Бизнес

«Кризиса нет, это просто новая реальность»: дилеры о восстановлении авторынка
Конец 2014 года ознаменовался началом угасания экономики России, а вместе с ней и рынка новых легковых автомобилей. С самого первого месяца падения продаж эксперты всех уровней наперебой начали прогнозировать, когда же отечественный рынок нащупает дно и наконец начнет «всплывать». И вот, похоже, этот светлый миг настал. Если положительный результат марта еще можно было списать на локальные успехи дилеров, то итоги апреля подтвердили тенденцию к выходу из кризиса. «Движок» решил выяснить у представителей ведущих дилерских сетей, согласны ли они с тем, что 2017 год переломит тенденцию и станет началом восстановления российского автопрома.
Лучший результат апреля показала модель Kia Rio. Этот же автомобиль уверенно занимает первую строчку продаж за четыре месяца с начала года. Причина столь успешного старта кроется, как это ни странно, в резком падении продаж главного конкурента — «братца» Hyundai Solaris, который стал единоличным лидером продаж по итогам 2016 года.
Однако и этот провал вполне объясним, ведь в начале года модель сменила поколение, и часть потенциальных покупателей решила подождать с покупкой «старой» версии и дождаться новинки. Петербургский завод, в свою очередь, еще не сумел выпустить достаточное количество обновленных машин, чтобы удовлетворить спрос клиентов, желающих купить очередную модификацию популярного седана. Очевидно, что в ближайшие месяцы Solaris вновь начнет стремительный путь к вершине рейтинга продаж, что должно еще больше увеличить результаты рынка.
Ринат Утешев, директор дилерского центра Hyundai РОЛЬФ Октябрьская:
На текущий момент бренд Hyundai сохраняет динамику выше рынка, а продажи в дилерских центрах компании Рольф опережают динамику бренда. Залогом успешного развития бренда стали взвешенная ценовая политика и выход ряда удачных моделей. Также продажи Hyundai поддерживает государственная программа льготного кредитования. Напомним, ценовой порог для автомобилей-участников увеличен до 1 млн 450 тыс рублей. Впрочем, все участники рынка надеются на дальнейшую корректировку стоимости автомобиля с субсидируемой ставкой до 2 млн рублей. Кроме того, у Hyundai есть специальные программы поддержки и акции. Например, программа лояльности Мир Hyundai – это программа поддержки при сдаче автомобиля в трейд-ин и покупка в кредит с нулевым первоначальным взносом со страховкой КАСКО в подарок.
С другой стороны, уже в этом году сменит поколение и Kia Rio, которую ждет тот же путь, что и Hyundai, так что реальные результаты спроса на двух «корейцев» будут очевидны только ближе к концу года.
Одна из наиболее очевидных причин «выползания» нашего рынка из кризиса видится в осознании производителями необходимости выводить на рынок более доступные модели, особенно в сегменте кроссоверов. Появление в конце прошлого года таких моделей как Renault Kaptur и Hyundai Creta подстегнуло спрос автолюбителей, которые давно хотели купить машину с хорошим клиренсом, но лишних полутора миллионов у них не было, а Renault Duster не всех радовал простоватым образом «бюджетника». Две эти модели за четыре месяца продаж приобрели почти 25 тыс. автолюбителей!
Нельзя не отметить и возросшую активность маркетинговых служб производителей. Различные акции и спецпредложения постоянно сопутствуют прайс-листам. Кроме того, не дремлют и дилеры, предлагающие свои программы лояльности.
Некоторые производители стали расширять кредитные программы, включая в них все более и более дорогие модели. Особняком стоит массовое снижение цен на оригинальные запчасти, что значительно уменьшает стоимость обязательного гарантийного ТО при покупке нового автомобиля.
Немалый вклад в возможное восстановление рынка вносит АвтоВАЗ. Потихоньку закрепляют успех Lada Vesta и Lada Xray. Изначально многие относились скептически к «псевдокроссоверу», в первую очередь по причине не самой гуманной цены «приподнятого» хэтчбека. Однако два отечественных бестселлера были реализованы за первые четыре месяца в количестве более 31 тыс. автомобилей.
Генеральный директор ГК «Терра Авто» Владислав Рыдаев:
За I квартал 2017 года продажи автомобилей Lada выросли на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. В целом текущий год был отмечен необычным развитием. В апреле наблюдались хорошие результаты, но в первой половине мая количество контрактов превысило апрельский результат. И это необычно, так как традиционно май считается одним из самых тяжелых месяцев для продаж — как в нашем регионе, так по всей стране.
Безусловно, данный результат означает, что некоторое восстановление рынка все-таки наметилось. Кроме того, нельзя не отметить, что к покупателям постепенно возвращается оптимистичное отношение к рынку, что приводит к росту продаж автомобилей в кредит.
В ожиданиях на 2017 год мы придерживаемся осторожного оптимизма. Мы вполне разделяем общий прогноз по ожидаемому росту рынка в 4–10%.
Сразу за тройкой «корейцев» и парой отечественных моделей Granta и Vesta следует, возможно, самый стабильный игрок нашего рынка — седан Volkswagen Polo. Немецкая модель с калужской пропиской уже больше года уверенно держится на пятом-шестом месте по продажам, не планируя уступать позиции.
Руководитель направления Volkswagen ГК Wagner Валерий Коноплев:
В 2017 году марка Volkswagen (легковые автомобили) показала рост 15% по отношению к такому же периоду прошлого года. Такие результаты опережают общий рост рынка, ведь еще в январе рынок падал на 5%.
Volkswagen показал рост в первую очередь благодаря выходу новой генерации модели Tiguan и правильному ценообразованию на модель Polo.
Кризиса нет, это просто новая реальность. И в данной ситуации выиграет тот, кто быстрее других спрогнозирует рынок, мощности производства, оптимизацию дилерской сети. А ждать быстрого роста рынка так же наивно, как рассчитывать на выигрыш в лотерею.
Посмотрите на Европу, там нет такого количества дилерских центров-«дворцов», все оптимизировано, много брендов представлено в одном здании и в одной ремзоне. И никто не говорит о потере качества продаж и сервисного обслуживания, соответственно, себестоимость ниже, и у дилера конкурентная цена.
Несмотря на рост продаж в массовом сегменте, премиум-класс пока еще ожидает восстановления. Традиционная «немецкая тройка» представительского класса пока не ощущает восстановления продаж. С начала года только BMW удалось не уйти в серьезное падение. С начала года продажи «баварских» моделей упали всего на 1%, а вот Mercredes-Benz и Audi просели значительнее: на 12 и 25% соответственно.
Исполнительный директор Ауди Центра Выборгский Юрий Терентьев:
Автомобили марки Audi с начала года показали падение на 25% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Однако такому развитию событий есть вполне логичное объяснение: падение связано с задержкой поставок автомобилей по причине сертификации и установки систем ЭРА-ГЛОНАСС. Сейчас поставки налаживаются, и мы планируем восполнить потери.
Очевидно, что осторожное оживление рынка происходит, но пока не в премиум-сегменте, так как он всегда был инертнее массового. Основной объем продаж будет после летнего периода.
Зато коммерческие чудеса в кризис показывает Jaguar Land Rover. На благо компании работает массовое обновление всей модельной линейки, а конкретно у бренда Jaguar – выход крайне удачного кроссовера F-Pace, который и собирает сейчас кассу.
Максим Вирченко, директор дилерских центров Jaguar Land Rover Автопрайм и Jaguar Land Rover Октябрьская, компания РОЛЬФ:
Мы отмечаем беспрецедентный рост продаж автомобилей Jaguar – на 279% по итогам четырех месяцев в двух дилерских центрах РОЛЬФ в Санкт-Петербурге. Основная причина такого взрывного роста – выход на рынок первого в истории бренда кроссовера Jaguar F-Pace. Производителю удалось угадать чаяния своих поклонников, и сейчас эта модель обеспечивает львиную долю продаж бренда. Также большую поддержку продажам автомобилей бренда оказывают специальные финансовые программы производителя. Например, названный Jaguar F-Pace сейчас можно взять в кредит по ставке 6.7% годовых, а цена полиса КАСКО по льготному тарифу составит 3,8% от стоимости автомобиля.
Каков итог?
Если говорить в целом, то автомобильный рынок России замер в ожидании. С одной стороны, все плохое, что могло случиться, вроде как случилось. С другой, при нынешней нестабильности представители автобизнеса боятся загадывать даже на полгода вперед, предпочитая исходить из положения дел на текущий момент. А он с большой вероятностью изменится в лучшую сторону нескоро: цены на новые автомобили с 2014 года выросли в рублях почти вдвое - притом, что средний доход за три года официально увеличился лишь на 12%. То есть при более или менее стабильной ситуации на рынке спрос на машины вернется к докризисному уровню не раньше 2020 года.