Бизнес

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Реклама автомобилей в СМИ, различные мероприятия, организованные дилерскими центрами, всевозможные акции и приглашения от автомобильных брендов, совместные проекты с партнерами — к этому привыкли многие. А вспомните, когда последний раз вы слышали что-то о медиаактивностях компаний, выпускающих фильтры, колодки и рычаги подвески? Удивительно, но иногда даже сами производители запчастей не понимают, зачем это и многое другое им надо. О том, что такое маркетинг в сфере бизнеса запчастей, нам рассказал директор по маркетингу одного из самых успешных в этом плане брендов — KYB — Сергей Бескоровайный.

— Сразу было понятно, что российскому подразделению KYB нужен отдел маркетинга? Были определены цели и расставлены необходимые приоритеты и задачи?

— Не совсем так. Первоначальные задачи представительства включали организацию двух основных функций — продаж и логистики, то есть сертификации, построения дистрибьюторской сети, поставок и реализации продукции. Официальные продажи компонентов KYB начались в России с начала 2000 года, а до этого бессистемно поставлялись разными европейскими компаниями.

Представительство KYB в России было создано в 2006 году и подчинялось европейскому подразделению компании. Соответственно, основные вопросы маркетинга решались там. В 2006 году было развернуто производство POSM, началось размещение рекламы в СМИ, была организована техническая поддержка продуктов и начала формироваться программа «KYB Сервис». Все это предназначалось главным образом для защиты продукции от многочисленного тогда контрафакта.

На начальном этапе представительство решало маркетинговые задачи по мере поступления с привлечением агентств. В 2011 году была создана рабочая маркетинговая группа, которая после создания Российского подразделения KYB — компании «КУБ Евразия» — трансформировалась в маркетинговый отдел.

— Какие именно действия необходимы на начальных этапах?

— На начальном этапе необходимо сформулировать цели маркетинга, стратегический и тактический маркетинговые планы. Нужно понимать, что начальные этапы маркетинга по работе с известным брендом и с новым различаются. Любой маркетинг начинается с исследований и анализа. Эта исследовательская работа позволяет составить текущую картину рынка, получить представление о слабых и сильных сторонах бренда, сформировать цели и понять пути их достижения.

К примеру, основная ценность продуктов KYB — качество. Мы первые, кто предоставил двухлетнюю расширенную гарантию на амортизаторы и пружины. Первые, кто увеличил гарантию до трех лет. Большой объем работ проводится над процессами сохранения качества продуктов и полнотой коммерческого предложения. В непростой 2014 год мы осознали, что будущее за конкуренцией маркетинга. Рынок поменялся — с рынка продавца на рынок покупателя. То есть количество предложений стало опережать спрос. Очень важно было выстраивать маркетинг, повышать лояльность к бренду, не только с дистрибьюторской сетью, но и с ретейлом, и непосредственно с автовладельцем.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Мы торгуем сложнотехническими продуктами и отдаем себе отчет, что решение о покупке принимается пользователем на уровне взаимодействия с профессионалами. Были усилены маркетинговые статьи бюджета по этим направлениям и смещен фокус на показатель Sell Out у дистрибьюторов. Началась масштабная работа на всех ступенях продвижения и по единому плану: единые цели, проекты и структура.

«Часто взгляд маркетолога замыливается, и пул активностей повторяется из года в год. Иногда необходимо пробовать новые инструменты, пусть даже на первый взгляд не совсем ожидаемые для конкретного рынка, например направленные на эмоциональную составляющую. Так родилась трилогия KYB с японской мудростью, которая гласит: меняешь амортизатор, меняй и пружину. Как вы понимаете, задача — изменить привычку автовладельца устанавливать амортизаторы без пружин»

— Единые цели, проекты и структура — это инициатива российского офиса или общемировые тренды компании KYB?

— Это российская инициатива. KYB — это группа компаний. У каждого подразделения свои цели и задачи, исходя из различных этапов и уровня развития бизнеса. Например, у российского подразделения когда-то была задача по наполнению рынка товаром. Сейчас такие же цели у европейского подразделения в Африке. Есть рынки, которые для компании уже сложились и развиты. Если взять американский и европейский рынки, там маркетинговые процессы сейчас самые востребованные.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Но ориентироваться на них нужно дозированно. Например, европейская модель развития рынка к нашим условиям в определенных частях не подходит, поэтому мы берем за основу американскую модель, которая, несмотря на все различия в автомобилизации и финансовом обеспечении, очень похожа в плане долгосрочного развития процессов.

Между подразделениями налажен обмен опытом, после адаптации активно внедряются эффективные инструменты. Наблюдая за другими рынками, мы можем прогнозировать развитие рынка и заранее формировать правильную маркетинговую политику. К примеру, приходится слышать, что у физических магазинов автозапчастей нет будущего, потому что развитие интернет-магазинов уничтожит этот бизнес. Безусловно, интернет-магазины в будущем могут занять значительную часть рынка, но если посмотреть на развитый американский рынок, то мы увидим, что форматы автомагазинов сохранились.

Да, произошла определенная трансформация по специализации, появился формат магазинов-складов и т. д. К тому же нужно учитывать психологию покупателя: общение вживую составляет значительный фактор при выборе того или иного товара.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Большую роль для интернет-магазина играет логистика. А эта область у нас еще не очень хорошо развита. Главным оператором по запчастям, например, является «Почта России». Если в Москве и Петербурге работа налажена, то в дальних регионах с этим есть проблемы. Там надо открывать новые склады, организовывать процессы и т. д. Маркетинг — это не только реклама, это комплекс мероприятий: контроль производства и запасов, логистические вопросы, ну и, естественно, продажи и продвижение.

«Всегда необходимо оценивать эффективность маркетинговых инструментов по итогам полугодия и года, выявляя эффективные и неэффективные действия на основании показателей. Последние оптимизируются либо секвестируются»

— То есть сегодня наибольшее внимание уделяется логистике?

— Если говорить о российском рынке, то — да, значительную часть внимания к бизнесу составляет логистика. Уже недостаточно иметь договоренность о продвижении товаров между двумя компаниями. Все больший оборот набирают вертикальные маркетинговые модели, и все больше компаний ориентируются на многоканальную систему распределения товаров.

Повышение конкуренции и экономическая ситуация заставляют рынок стремиться к сокращению числа посредников. Рост цен на импортные товары из-за курсовой разницы, снижение покупательской способности населения, критическое падение маржинального дохода всех участников товаропроводящей цепи требуют оптимизации расходов, развития новых покупательских сегментов и каналов распределения. При внедрении многоканальной системы распределения товаров увеличивается охват рынков, снижаются затраты на содержание всех каналов, повышается качество торговли. Рынок требует сокращения числа посредников.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Дистрибьютору уже недостаточно быть просто представителем марки. Ему необходимо становиться логистическим оператором, развивать сеть складов и собственные сети сбыта. Создается система, при которой и производитель, и дистрибьютор, и покупатель вовлечены в общие процессы. В зависимости от модели бизнеса эти модели либо договорные, либо управляемые одним из участников товаропроводящей цепи, либо собственные.

Однако построение такой системы — достаточно дорогое удовольствие. Наиболее массовым для нашего рынка видится модель договорных ВМС, где производитель сосредотачивается на производстве бренда и контроле его позиционирования и продвижения, а дистрибуционно-розничная сеть — на логистике и продажах непосредственно автовладельцу.

— Неужели строить и контролировать собственную сеть дороже, чем вкладывать деньги в посредника?

— Не дороже, а менее эффективно. Дистрибьюторские сети (пока производитель занимается своей главной задачей — производством и развитием продукта) развивают все составляющие его эффективного продвижения на рынке в соответствии с общим планом. То, что производителю пришлось бы строить заново, у дистрибьютора уже построено и отработано. Есть налаженные процессы, профессиональные кадры, охват, есть локации, площади и много чего еще. Если во все это влезать, то придется вкладывать очень большие инвестиции, причем сразу.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Простой пример. Вывод новых брендов на рынок сегодня делается исключительно посредством интеграции в дистрибуционные сети — получается сразу добиться максимального распространения. Производителю остается лишь вкладывать деньги в продвижение, повышение узнаваемости бренда, формирование пользовательского опыта — все.

Обратная ситуация — короткий жизненный цикл бюджетных брендов. Выводится новый продукт, очень быстро на него складывается негативный пользовательский опыт, и, вместо работы с рекламациями и вкладыванием денег в повышение качества, новый бренд «хоронится», а вместо него выводится точно такой же новый, только с переклеенными этикетками и новыми упаковками. И процесс повторяется.

— Кто же должен продвигать бренд в первую очередь — сам производитель или дистрибьютор, который заинтересован в большом обороте?

— Участие в развитии и продвижении бренда должны принимать все стороны, потому что в его успехе заинтересованы и сервисные станции, и магазины, и дистрибьюторы, и производитель. Но, безусловно, ответственность за бренд лежит на производителе и владельце бренда. У производителя долгосрочные планы на успех своего творения.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Интерес дистрибьюторов — в возврате вложенных в бренд средств. Сервисные станции работают непосредственно с автовладельцем и напрямую заинтересованы в качественном обслуживании. Репутация станции складывается исходя из выбора брендов компонентов, знаний и возможностей их производителей. Поэтому, возвращаясь к началу разговора, понятно, почему нам необходимо интегрироваться в сервисную среду. У нас технически сложный продукт, который требует знаний и профессионализма при установке и использовании. В ином случае пострадает репутация всех.

«У людей нет потребности купить амортизатор — есть потребность починить машину, решить проблему с подвеской, где амортизатор является одной из составных частей. А потому рынок компонентов неразрывно связан с компетенцией СТО, которую необходимо непрерывно повышать»

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Каков итог?

Маркетолог — это очень большая ответственность, потому что он распоряжается деньгами инвестора. Он должен уметь показывать руководству эффективность своих проектов, оценивать расходы и возврат инвестиций. Есть масса показателей, по которым это высчитывается. Кстати, умение просчитывать внешние факторы, такие как ситуация в стране, ситуация на рынке и т. д., — тоже задача маркетинга.

Увы, в основном к развитию маркетинговых продуктов сегодня серьезно подходят только крупные мировые бренды. Для всех остальных маркетинг выглядит как чистые затраты — многие не видят и не хотят видеть долгосрочную прибыль, которую он приносит. Часто маркетинговые задачи — это попутные дела, где руководство видит только списывание средств. Не хватает ресурсов, нет какой-то системности в подходах.

В итоге пласт работы накапливается, условно говоря, к одному периоду, когда сотрудники в аврале пытаются решить накопившиеся проблемы. В теории все знают, что маркетинг нужен, потому что так написано в умных бизнес-книжках, но что с ним делать и как эффективно его внедрять, многие не понимают, потому и тратят бюджеты неизвестно куда.

В нашей области хорошо организован маркетинг у автопроизводителей и у их дилерских сетей. Там есть чему поучиться. Будем надеяться, что и в сфере автокомпонентов ситуация со временем будет меняться. Покупатель будет только выигрывать от так называемых маркетинговых ходов брендов, а сам маркетинг будет восприниматься как инструмент для получения потребителем максимальной удовлетворенности выбором бренда.

Маркетинг на рынке автокомпонентов: как правильно его использовать. Секретами делится KYB

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
4230

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки