различными карантинными мероприятиями. Стремительное «озеленение» автоиндустрии поставило перед аналитиками еще один вопрос: какие виды транспорта могут стать основой корпоративных парков уже через три года? Наконец, оба эти аспекта потребовали ответа на более широкий вопрос — о новых решениях по организации мобильности, способных повлиять на рынок корпоративного транспорта.
Опрос охватывал два ключевых сегмента респондентов: компании, в которых трудятся от 1 до 99 сотрудников, были опрошены 132 раза, а фирмы, где более 100 сотрудников, — 120 раз. По структуре выборки респондентов в России самую большую долю составили представители сферы торговли (42), чуть меньше — сферы услуг (32); 15 компаний представляли различные отраслевые структуры, еще 11 — строительство.
Большинство респондентов ожидают, что в ближайшие три года будет наблюдаться лишь ограниченный рост корпоративных парков. Это сильно разнится с позицией большинства европейских компаний, которые, наоборот, планируют расширять свои автопарки, чтобы сделать поездки сотрудников на работу более безопасными на фоне пандемии COVID-19.
Отчасти это связано с тем, что в Европе весьма востребован и привлекателен операционный лизинг, в то время как Россия демонстрирует ограниченный спрос на эту форму финансирования: интерес к ней проявляют лишь 43% опрошенных (в сравнении с 61% на глобальном уровне).
Различия между Россией и Европой проявляются также в отношении компаний к экологичности автопарка. Исследователи логично считают, что причина этого кроется в лидирующих позициях России в экспорте газа и нефти и применение электротехнологий у нас не может происходить естественным путем. Так, прогнозируемая доля альтернативных энергетических технологий (АЭТ) в автопарках через три года не превысит 9% согласно ответам российских управляющих, в то время как на глобальном уровне — 35%. В этих условиях основные стимулы использования альтернативных технологий больше связаны с экономичностью, чем с влиянием на окружающую среду.
Средний размер автопарка компаний-респондентов — 46 машин, что ниже показателя в других странах. Всего 8% респондентов планируют сократить размер автопарка в следующие три года, в основном в связи с COVID-19. Одновременно 28% опрошенных ожидают рост автопарка в будущем. В целом стоит отметить, что, в отличие от многих стран, COVID-19, кажется, не сильно повлиял на будущие показатели автопарка в России. Российские компании в меньшей мере связывают развитие автопарка с влиянием COVID-19. Среди тех, кто планирует увеличить автопарк к 2023 году, всего 9% поясняют, что они хотят гарантировать безопасное ежедневное передвижение своих сотрудников. В Европе этот показатель — 29%.
«Средний срок владения корпоративным автомобилем в России — 5,8 года, в мире — 4,8 года»
Исследовали эксперты и потенциал роста автопарка. Выяснилось, что только 8% респондентов уверены, что автопарк их компании сократится в ближайшие три года; 28% убеждены, что автопарк увеличится. Остальные не планируют изменений. Для сравнения: в глобальном опросе те же 8% уверены, что парк сократится, зато на увеличение объемов надеются уже 45% опрошенных.
Какие именно причины роста своего автопарка называют респонденты? В первую очередь — рост и развитие компании в целом, что требует увеличения количества корпоративных автомобилей. Некоторые связывают необходимость увеличения парка с кадровыми потребностями — такими как прием на работу новых сотрудников или удержание уже работающего персонала.
Только 4% отечественных респондентов видят потребность расширения автопарка в развитии своей компании в связи с уменьшением налогов. В мире такие надежды есть у 11% опрошенных. Да и в целом основная причина увеличения автопарка для участников опроса — обеспечение безопасности передвижения сотрудников из-за пандемии. Об этом сообщил 61% респондентов.
Насущный вопрос о влиянии COVID-19 был прямо задан респондентам, и только 35% отечественных компаний ответили, что изменение общего количества автомобилей в автопарке связано с пандемией. В мире таких оказалось 60%.
Исследования также показали, что российские компании практически не рассматривают электромобили в качестве корпоративного транспорта. По их мнению, через три года электротранспорт будет составлять всего 9% от общего числа автопарка. В мире компании оценивают эту долю в 35%. В сегменте LCV дела обстоят еще более удручающе для «зеленых»: прогнозируемая доля электрокаров в данном сегменте — 7% в России и 32% в мире.
Есть разница и в мотивации тех, кто все-таки собирается использовать альтернативные топливные технологии. В мире главной причиной обращения к «альтернативам» является «меньшее воздействие на окружающую среду». В России это «снижение расходов на топливо» — 71% респондентов остановили свой выбор на данном варианте ответа.
Похожая, но все-таки немного другая ситуация сложилась при ответе на аналогичный вопрос, относящийся к LCV. В данном случае на снижение расходов на топливо как способ экономии обратили внимание только 52% респондентов из России. Что логично, так как аккумуляторные возможности пока не так развиты, чтобы обеспечить приемлемую дальность хода коммерческому автомобилю, который практически постоянно находится в работе.
Помимо непосредственно состава автопарка у компаний также выяснили, готовы ли они рассматривать альтернативные решения по организации мобильности. Уже сейчас из тех, кто использует различные «альтернативы», 32% предпочитают корпоративный каршеринг для сотрудников. В этом вопросе мы в кои-то веки «впереди планеты всей»: в мире этот показатель — только 28%. В ближайшие три года доля корпоративного каршеринга, по прогнозам респондентов, должна составить 56%.
Каков итог?
Анализируя исследования, вновь и вновь, желаем мы того или нет, приходится возвращаться к народной истине: у России — свой путь. Пока... Отечественные компании практически полностью отрицают влияние «коронакризиса» на экономику и бизнес при формировании своего корпоративного автопарка. В то время как для всего остального мира пандемия стала главным фактором как падения, так и потенциального развития, наши респонденты веруют в другие причины.
Похожая ситуация складывается и в отношении развития «зеленых» технологий. Правда, к скептическому отношению наших компаний к альтернативным источникам энергии мы уже привыкли. Тем более что, в отличие от большинства стран Европы, у нас государство никак не мотивирует компании переходить, например, на электромобили. Поэтому ожидать «инициативы снизу», которая априори связана с большими затратами, не приходится.