Бизнес

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

У каждого автомобилиста есть список проверенных АЗС, на которых он заправляет свою машину уже много лет. Чаще всего это брендированная станция одного из топливных гигантов России недалеко от дома. Однако в силу масштабов нашей страны знакомые и проверенные АЗС есть далеко не в каждом ее уголке – строительство полноформатных и высокотехнологичных заправок требует серьёзных инвестиций, которые в глубинке вряд ли окупятся. Потому на наших дорогах встречается множество независимых игроков топливного рынка – небольших локальных станций. На некоторых из них к своим клиентам относятся с вниманием и заботой, а где-то сервис и качество топлива оставляют желать лучшего. Как обезопасить свой автомобиль и понять, какую заправку можно посетить, а какую лучше объехать стороной? Ответить на эти вопросы журналу «Движок» помог один из ведущих экспертов России по топливным вопросам Леонид Багдасаров.

Леонид Багдасаров - кандидат технических наук, доцент кафедры химмотологии Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Один из самых авторитетных экспертов в топливной индустрии нашей страны, а также постоянный участник различных передач и мероприятий, посвященных проблематике качества топлива

Где независимые АЗС берут топливо?

- Чаще всего, основными поставщиками топлива для независимых АЗС являются вертикально-интегрированные компании, то есть, по сути, те же самые крупные нефтяные концерны, которые реализуют продукцию через свои брендированные заправки. «Небрендовые» АЗС закупают топливо мелким оптом. Соответственно, рентабельность этих компаний достаточно низкая. Тем более, что рынок сейчас «перегрет» - качественного бензина и дизеля в продаже гораздо больше, чем необходимо. В таких условиях независимым АЗС становится тяжело и, к сожалению, некоторые из них начинают увеличивать рентабельность не всегда законными способами.

Один из таких способов — добавление под покровом ночи в бензин или дизель прямогонных фракций или нефтепродутов, не являющихся разрешённым в нашей стране моторным топливом. Чем больше жадность владельца АЗС, тем более разбавленным топливо выходит из раздаточной колонки. Получаются эти фракции путем первичной разгонки нефти на специальных мини-рифайнерах. К сожалению, в нашей стране до сих пор существуют целые сети таких заводов, которые занимаются созданием и продажей продуктов первичной переработки нефти. Естественно, субстанции, получаемые таким образом, не соответствую никаким требованиям ГОСТов на моторные топлива. К тому же, эти продукты не облагаются акцизом, и поэтому у нечистоплотных АЗС есть возможность получать дополнительную маржу.

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

Справедливости ради, стоит отметить, что в последнее время, благодаря активности, в первую очередь, ФНС, мини-рифайнеры схлопываются довольно быстро. Да и в целом контрафакта становится все меньше. В продуктах сетевых АЗС подобного топлива не может быть в принципе, так как там присутствует жесткая система обеспечения качества и контроль движения продукта. К тому же брендированные заправки регулярно подвергаются внезапным лабораторным проверкам.

Как определить, что топливо некачественное?

- Есть несколько косвенных признаков, по которым можно определить, что топливо не соответствует стандартам. Самый главный: легальное топливо должно быть почти бесцветным и абсолютно прозрачным. Присадки могут сделать цвет слегка желтоватым, а вот если оно насыщенно желтое или мутное, то это признак плохого качества. Чаще всего подделывают дизтопливо, так как это гораздо проще. Дело в том, что дизельный двигатель менее прихотлив к качеству топлива. Сомнительные АЗС просто добавляют прямогонную дизельную фракцию в больших количествах, причем даже при таком раскладе в большинстве случаев дизельный ДВС будет работать нормально.

Но вот для экологии и здоровья человека это очень критично, так как в таких неочищенных продуктах очень много серы. С бензиновыми двигателями все гораздо сложнее. В контрафактном бензине фактические показатели смолы могут в сотни раз превышать нормы, что приводит к поломке мотора и большим финансовым затратам на его ремонт.

Как автолюбителю определить, откуда АЗС берет топливо, и не нарваться на контрафакт?

- Самый простой способ — поинтересоваться на самой станции происхождением топлива. Для этого нужно потребовать у оператора заправки копию паспорта качества, обязательно заверенную поставщиком. Такая копия должна быть максимум десятидневной давности.. Если в паспорте написано, что оно произведено где-нибудь в Хабаровске, откуда ходу минимум 10 дней, то это повод усомниться в подлинности данного документа.

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

Если же времени и желания копаться в бумагах нет, и вы хотите просто по одному взгляду понять, что на этой заправке вы зальете качественное топливо, тогда необходимо искать специальную маркировку на АЗС, которая подтверждает, что топливо от надежного и проверенного поставщика. К примеру, в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» это специальный «Знак качества», который является официальным свидетельством соблюдения требований внутренней системы контроля. Вероятность попадания в колонку некачественного топлива исключена. Все дело в основном принципе работы системы, которая контролирует качество на всех этапах транспортировки нефтепродуктов – от нефтеперерабатывающего завода до АЗС.

Сначала стационарные заводские лаборатории перед отправкой с завода произведенного топлива проводят комплексное исследование нефтепродуктов на соответствие Техрегламенту и ГОСТу с последующим выпуском паспорта качества на каждую партию. С НПЗ нефтепродукты отправляются на нефтебазы либо по железной дороге, либо по трубопроводу. В случае ЖД-транспортировки, каждая цистерна пломбируется одноразовыми запорными пломбами и защищается охранным договором с перевозчиком. Однако даже при такой системе охраны прибывшее топливо проходит проверку в собственных лабораториях нефтебаз, как перед сливом в резервуары хранения, так и перед отпуском из них в бензовозы.

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

Однако никогда нельзя исключать человеческий фактор, так что система следит даже за финишным этапом перевозки топлива в бензовозах. Для гарантии сохранности качества и количества продукта на выезде с нефтебазы каждый отсек автоцистерны пломбируется одноразовой номерной пломбой. Бензовозы оборудованы камерами непрерывного видеонаблюдения и спутниковыми трекерами, не позволяющими отклониться от заданного маршрута.

Именно такое топливо, проверенное не один раз и гарантированно произведенное на высокотехнологичном НПЗ будет на независимой АЗС, если на ней будет присутствовать знак «Качество проверено «Газпромнефть-Лаборатория».

Как не убить двигатель, заправляясь на независимых АЗС

Этот символ является официальным свидетельством того, что топливо поставлено с соблюдением требований системы контроля качества, действующей на всех этапах транспортировки от нефтеперерабатывающего завода до АЗС. А каждая заправочная станция, на элементах которой размещен такой знак, регулярно – не реже раза в месяц – проходит внезапный лабораторный контроль качества топлива.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2413

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки