Бизнес

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

От представителей российского рынка автокомпонентов регулярно приходится слышать, что работа с розничными точками продаж запчастей — очень хлопотное дело. Было бы намного проще и выгоднее всем, если бы все запчасти продавали через сервисы, которые закупают их мелким или средним оптом и продают уже вместе с установкой — как в Европе. О том, почему в России «все не так», журнал «Движок» узнал на личном опыте.

 Много лет вращаясь в автомобильной отрасли и зная принципы ее работы изнутри, сотрудники почти любого специализированного издания находятся, что называется, «в теме», а потому очень быстро могут сориентироваться тогда, когда любой другой автомобилист растеряется.

Так произошло и на этот раз, когда в одном из известных независимых сервисов Санкт-Петербурга сотруднику редакции выкатали недурственный счет за комплексный ремонт его «немолодого» японского автомобиля. В принципе ничего необычного: рассчитывать на бюджетную замену пары десятков расходных, и не только, запчастей для «японца» было бы наивно, если бы не одно но: знание оптовой и розничной стоимости этих самых запчастей благодаря профессиональному сотрудничеству с производителями и распространителями этих компонентов.

Как оказалось, стоимость запасных частей в сервисе была завышена минимум в два, а по некоторым позициям — более чем в три раза. Причем звонок оптовым поставщикам этого сервиса мгновенно выявил уровень жадности именно СТО, поскольку отгрузка велась по стандартным оптовым тарифам.

Данный факт навел на мысль провести небольшое исследование рынка сервисного обслуживания в Санкт-Петербурге и выяснить, во всех ли независимых сервисах уровень цен на запчасти настолько высок.

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

В качестве точки отсчета был взят еще один редакционный автомобиль, весьма популярный на нашем рынке Volkswagen Polo sedan 2013 года выпуска. Тем более что именно для подобных машин сейчас наступил постгарантийный период, когда их владельцы могут с чистой совестью «сбежать» от дилера.

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

А поскольку разброс цен на неоригинальные запчасти в зависимости от производителя зашкаливает и не дает объективной оценки, в качестве лакмусовой бумажки мы взяли стоимость оригинальных запчастей, а за точку отсчета — их стоимость у официального дилера Volkswagen. А в распоряжении у нас были наиболее часто используемые «расходники»: масло и масляный фильтр, свечи зажигания, тормозные колодки и тормозные диски. И вот что вышло.

 

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Официальный дилер

1) Передние тормозные колодки — 4040 рублей.

2) Передние тормозные диски — 6000 рублей.

3) Свечи зажигания (4 шт.) — 2650 рублей.

4) Фильтр масляный — 1000 рублей.

5) Масло моторное (5 литров) — 5100 рублей.

Общая стоимость — 18 790 рублей.

 

Так как мы рассматривали только оригинальные запчасти, а не их более доступные аналоги, неудивительно, что стоимость материалов у «официала» оказалось далеко не такой завышенной, как принято считать. Неоспоримый плюс покупки запчастей у официального дилера — наличие всего и всегда. К тому же при ремонте постагрантийной машины дается существенная скидка на работы. Но, забегая вперед, скажем, что даже со скидкой ремонтироваться в абсолютно любом неофициальном сервисе будет гораздо выгоднее.

Из минусов нельзя не отметить, что дозвониться до очень занятого отдела запчастей получилось, только набрав третьего официального дилера в городе. Во всех остальных предлагали только оставить свой номер телефона. Кстати, дилер также предложил нам приобрести более дешевые тормозные диски официального «бюджетного» бренда марки Economy, которые стоят 4800 рублей за комплект. Но тут же предупредил, что делаются они в Индии и «прикажут долго жить» гораздо раньше полноценных оригинальных колодок.

 

Плюсы:

— оригинальные запчасти всегда в наличии;

— низкая вероятность купить подделку.

Минусы:

— выше стоимость работ, даже со скидками на постгарантийное обслуживание;

— сложно дозвониться до отдела запчастей.

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?
 

Сесть СТО «Автостолица» (6 станций)

1) Передние тормозные колодки — 3500 рублей.

2) Передние тормозные диски — 10 000 рублей.

3) Свечи зажигания (4 шт.) — 3120 рублей.

4) Фильтр масляный — 672 рублей.

5) Масло моторное (5 литров) — 5966 рублей.

Общая стоимость — 23 258 рублей.

Самые дорогие запчасти в нашем списке. Если наценку на масло и свечи понять еще можно, то вот почему в такую сумму оценили тормозные диски, остается непонятным. Такое ощущение, что подобные суммы появляются словно из анекдота про запись в чеке «прокатило» с надеждой на покупателя, который не станет «париться» с поиском более дешевых аналогов. Надо признаться, регулярно и прокатывает. Зато эта организация наиболее оперативно работала с потенциальными клиентами: сразу удалось дозвониться и выяснить цену запчастей и работ.

Плюсы:

— доставка оригинальных запчастей на следующий день после заказа;

— быстрая работа отдела запчастей.

Минусы:

— самая большая стоимость запчастей;

— большая стоимость работ.

 

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Сеть СТО «ЕвроАвто» (14 станций)

1) Передние тормозные колодки — 5500 рублей.

2) Передние тормозные диски — 10 000 рублей.

3) Свечи зажигания (4 шт.) — 1320 рублей.

4) Фильтр масляный — 670 рублей.

5) Масло моторное (5 литров) — 5320 рублей.

Общая стоимость — 22 810 рублей.

С тормозными дисками в «ЕвроАвто» примерно такая же история, как и в сервисе «Автостолица» - явно завышенная цена. А вот стоимость оригинальных свечей приятно удивила. Кроме того, у компании много программ лояльности, то бишь, скидок на работы, а также большое число сервисов по городу.

Плюсы:

— быстрая доставка материалов, некоторые есть даже уже в наличии;

— скидки на ремонт при покупке запчастей;

— большое количество станций.

Минусы:

— не всегда понятное ценообразование.

 

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Сеть СТО «Zet-Авто» (11 станций)

1) Передние тормозные колодки — 4400 рублей.

2) Передние тормозные диски — 9000 рублей.

3) Свечи зажигания (4 шт.) — 2200 рублей.

4) Фильтр масляный — 650 рублей.

5) Масло моторное (5 литров) — 5200 рублей.

Общая стоимость — 21 450 рублей.

В этой организации пришлось попотеть, чтобы в прямом смысле заставить «запчастника» заказать оригинальные материалы. С одной стороны, это безусловные плюс, когда мастер пытается сэкономить тебе деньги, предлагая более дешевые аналоги, но когда он делает это с маниакальной настойчивостью и в прямом смысле отказывая тебе в заказе запчастей, которые ты выбрал, это уже начинает напрягать.

Плюсы:

— грамотная работа мастеров, которые всегда стараются сэкономить твои средства (или это грамотная работа по отработке нужных брендов);

— большое количество станций.

Минусы:

— не всегда понятное ценообразование.

 

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Сеть СТО «Бош Авто Сервис» (10 станций)

1) Передние тормозные колодки — 2980 рублей.

2) Передние тормозные диски — 5600 рублей.

3) Свечи зажигания (4 шт.) — 1680 рублей.

4) Фильтр масляный — 510 рублей.

5) Масло моторное (5 литров) — 4000 рублей.

Общая стоимость — 14 770 рублей.

Факт есть факт: в сервисе «Бош» сумма оригинальных материалов вышла значительно ниже, чем у всех остальных участников рейтинга, включая и самих официальных дилеров со всеми их скидками. Видимо, объемы поставок и продаж таковы, что позволяют гибко регулировать ценовую политику.

Недостаток традиционный: дозвониться до нужного сервиса стоит немалых усилий. Даже когда это удастся, нужно будет приложить настойчивость, чтобы заставить сотрудника оперативно сообщить вам стоимость запчастей здесь и сейчас, так как большинство ссылаются на занятость.

Плюсы:

— стоимость материалов гораздо ниже, чем у других;

— большое количество станций.

Минусы:

— тяжело дозвониться до сервисов.

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?
 

Что же мы выяснили?

Во-первых, очевидным стало то, что ценообразование только по самим сервисам, без привязки к магазинам запчастей, строится по принципу «кто во что горазд» — разброс цен по крупнейшим сетям СТО составляет до 60%, причем дилерские и мировые брендированные станции оказываются в числе не самых дорогих. Так что в вопросе экономии средств при ремонте авто деньги может сэкономить даже не самостоятельная покупка запчастей, а более вдумчивый выбор сервисной станции. Правда, тут стоит сделать поправку на стоимость самих работ, которые вполне могут компенсировать весь предоставляемый дисконт на запасные части на этой же СТО, как часто происходит, например, у тех же дилеров. В общем, пословицу «семь раз отмерь, один раз отрежь» никто не отменял.

Второй вывод более очевиден: при прочих равных стоимость запасных частей в магазине всегда ниже, чем на сервисной станции. Причину этого нам пояснил глава известной в Петербурге сервисной станции «Дилижанс» Александр Михайлович Пахомов: «Увы, никакая сервисная станция не может конкурировать по цене с магазином запасных частей, особенно если это касается интернет-магазинов. Мы столкнулись с этим еще несколько лет назад, когда наши клиенты на сервисе после прохождения диагностики отказывались от наших запчастей и заказывали их с планшета с доставкой прямо до подъемника! Оказывалось, что стоимость запчастей в таких магазинах порой ниже нашей закупочной цены. В чем секрет такого демпинга? Все просто: себестоимость. СТО вынуждены закладывать в стоимость запасных частей все, включая содержание склада, персонала, механиков, оборудования и прочего. А у интернет-магазинов иногда склад на даче, офис на кухне, а из оборудования — только ноутбук. Благодаря чуть ни нулевым затратам им удается работать на демпинговых ценах, а из-за хороших объемов реализации дистрибьюторы предоставляют магазинам еще и дополнительные скидки, которые недоступны СТО. Вот и весь секрет».

Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?Отличия России от Европы: почему у них запчасти покупают в сервисах, а у нас — в магазинах?

Каков итог?

Собственно, зная, как устроен автобизнес в Европе, можно легко ответить на главный вопрос, поставленный в заголовке этой статьи. Напомним, что рынок сервисного обслуживания и запасных частей в Европе развивался совершенно отличным от российского способом, он давно сформирован и, главное, довольно жестко регламентирован.

Во-первых, львиная доля производств запасных частей в этой самой Европе и находится, а благодаря компактности и транспортной развитости стран резко сокращаются затраты на логистику, а также различные таможенные нюансы. Помимо этого, благодаря общей стабильности экономики и внутреннему производству стоимость запасных частей почти не подвержена инфляционным колебаниям. Более того, в большинстве стран Евросоюза для обеспечения антимонопольного законодательства существуют гласные и негласные «ценовые потолки», причем как верхние, так и нижние — то есть, по сути, госрегулирование.

Еще один фактор, влияющий на ценообразование, заключается в том, что основными владельцами сервисных сетей в Европе являются сами же производители автокомпонентов либо их крупнейшие дистрибьюторы, что позволяет наладить масштабный сбыт собственной продукции прямо до подъемника.

В совокупности и при среднем более высоком уровне жизни все это позволяет европейским автовладельцам мало беспокоиться о стоимости запчастей, воспринимая их покупку исключительно как часть процедуры ремонта авто, а не как отдельного товара, с которым надо куда-то ехать. Фактически стоимость ремонта и запчастей по странам на территории ЕС едина и почти не подвержена ценовым колебаниям, потому и лишена смысла поиска каких бы то ни было альтернатив.

У нас же рынок автозапчастей только-только начинает приобретать черты цивилизованного бизнеса, да и то на уровне представительств брендов автокомпонентов и отчасти дистрибуции. Нижний же уровень развития, то есть розница, до сих пор носит стихийный характер формирования, крайне зависим от внешних факторов и колебаний курса и никак не отрегулирован законодательно. То есть, что называется, полностью подвластен «невидимой руке рынка», которая и позволяет устанавливать «дикие» стопроцентные диапазоны цен и налаживать любой уровень сбыта с ноутбука на кухне со складом на даче.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
3627

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки