Бизнес

Константин Гуров, «Авто-Компонент»: «Легко и в короткие сроки изменить ситуацию на рынке запчастей не удастся»
Насколько остра сегодня проблема дефицита автозапчастей в России? И как она изменилась с начала весны? С наличием каких деталей наблюдаются наибольшие трудности? Как изменились цены на запчасти и как на текущую ситуацию влияет логистика? Об этом и многом другом «Движку» рассказал генеральный директор ООО «Компания Авто-Компонент» Константин Гуров.
Константин, какова сегодня ситуация с наличием автозапчастей? Улучшилась или ухудшилась она по сравнению с началом весны текущего года и с какими категориями запчастей возникают наибольшие сложности?
– Ситуация с наличием автозапчастей сейчас сложная. По сравнению с апрелем-маем она ухудшилась, особенно по тем брендам, которые ушли с рынка РФ. С другой стороны, некоторые дистрибьюторы уже воспользовались возможностью, предоставленной государством, и обратились к потенциалу параллельного импорта. Но все-таки это не может полностью закрыть потребность рынка в товаре. Кроме того, качество деталей, попадающих в нашу страну по этому каналу, иногда вызывает сомнение.
Большие сложности в данный момент ощущают игроки рынка оригинальных запчастей. Нестабильная геополитическая ситуация влияет как на присутствующие в России дилерские центры, так и на независимых игроков. Стоимость и сроки поставки OEM-запчастей постоянно растут. Вполне приличная ситуация сложилась с «расходниками» – исключение составляют, пожалуй, только эксклюзивные модели автомобилей, а об остальном ассортименте самых популярных товарных групп позаботились российские производители и наши партнеры из Китая и Турции.
Для каких автомобилей (как по происхождению бренда, так и по модельному году) сейчас проще купить запчасти, а для каких – сложнее?
– Меньше проблем с запчастями для отечественных авто, наша компания занимается в том числе и этим направлением. Неплохо обстоит ситуация с запчастями для автомобилей азиатских брендов среднего ценового сегмента, прежде всего Kia, Hyundai, Mitsubishi, Nissan.
Как менялись цены на запчасти с начала весны? На каком уровне они стабилизировались сейчас (и стабилизировались ли) по сравнению с январем-февралем? И каков ваш прогноз по дальнейшему развитию ситуации?
– В феврале на рынке была крайне нервная обстановка: дистрибьюторы были вынуждены поднимать цены, опасаясь роста себестоимости товара и логистических издержек в ближайшем будущем. По нашим оценкам, на различные товарные группы стоимость выросла от 30 до 150%. Клиенты дистрибьюторов, в свою очередь, предполагая возможность возникновения дефицита товара, стремились сформировать увеличенные товарные запасы, вызывая при этом ажиотажный спрос на рынке.
В апреле многие производители начали постепенную корректировку своего ценового предложения, майские дни были ознаменованы очередным снижением цен. Однако далеко не все иностранные бренды снизили цены до февральского уровня. В настоящий момент на отпускные цены производителей серьезное воздействие оказывают рост стоимости сырья и комплектующих, а также значительно выросшая логистическая составляющая.
Уменьшение покупательской способности населения приводит к падению спроса, и не исключено, что производители и дистрибьюторы, стремясь сохранить объемы продаж, будут искать пути снижения ценового предложения. Поэтому я считаю, что сложившаяся экономическая конъюнктура не предполагает стабилизации рынка, и говорить о постоянстве уровня цен в обозримом будущем, на мой взгляд, преждевременно.
Запчасти каких категорий (и на какие автомобили) пользуются сейчас наибольшим спросом? Насколько востребованы оригинал и запчасти премиальных брендов?
– Из-за низкой покупательской способности населения ощущается повышенный спрос на товары экономсегмента. Что касается оригинала, можно сказать, что оригинальные запчасти пользуются спросом, поскольку их запасы в России резко сократились, а ввоз в страну новых партий крайне затруднителен. Спрос на премиальные бренды упал из-за значительного увеличения цен, за исключением узлов и агрегатов, замена и установка которых сопряжена с высокой стоимостью работ. Также на рынке востребованы запчасти, которые являются сложными техническими изделиями, изготавливаются только одним производителем и, по сути, стали безальтернативными. Это, например, блоки управления, электронные датчики, электрика, элементы топливной системы.
Какова сегодня ситуация в логистике? Удается ли выдерживать (и прогнозировать) сроки поставок? Какова ситуация со стоимостью перевозок, какие прогнозы (будет ли улучшаться или ухудшаться ситуация к концу года)?
– На сегодняшний день логистическая составляющая вносит очень значительный вклад в стоимость запчастей. Несмотря на то что поставщики пытаются выполнять свои обязательства и соблюдать сроки поставок, жизнь вносит свои коррективы: сказываются и нарушение цепочек поставок, и проблемы с контейнерами, и повышение цен на топливо. Думаю, что легко и в короткие сроки нам не удастся изменить такое положение дел, а внешнеполитические экономические обстоятельства в любом случае продолжат оказывать серьезное влияние на рынок автозапчастей в целом.
Фото: компания "Авто-Компонент", онлайн-фотобанки