Бизнес

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Рядовые автолюбители с механиками чаще всего напрямую дел не имеют и в профессиональном смысле сталкиваются редко. Ответственное лицо перед клиентом сервиса — мастер-приемщик или, в крайнем случае, мастер смены. Но, как ни крути, большую часть репутации СТО создают именно механики, от профессионализма которых зависит вообще весь сервисный бизнес станции. Поэтому задача любого СТО — сделать так, чтобы ее коллектив целиком состоял из профессионалов, особенно отмеченных и признанных официально. Именно для этого в России уже четвертый год проводится всероссийский конкурс «Лучший автомеханик РФ», организованный Инжиниринговым центром SMART. Корреспонденты журнала «Движок» своими глазами увидели, как выбирают лучших из лучших.

Масштаб конкурса полностью соответствует статусу федерального проекта: 142 претендента из 23 регионов, 70 руководителей и независимых экспертов, а также представители мировых компаний — производителей автокомпонентов: KYB, Hella, Gates, Dolz, Calorstat by Vernet, Castrol и FRAM, которые и выступили основными партнерами мероприятия.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Сразу стоит пояснить, что лучший механик выбирается исключительно среди независимых СТО, потому среди претендентов были и сотрудники известных сетевых станций, и владельцы или механики частных мастерских. Несмотря на то, что в конкурсе могли принимать участие не более трех человек от одной СТО, отдельные автосервисы представляли целые делегации — это представители крупных межрегиональных сервисных сетей, каждая станция которых выступает как отдельное СТО. Кроме того, никаких ограничений не накладывалось ни на возраст, ни на опыт претендентов - в одном конкурсе участвовали и молодые специалисты, занимающиеся, например, ремонтом гибридных авто, и ветераны ремонтного труда, начинавшие свою карьеру чуть не с ГАЗ-51.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Одной из самых представительных сетей СТО выступила компания «ЕвроАвто» из Санкт-Петербурга. По словам претендентов, участвовать в подобных мероприятиях им не впервой. Механики «ЕвроАвто» не только регулярно становятся призерами независимых конкурсов, но еще и являются организаторами собственных сервисных соревнований. В частности, на базе станций «ЕвроАвто» регулярно проходят конкурсы механиков всех СТО сети по различным дисциплинам. Кроме того, «ЕвроАвто» является одним из постоянных партнеров Автодорожного колледжа Санкт-Петербурга, поддерживая самых талантливых его студентов

Конкурс состоял из двух частей — отборочного тура и финальных практических заданий, которые было необходимо выполнить не только на специальных подготовленных стендах, но и на реальных автомобилях.
Отборочный тур представлял собой теоретический многочасовой мозговой штурм, проходивший в формате «вопрос — ответ» со всей собравшейся аудиторией претендентов, модератором и главным судьей которого стал старший технический тренер ИЦ SMART А. В. Сигайцев.

Несмотря на то что в зале собрались сильнейшие, этот этап оказался не самым простым в освоении — не только из-за разной степени сложности и каверзности вопросов. Во-первых, подготовленные механики — далеко не всегда профессиональные ораторы, умеющие выступать перед полутысячной аудиторией, потому даже знавшие правильный ответ претенденты иногда попросту стеснялись высказывать свое мнение, иногда не успевали за более энергичными и смелыми соперниками.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Во-вторых, конечно, сказался разный уровень не профессиональной, а именно специальной подготовки и опыта. Дело в том, что большая часть вопросов касалась определения неисправностей по косвенным признакам, которые разные механики вполне достоверно определяют, но каждый своим способом, основанном на своем же опыте и специализации. В результате на вполне конкретный вопрос иногда можно было получить до двадцати разных ответов, каждый из которых частично являлся верным, что крайне затрудняло определение финалистов.

Кроме письменной анкеты, заполняемой индивидуально, Еще одна часть отборочного тура представляла собой тот же публичный тест, только уже с закрытой формой ответов, где из предложенных вариантов нужно было выбрать правильные. Как показала эта часть конкурса, наиболее опытные претенденты работают в крупных городах России, что очевидно: именно в городах-миллионниках механики сталкиваются с непрекращающимся потоком совершенно разных неисправностей, причем на более современных и сложных автомобилях, чем их коллеги из менее населенных и обеспеченных регионов.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Итог отборочного тура: из 142 претендентов было отобрано 20 самых активных и подготовленных специалистов, из которых первой десятке, набравшей максимальное число баллов, предстояло отправиться на практический финальный этап.

Тут уже все было по-настоящему: настоящая униформа, настоящие автомобили, настоящие неисправности, некоторые из которых были на специально подготовленных стендах. Самое интересное, что участникам предстояло не просто «починить» или «заменить», а еще и объяснить, почему было сделано именно так, а не иначе, а также ответить на ряд дополнительных вопросов. И все это на время, без подготовки и второй попытки.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

К примеру, на автомобилях было необходимо заменить приводные ремни. Две машины предлагалось потому, что на одной мотор стоял поперечно, а на другой — продольно, что подразумевает определенные сложности, в частности необходимо внимание к соблюдению направления. Хотя, по признанию участников конкурса, и тот и другой вариант давно не вызывает никаких проблем.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Еще одно интересное задание — определение неисправности топливных форсунок путем измерения обратной подачи топлива. Знание о работе амортизаторов проверялось теоретически — ответом на вопросы, но с наглядным показом всех необходимых действий на «живых» образцах. Кроме того, проверили эксперты и знание претендентами на победу химических процессов, происходящих в разных условиях с моторным маслом.

Пока комиссия подсчитывала итоги, перед залом со своими самыми последними разработками выступили компании-партнеры. В том числе и с их продукцией придется работать механикам в самое ближайшее время, потому напрямую пообщаться с производителями компонентов было интересно многим из присутствующих.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Интерес вызвала презентация компании Hella, показавшая новейшие ЖК-фары, работающие по принципу проектора, и способные не только освещать дорогу, но и проектировать на нее все, что угодно – например, подсвечивая отдельным цветом идущих по обочине пешеходов. Sogefi напомнила о своих фильтрах с технологией Diesel3Tech. Кроме того, выступлениями отметились компания KYB, представившая систему рулевого управления «по проводам», а также мировые производители Gates, Castrol, Dolz и Vernet.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

На конкурсе «Лучший автомеханик РФ — 2017» было презентовано новейшее издание книги «Основы конструкции современного автомобиля», выпущенной Инжиниринговым центром SMART совместно с ведущими мировыми производителями автокомпонентов. Книга получила гриф УМО как базовый учебник для студентов автомобильных вузов и колледжей и за пять лет, прошедших с выхода первого издания, стала одним из самых востребованных учебных изданий по авторемонту

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Итогом крайне насыщенного дня стало объявление финалистов и победителей. Момент был крайне интригующий, поскольку призовой фонд конкурса превышал один миллион рублей. В эту сумму вошло 20 комплектов призов, объем и ценность которых возрастали в зависимости от занятого места. Само собой, все призы касались автосервисного дела – диагностические сканеры, наборы инструмента, учебные курсы и сертификаты на повышение квалификации, техническую литературу, лицензии на программное обеспечение для автосервисов и даже передвижной подъемник. Ну а троим победителям достались главные призы – помимо тех же комплектов автосервисного оборудования, еще и путешествия в Германию и Францию с программой посещения автомобильных заводов.

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Итак, лучшими автомеханиками России стали: 1 место — Дмитрий Лялин из подмосковного техцентра «ВОЛИН», 2 место — Николай Иванушкин из автотехцентра «ОКТОПОС» в Обнинске, 3 место — Александр Зубеня, независимый механик из Москвы. Поздравляем победителей!

«Лучший автомеханик России — 2017»: секреты успеха на главном сервисном конкурсе страны

Павел Клюкин, руководитель «Инжинирингового центра SMART»: «Уже 10 лет мы занимаемся поддержкой, обучением и развитием независимых СТО и видим, насколько их работа сложнее, чем работа дилерских центров. Обычно это мультибрендовые станции, которым нужно обслуживать порядка 15 разных марок автомобилей, при этом у них нет четких регламентов, полного пакета документации, всего необходимого диагностического оборудования и специнструмента. Поэтому амбициозной задачей центра SMART является создание единой федеральной площадки, на базе которой независимые СТО смогут обмениваться опытом, повышать квалификацию сотрудников, получать лучшие условия для профессионального роста и развития своего бизнеса».


Любопытный комментарий о текущем положении дел в автосервисах журналу «Движок» дал Александр Пахомов, глава СТО «Дилижанс» — одной из самых известных независимых станций в Санкт-Петербурге:

— Сервисный бизнес в России до сих пор не сформирован, и причина — во множестве параметров, одним из которых является то, что развитие этого бизнеса в нашей стране катастрофически не успевает за развитием и тенденциями автопрома в целом.

Возьмем подготовку механиков. Семь из десяти не имеют профильного образования — это все самоучки, которые начинали «копаться» в дедушкиных «Жигулях». Сегодня, конечно, они умеют гораздо больше, однако подход к работе у них не изменился, развития нет — есть просто план и выработка. Механики как таковые сегодня на сервисе не нужны. Не нужны люди, которые умеют просто закручивать и откручивать гайки или которые, как они сами говорят, могут с закрытыми глазами собрать и разобрать мотор, — это все механические умения. Нужны люди, которые могут точно выявить неисправность, вообще не прибегая к разбору, — по пониманию всей физики того или иного процесса в машине. По сути, с учетом сложности современных автомобилей на сервисах нужны профессиональные инженеры. Но они не идут «крутить гайки», считая это недостойной работой, а жаль. Понимающие руководители СТО таким специалистам сегодня платят хорошие деньги.

Еще одна проблема — работа с клиентами. Стоит понимать, что человек, приехавший на сервис, несет негатив: у него сломалась машина! А это нарушение планов, дырка в семейном бюджете, потеря времени и прочее. Поэтому нужно не просто починить сломанное авто, а попытаться решить за клиента неожиданно возникшие проблемы. Это фактически работа психолога, который не просто успокоит, а еще и сделает так, что при любой проблеме с авто клиент будет приезжать только к нему.

То есть вместо механиков на современном сервисе нужны инженеры и психологи! А лучше, чтобы это совмещал один человек. Команда из таких специалистов обречена на успех. Но сегодня все не так — львиная доля сервисов в городе вообще не заботится о лояльной клиентской базе: даже если недовольный клиент никогда больше не приедет, его место займет случайный новый. И так по кругу, никто не заморачивается.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
5569

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки