Бизнес

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

Минувшей осенью в Екатеринбурге прошел семинар «Битумные технологии в дорожном строительстве». В его рамках представители ЛУКОЙЛ рассказали в том числе и о стратегии развития в этой сфере, актуальной фирменной линейке битумных материалов, а также продемонстрировали в ходе экскурсии на битумный завод современные подходы к обращению с битумными вяжущими для дорожного строительства. Все подробности — в материале «Движка».

Строительство дороги, как рассказали специалисты в ходе семинара, — задача с множеством условий: интенсивность движения, нагрузка, температуры зимой и летом. При проектировании дорожного полотна нужно также учесть и особенности местных материалов, из которых строится дорога, — кислотность щебня, плотность песка и т. д. Битум — связующее всех составляющих; он добавляет дорожному покрытию гидроизоляционные свойства, стойкость к нагрузкам от транспорта и устойчивость к трещинам зимой.

Россия в мировом производстве битумов

Годовое потребление битумов в мире составляет порядка 116 млн тонн. Доля России в мировом потреблении сегодня — 6% (5-е место), в производстве — 7% (4-е место). Лидером, причем как в производстве, так и в потреб–лении, является Китай, производящий 29% битумов в мире и потребляющий порядка 31%.

За последние 5 лет объем производства битумов в России вырос на 20%. В 2023 году в нашей стране было произведено 7 млн 823 тыс. тонн битума. Объем потребления внутри страны составил чуть больше 7 млн тонн, на экспорт было отправлено 865 тыс. тонн. Растет и объем рынка модифицированных битумов, т. е. продукции с добавленными свойствами (покрытие при их использовании можно укладывать в холодное время и с помощью обычной дорожной техники). Модифицированных битумов Россия произвела за 2023 год более 1 млн тонн.

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

Новинка от ЛУКОЙЛ: линейка «СТАР»

Стратегия развития ЛУКОЙЛ, по словам представителей компании, помимо собственно производства современных битумных вяжущих, включает теперь ряд комплексных решений для индивидуальных задач клиентов в дорожной отрасли.

Один из примеров подобных решений — фирменная линейка битумных материалов «СТАР», которая представляет собой своего рода конструктор, позволяющий получить качественные битумные вяжущие со специальными и улучшенными свойствами для решения конкретных задач того или иного потребителя. В основе ассортимента ЛУКОЙЛ — продукты, отвечающие требованиям ГОСТа, а каждый индекс в названии концепции обозначает дополнительный функционал вяжущего.

В частности, «С» означает «Вяжущие по спецификации заказчика». Он позволяет учесть дополнительные требования к базовым требованиям ГОСТа. Например, сузить диапазоны показателей и ввести дополнительные показатели.

«Т» означает «Термостойкость». Применение таких вяжущих, по словам специалистов компании, обеспечивает значительно более высокую стабильность свойств вяжущего в процессе производства и укладки дорожного полотна.

За литерой «А» скрывается «Адгезия». Вяжущие с повышенными адгезионными свойствами улучшают сцепление со щебнем, в том числе из кислых пород.

Наконец, «Р» означает «Реология». Такие вяжущие со специальными компонентами позволяют снизить температуры приготовления и уплотнения асфальтобетонной смеси и тем самым продлить сезон дорожно-строительных работ и снизить энергозатраты на производство асфальтобетонной смеси.

В ЛУКОЙЛ рассчитывают, что широкое применение фирменных продуктов линейки «СТАР» в России повысит долговечность и надежность автомобильных дорог в стране.

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в ЕкатеринбургеИз чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в ЕкатеринбургеИз чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

О филиале в Екатеринбурге

В 2023 году ЛУКОЙЛ приобрел «Уральский битумный терминал», модернизировал и перестроил его, превратив в филиал компании «Битумные технологии» в Екатеринбурге. Завод представляет собой полностью автоматизированный производственно-логистический комплекс, осуществляющий прием, производство и отгрузку как ординарного битумного вяжущего, так и полимер-модифицированного (ПБВ). Единовременно площадка может хранить около 48 тыс. тонн нефтепродуктов и ежедневно отгружать до 2 тыс. тонн и до 8 марок готовой битумной продукции.

Универсальность установки по производству ПБВ позволяет заводу-терминалу применять широкий ассортимент модификаторов битумных вяжущих. Ассортимент комплекса включает в себя вяжущие марок БНД, ПБВ, PG, а также фирменную линейку продуктов ЛУКОЙЛ.

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в ЕкатеринбургеИз чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

Вместо послесловия

Как рассказал в ходе семинара президент ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров, производственно-логистические комплексы, подобные производству ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге, — это «огромный шаг вперед» в сфере обращения с битумными материалами. Для сравнения, на асфальтобетонных заводах в советское время широко использовались «хранилища ямного типа» (зачастую с земляными стенками), в которых битум быстро обводнялся, старел, для приведения в рабочее состояние его перегревали. В результате продукт, который применялся при дорожном строительстве, имел мало общего с исходным материалом, выпущенным с завода.

По словам эксперта, современные российские ГОСТы превосходят как прежние советские стандарты, так и требования ряда зарубежных (в том числе западных) стран. Одной из сегодняшних задач отрасли Н. Быстров назвал расширение ассортимента добавок для модификации битума. На производстве ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге, например, возможно применение различных полимеров-модификаторов для улучшения свойств битума, что, по словам представителей компании, является одним из главных отличий предприятия.

В общем, современные отечественные технологии и материалы для строительства дорог в России сегодня есть. Главное теперь — добиться того, чтобы применялись они в точном соответствии с расчетами проектировщиков, а не по принципу «два пишем — три в уме». Иначе асфальт с наших дорог продолжит сходить вместе со снегом.

Из чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в ЕкатеринбургеИз чего и как строят дороги в России: изучаем битумный завод ЛУКОЙЛ в Екатеринбурге

Фото: журнал «Движок», пресс-служба ЛУКОЙЛ битумные материалы

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
1860

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки