Бизнес

Международная конференция автосервисного бизнеса: «Дефицит квалифицированных специалистов грозит кадровой ямой»
Различные обсуждения проблем автосервисной отрасли проходят в России едва ли не каждый месяц. Особенно часто представители ведущих независимых СТО стали встречаться во время «локдауна», когда только общие усилия помогли отрасли остаться на плаву. Совместные дискуссии и обсуждение проблем оказались весьма эффективными методами развития бизнеса, и некогда локальная инициатива перешла на международный уровень. Первая международная автосервисная конференция призвана помочь поделиться опытом ведения бизнеса игрокам сервисного рынка ведущих автомобильных стран мира.
В ходе онлайн-встречи владельцы автосервисов рассказали о нюансах и отличиях ведения бизнеса в США, Китае, Германии и России. Ведущие эксперты отрасли также поделились своим статистическим наблюдениями по поводу среднего возраста автомобилей по странам, объемам рынков и стоимости обслуживания машин.
Программа мероприятия началась с аналитического отчета Александра Груздева – основателя агентства Gruzdev Analyze. По представленным им данным, на рынке Китая сейчас отмечается огромный рост количества автомобилей. За последние 10 лет количество машин в стране выросло на 420% (+223 млн). На втором месте следуют США с приростом в 32 млн автомобилей. Однако в Китае на 1000 жителей приходится только 188 автомобилей, в то время, как в США – 838 авто на ту же тысячу человек.
При этом стоит отметить, что количество водителей в Китае в 1,5 раза больше автопарка страны. Аналогичная ситуация сложилась и в России, где на 37 млн эксплуатируемых автомобилей приходится 72 млн водителей.
«Говорить о том, что в странах с высоким количеством водителей в ближайшее время будет рост автопарка, нельзя. Конечно, когда автомобилей больше, чем водителей, это ограничивает потенциал роста автопарка. Европейские и американские рынки хоть и прирастают, но это уже минимальные проценты роста. Все продажи автомобилей в этих странах на 95% направлены на обновление парка, — отмечает Александр Груздев. — В развивающихся странах, где пока нет большого насыщения автомобилями, есть потенциал роста».
Несмотря на ежегодный прирост автопарка на ключевых рынках, неумолимо растет средний возраст эксплуатируемых автомобилей. Ожидаемо, что самый молодой возраст автомобилей – в Китае: 5 лет. Самые возрастные авто – в России: почти 14 лет.
По мнению Александра Груздева, 2020-й год стал для аналитиков весьма интересным для наблюдения за ключевыми рынками из-за карантина. Так, Россия – единственная страна, где вырос средний пробег автомобилей, – до 12 846 км в 2020 году (12 719 км в 2019-м). В Германии в 2020 году средний пробег сократился на 17%, в США – на 7%; в Китае же он практически не изменился.
«Все дело в том, что из-за закрытых границ россияне активно поехали на дальние расстояния внутри страны. Если ранее многие путешествовали и отдыхали за границей, то сейчас центрами притяжения стали южные регионы, морское побережье, Алтай, Байкал. В Европе и США внутренний туризм высоко развит, в отличие от России, а карантинные ограничения снизили количество путешествующих в этих странах. В итоге мы видим резкое снижение пробега в США и Германии», – отметил А. Груздев.
Согласен с ним и Данил Соловьев – директор и сооснователь международной сети автосервисов Fit Service. По его мнению, сейчас люди предпочитают путешествовать внутри страны. Если раньше летом мы практически всей страной собирались и улетали за границу, то сейчас все пересели на автомобили и путешествуют в соседние регионы и на море. По мнению г-на Соловьева, в 2021 году сохранится высокий средний пробег, а скорее всего – он даже превысит показатели прошлого года.
По данным международной сети автосервисов Fit Service, возраст и пробег автомобилей в России продолжают расти, что логично приводит к большим финансовым затратам на ремонт машин. В первом квартале 2021 года затраты на авто в возрасте 9-12 лет составили 12 545 рублей (+12% к 2020 году), а 12-15 лет — 12 669 рублей (+15,3% к 2020 году).
Естественно, главным событием международной конференции автосервисного бизнеса не мог не стать рынок автосервиса в других странах и национальные особенности его функционирования. Лидером по количеству автосервисов в стране стал Китай — более 505 тысяч предприятий. На втором месте США — 237 тысяч станций, в Германии — 83 тысячи, а на последнем месте – Россия: чуть больше 50 тысяч СТО. Несмотря на то, что Россия находится на последнем месте по общему количеству станций, страна уверенно занимает вторую строчку по количеству зарегистрированных автомобилей на одно сервисное предприятие — 978 автомобилей. Впереди только США с показателем в 1186 автомобилей на один автосервис.
Общее количество машинозаездов в сервисы в большей степени зависит от размера парка страны. Поэтому самые большие рынка мира – США и Китай: 656 млн заездов и 629 млн, соответственно. США и Китай – в лидерах и по среднему значению машинозаездов на автомобиль в год — 2,3 и 2,2 раза. Не отстает от лидеров и Россия: при 100 млн машинозаездов в год в среднем каждый автомобиль приезжает в сервис не менее двух раз в год.
Россия стала безусловным лидером по количеству «кулибиных». Почти треть автовладельцев производят ремонт и обслуживание самостоятельно. Стоит отметить, что это именно ремонт и техническое обслуживание, не считая замены техжидкостей и щеток стеклоочистителя. Следом за Россией уверенно идет США, где 18% автовладельцев тоже делают ремонт и обслуживание авто самостоятельно.
«Китай — это рынок, который совсем недавно сформировался. Поэтому у водителей нет культуры самостоятельного обслуживания автомобиля, как и нет привычки приезжать со своими запчастями в автосервис. В Китае сформировалось поведение купить новый автомобиль, обслуживать его у дилера, а затем уже обслуживаться в независимой СТО», — отметил Александр Груздев.
По мнению экспертов конференции, проблема квалифицированных кадров стоит крайне остро для всех стран. В США, Китае и Германии — это сейчас проблема №1. В России на первом месте стоят коммерческие трудности, недостаток клиентов и малый оборот, но уже вторая и третья позиция — кадровый голод в отрасли.
«На рынке – дефицит технических специалистов, который через 3-5 лет грозит отрасли кадровой ямой, — подтверждает HR-директор международной сети автосервисов Fit Service Светлана Соловьева. — Дело в том, что выпускники специализированных учебных заведений изучают, в основном, теорию. В итоге ребята, которые отучились 3–4 года, не знают, как поменять масло на современном автомобиле. Только 2–4% выпускников имеют практические навыки и могут что-то сделать».
Более того, по единогласному мнению всех экспертов, в ближайшие 5-7 лет независимые СТО по всему миру столкнутся с проблемой найма программистов для ремонта и обслуживания автомобилей с системами автономного вождения, и, к сожалению, пока мало кто об этом задумывается.
Про особенности сервисного бизнеса США рассказал Кази Хан — экс-собственник Meineke Care Centre и владелец «Casey’s Autorepair». Он отметил большую разницу между существованием автосервиса в рамках крупной действующей франшизы в США и между отдельной независимой работой сервиса. По его мнению, при работе в системе франшизы организации, чтобы хотя бы оправдать свое существование, нужно обслуживать не менее ста машин в неделю при наличии 5-6 подъемников. Также г-н Хан отметил, что по традиции сервисы в США распределяют свою прибыль в отношении 50/50 к услугам сервиса и к продажам запчастей.
В похожем ключе высказался и Пабло Д. Баррон — собственник независимой станции The Tire Garage & Auto Repair. Однако его речь была больше посвящена проблематике привлечения клиентов. По его мнению, расположение сервиса является одним из ключевых аспектов успешности бизнеса. Немалое внимание Д. Баррон привлек к процессу выстраивания отношений с клиентами. Прочные отношения с клиентом — залог успеха, даже если средний ценник в сервисе выше, чем на рынке, считает эксперт.
Однако США были представлены не только владельцами сервисов. Свое мнение высказал также президент «Ассоциации независимых поставщиков автокомпонентов и технического обслуживания автомобилей» Пол Маккарти. По его словам, рынок запчастей Северной Америки сейчас имеет четыре основные проблемы: сбои цепи поставок, доставка запчастей, нехватка рабочей силы и инфляция.
Китай на конференции представлял Чен Хайшен, который является соучредителем и главным редактором отраслевого издания AC Auto. По его словам, несмотря на молодость отрасли, уже сейчас автосервисов в некоторых регионах Китая больше, чем потребителей. В результате большинство сервисов имеют не больше 1000 постоянных клиентов. Кроме того, нет единых отраслевых параметров. Разные магазины могут иметь разные номера одних и тех же запчастей, в итоге цепочки поставок оказываются неэффективными.
От Германии выступал владелец Bosch Car Service Lukatsch Фридрих Лукач, который отметил, что в Германии весьма специфический подход к оплате труда специалистам сервиса. Кроме того, г-н Лукач отметил общемировую тенденцию по дефициту квалифицированных кадров. По его подсчетам, средний срок работы на станции — 5 лет, а количество студентов или учеников на стипендии не превышает двух в моменте. Таким образом складывается ситуация при которой текучка кадров не позволяет максимально эффективно развиваться сервису.