Бизнес

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

В Москве, в рамках выставки автозапчастей, компонентов и аксессуаров MIMS Automechanika Moscow, прошел XII Международный форум автомобилестроения IMAF 2021. В нынешнем году он был посвящен теме «Автопром после кризиса: новая реальность, новые возможности». В ходе пленарного заседания вопросы о том, как автоиндустрия переживает нынешний период «турбулентности», как она будет развиваться в ближайшем будущем и что нужно предпринять для смягчения последствий кризиса, обсудили президент АвтоВАЗа и главы российских представительств таких компаний, как BMW, Haval, Hyundai, Volkswagen. Все подробности — в материале «Движка».

 

Перед началом заседания с приветствием к участникам форума обратились генеральный директор компании ITEMF Expo (организатора MIMS Automechanika Moscow) Анна Манвелова, а также вице­-президент Messe Frankfurt Exhibition GmbH, бренд-­менеджер Automechanika Михаэль Йоханнес (по видеосвязи).

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпохуФорум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор компании ITEMF Expo Анна Манвелова (слева) и вице-­президент Messe Frankfurt Exhibition GmbH, бренд-­менеджер Automechanika Михаэль Йоханнес

В роли модератора пленарного заседания выступил генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг. По его словам, Россия оказалась более устойчивой к кризисным явлениям в автопроме и на авторынке, чем многие другие страны. С г-­ном Шиллингом согласился генеральный директор Volkswagen Group Rus Штефан Мéха, отметивший, что российское правительство на фоне прошлогоднего кризиса действовало «быстро и эффективно» в отличие от руководства ряда других стран. Он также напомнил, что компания подписала специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом РФ в 2019 году и в настоящее время «успешно выполняет его условия». Российское руководство, по его словам, сфокусировано сейчас на увеличении локализации производства автомобилей в стране, и компания вместе с другими участниками рынка обсуждает с правительством, что именно необходимо сделать для этого совместными усилиями. «Дальнейшее увеличение локализации производства станет положительным моментом для индустрии», — подчеркнул г-­н Меха.

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпохуФорум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор АЕБ Тадзио Шиллинг (слева) и генеральный директор Volkswagen Group Rus Штефан Мéха

Подписание СПИК, по словам генерального директора «Хендэ Мотор СНГ» Алексея Калицева, дало руководству компании «ощущение стабильности с точки зрения условий ведения бизнеса». Hyundai, как заявил г­н Калицев, «последовательно реализует проекты, являющиеся обязательствами компании в рамках специнвестконтракта». В частности, в ближайшее время «Хендэ Мотор СНГ» запустит в Петербурге завод по производству двигателей.

Прошлогодние трудности, связанные с локдауном, компания, по словам г­на Калицева, преодолела успешно. Свою роль в этом сыграли господдержка (особенно важной она оказалась на Дальнем Востоке, где компания за последнее время удвоила свою долю рынка), развитие модельного ряда (в частности, в сегменте внедорожников и кроссоверов), а также «высокий профессионализм представителей дилерской сети». «Это сильная сторона российского автобизнеса», — заявил А. Калицев. В настоящее время, по словам гендиректора «Хендэ Мотор СНГ», компания испытывает проблемы как с поставками электронных компонентов, так и с логистикой в целом — «контейнерный кризис» затронул Hyundai весьма серьезно. Тем не менее по итогам года в компании ожидают пусть и небольшого, но роста продаж по сравнению с 2020­м.

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев (справа)

Бренд Haval, как отметил генеральный директор «Хавейл Мотор Рус» Жером Сегó, по­прежнему является новым для российского рынка. Поэтому компания Great Wall Motor инвестирует в развитие бренда. Подписанный с правительством РФ специнвестконтракт в компании воспринимают прежде всего как фиксацию долгосрочных обязательств сторон. Haval, по словам г­на Сего, получает серьезную поддержку со стороны властей региона, в котором работает завод бренда.

В ближайших планах компании — запуск завода по выпуску двигателей на производственной площадке в Тульской области, а затем (там же) — локального «Центра исследований и разработок». «Мы здесь надолго и будем продолжать инвестировать в российский рынок и в укрепление своих позиций на нем», — заявил гендиректор «Хавейл Мотор Рус». Локализация производства, по его словам, играет сегодня важную роль, особенно в кризисные времена, так как позволяет поддержать и поставщиков автопроизводителей, и покупателей.

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор «Хавейл Мотор Рус» Жером Сего (справа)

Генеральный директор «BMW Group Россия» Штефан Тойхерт отметил, в свою очередь, что перед компаниями­автопроизводителями, работающими в России, встают, с одной стороны, весьма серьезные вызовы, но с другой — перед ними открываются также широкие возможности. «За время работы в России я смог убедиться и в том, как может расти российский рынок, и в том, как быстро он может падать», — заявил г-­н Тойхерт.

2020 год, как сообщил гендиректор BMW Group Russia, был для компании успешным с точки зрения объемов продаж новых автомобилей (по данным АЕБ, 42 271 ед., рост 3% по сравнению с 2019 годом. — Прим. ред.), однако с точки зрения прибыли прошлый год оказался не самым выдающимся. В период активной фазы «коронакризиса» г-­н Тойхерт, по его словам, «был впечатлен быстрой реакцией на кризисную ситуацию как со стороны государства, так и со стороны дилеров». В Германии, отметил глава российского представительства, подобные решения принимаются гораздо медленнее. Дилерская сеть BMW в России, по его словам, — «сильная и эффективная, причем не только в Москве и Петербурге».

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор «BMW Group Россия» Штефан Тойхерт (слева)

Дилерское сообщество на пленарном заседании форума представлял президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев. Он сказал, что в ассоциации также «не ожидали, что государство сможет так оперативно отреагировать на кризисные явления на авторынке». Кроме того, президент РОАД отметил, что в ассоциации особенно оценили тот факт, что и автопроизводители, и правительство привлекли дилеров к выработке мер поддержки автоиндустрии.

В настоящее время, по словам г-­на Зубарева, основной проблемой является дефицит машин на рынке. «Клиент не может купить автомобиль, как следствие — теряется его лояльность к дилеру и бренду», — отметил президент РОАД. Опыт подсказывает, что в условиях дефицита «никакие меры контроля не помогут побороть спекуляции и другие негативные явления». В ассоциации рассчитывают, что острота данной проблемы снизится к концу текущего года.

Основной же «долгосрочной проблемой» для дилеров г-­н Зубарев назвал все более распространенную практику прямых продаж автомобилей производителями (в частности — за счет онлайн­продаж). В качестве главной причины, по которой клиенты все чаще приобретают машины онлайн, президент РОАД выделил стремление к снижению стоимости покупки. «Это долгосрочный тренд, но это не заменит прямого общения клиента с дилером, — надеется г-­н Зубарев. — Бóльшая часть клиентов так или иначе останется с дилерами».

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев (слева)

Не видят особой проблемы в развитии онлайн­продаж и сами автопроизводители. В частности, Штефан Тойхерт отметил, что в целом процесс общения с клиентом становится сейчас все более «цифровым», в то время как реализация нового автомобиля совсем без участия дилера невозможна даже при условии онлайн­продажи. Кроме того, в последнее время меняются поведение и ожидания покупателей: клиент скорее скажет «предоставьте мне мобильность», а не «продайте мне автомобиль», считает гендиректор «BMW Group Россия».

Согласен с подобным тезисом и глава «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев, отметивший, что в последнее время происходит «диверсификация потребительских предпочтений» (в частности, каршеринг становится нормой жизни), кроме того, идет процесс цифровизации и трансформации отрасли и самих автомобилей. «В ближайшее время изменится сам принцип коммуникации „клиент — автомобиль — дилер“ — она станет эффективнее и быстрее», — заявил гендиректор «Хендэ Мотор СНГ».

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Что касается дальнейших перспектив развития российского авторынка, то наиболее детально их обрисовал в рамках пленарного заседания президент АвтоВАЗа Николя Мор. В краткосрочном периоде, по его словам, они не радужные. Виной тому — резко выросшие цены на металл и сырье (в частности, в России весьма существенно подорожала сталь), а также кризис в поставках электронных компонентов. Это, по словам г-­на Мора, может привести к двузначному спаду производства и продаж в процентном отношении, так как приостановки производства возможны и в дальнейшем. Сами же перебои в поставках электроники могут продлиться до 2022 года, так что необходимо найти решение проблемы.

Сегодня, по словам г-­на Мора, автопроизводителям недостаточно одной только локализации производства, чтобы быть успешными в России. «Необходима поддержка поставщиков автомобильной промышленности, и мы постоянно обсуждаем это с представителями Минпромторга», — заявил президент АвтоВАЗа.

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Президент АвтоВАЗа Николя Мор

Говоря о перспективах перехода на экологически чистый транспорт в России, г-­н Мор отметил, что в ближайшее время тольяттинский автогигант намерен развивать линейку автомобилей на газомоторном топливе, прежде всего на CNG (компримированном природном газе). Это, по его словам, «хорошее решение как для снижения экологической нагрузки, так и для повышения топливной эффективности» автомобилей. В данной сфере АвтоВАЗ рассчитывает на правительственную поддержку. На российские перспективы автомобилей на водородных топливных ячейках в Тольятти смотрят менее оптимистично: по словам г-­на Мора, у подобных машин «есть потенциал в сегменте LCV, однако в легковом сегменте он существенно меньше».

Что же до электромобилей, то, как заявил президент АвтоВАЗа, они могли бы успешно продаваться в крупных российских городах, где больше возможностей для развития зарядной инфраструктуры. Инвестиции в производство и развитие целого семейства машин на электротяге АвтоВАЗом уже запланированы: в 2027–2029 годах, по словам Николя Мора, будет представлен целый ряд электромобилей марки Lada, а в 2030­м доля таких машин в общем объеме продаж бренда должна достигнуть примерно 10%. «Мы обсуждали с Минпромторгом меры поддержки продаж электромобилей и вопросы организации производства батарей в России», — заявил г-­н Мор.

Форум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпохуФорум IMAF 2021: российский автопром и авторынок в «постковидную» эпоху

Генеральный директор «BMW Group Россия» Штефан Тойхерт (слева) и генеральный директор Volkswagen Group Rus Штефан Меха

Однако его коллеги — руководители работающих в РФ зарубежных компаний ­автопроизводителей — в отношении перспектив электромобилей в нашей стране настроены куда менее оптимистично. «Всё зависит от покупателей: готов ли российский покупатель в массовом порядке приобретать электромобили? Нет, и к 2030 году тоже будет не готов», — заявил, в частности, Штефан Тойхерт из BMW Group Russia. А глава Volkswagen Group Rus Штефан Меха, в свою очередь, предупредил, что традиционными протекционистскими мерами «защитить» российский рынок от проникновения новых технологий невозможно. «Россия всё равно втянется в орбиту глобальных изменений в автоиндустрии», — отметил г-­н Меха.

Фото: журнал «Движок»

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
2126

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки