Бизнес

FIT Conf 2025: от чего отказываются россияне в пользу своевременного ремонта автомобиля
Сеть станций техобслуживания FIT Service и аналитическая компания Gruzdev Analyze представили в ходе ставшей уже традиционной онлайн-конференции FIT Conf отчет о положении дел в автосервисной отрасли в России в последние несколько лет. О том, как изменился российский авторынок и вместе с ним поведение клиентов автосервисов, — в материале «Движка».
О продажах легковых автомобилей в России
За последние 10–12 лет российский авторынок претерпел немало взлетов и падений. Как показывает статистика, за указанный период продажи «легковушек» в нашей стране рухнули с 2,6 млн единиц в 2013-м до 1,6 млн в 2024-м.
В 2014 и 2015 годах на авторынок повлияли санкции (количество проданных машин упало до 1,3 млн шт.), в 2020-м и 2021-м — пандемия. Сразу же после этого, в 2022–2024 годах, на авторынок обрушились новые санкции, большинство именитых мировых марок покинули Россию, а на их место пришли бренды из Поднебесной.
Если рассматривать продажи новых автомобилей по месяцам, то самая размеренная динамика наблюдалась в 2023 году. В 2024-м продажи машин варьировались от меньшего объема к большему и наоборот. Например, в январе жители нашей страны приобрели 80 тыс. новых автомобилей, а в марте — 146 тыс. шт. На октябрь прошлого года пришлось 168 тыс. реализованных экземпляров, а вот на последний месяц года — 121 тыс. единиц. Что касается 2025 года, то за первые три месяца продажи автомобилей упали с 87,3 тыс. до 78,2 тыс. шт.
Такой статистикой в рамках онлайн-конференции поделился основатель и директор компании Gruzdev Analyze Александр Груздев. Он напомнил, что вместе с ростом цен на автомобили растут и ставки утилизационного сбора. Так, при стоимости машины 1 711 000 рублей средняя доля расходов на утильсбор составит 14%, а при цене 3 350 000 рублей — 43%.
Об изменении доходов и расходов россиян
Рост заработной платы в 2024 году составил 8,2%, а рост реальных расходов на конечное потребление — 4,9%. В начале 2025 года зарплаты выросли на 4,5% (аналогично уровню 2021 года), а рост реальных расходов был на уровне 2,1%.
На ремонт автомобиля копят 8% банковских вкладчиков, эта категория — на четвертой строчке в рейтинге после «Отдыха и путешествий» (доля 28%), «Покупки недвижимости» (14%), а также «Пенсионных накоплений и финансовой подушки» (12%). Покупка автомобиля заняла шестую строку в рейтинге (7%). Проценты с вкладов на ремонт машины планируют использовать 18% автовладельцев.
Из-за падения дохода и изменения рынка в целом клиенты стали все чаще сравнивать цены и готовы отказаться от лишних покупок. Спад клиентов за последние 3–6 месяцев наблюдается во многих отраслях, но наиболее заметным он оказался в ресторанном бизнесе (без учета сферы быстрого питания; –12%) и продаже недвижимости (–10%).
Об изменении поведения клиентов автосервисов
Основатель и директор Gruzdev Analyze назвал топ-10 категорий товаров, от покупки которых россияне готовы отказаться в первую очередь. На первой строчке рейтинга — «Автомобили», на второй — «Ювелирные изделия», на третьей — «Недвижимость». Также в список попали «Страхование», «Крупная бытовая техника», «Алкоголь», «Развлечения» и «Смартфоны/планшеты». На 16-м месте оказался «Ремонт», а вот на 34-м — «Продукты питания».
Ради своевременного обслуживания и/или ремонта своего автомобиля жители нашей страны готовы отказаться от затрат на путешествия и отдых (доля таких автовладельцев составляет 32%), посещения ресторанов и кафе (28%), покупки модной одежды и аксессуаров (в том числе ювелирных изделий; 26%), затрат на развлечения и культурные мероприятия (15%), подписки на стриминговые сервисы (14%), домашние умные технологии (12%), фитнес и спортивные абонементы, премиальные услуги для здоровья (10%), курсы и развлекательные хобби (8%), покупки мелкой бытовой техники для дома (7%) и необязательных покупок для дома (декор и аксессуары интерьера; 6%).
Однако есть и автовладельцы, готовые, наоборот, отказаться или временно отложить обслуживание и ремонт своей машины ради других покупок и затрат. В их числе — покупка новой электроники (доля 35%), путешествия и отдых (30%), посещение ресторанов и кафе (20%), покупка модной одежды и аксессуаров (15%), развлечения и культурные мероприятия (12%), покупка крупной бытовой техники (10%), косметические процедуры и спа-услуги (9%), курсы, семинары и тренинги (8%), домашние умные технологии (7%), фитнес и спортивные абонементы, премиум-услуги для здоровья (5%).
Порядка 40% автовладельцев не сравнивали цены на обслуживание и запчасти в 2023 году перед посещением СТО; в 2025-м этот показатель составил 38%. Те, кто сравнивает стоимость обслуживания и запчастей в нынешнем году, делают это при помощи агрегаторов, маркетплейсов и сайтов для сравнения цен (32%), по телефону (11%), при помощи искусственного интеллекта (ChatGPT и другие; 11%), на сайтах сервисов (7%), а также при личных визитах на сервис (1%).
О работе сети FIT Service в 2024 году и начале 2025-го
Директор FIT Service Татьяна Овчинникова подвела итоги работы сети автосервисов за январь — декабрь 2024-го, а также март 2025 года. За указанный период прошлого года клиентская база снизилась на 7%, а в марте 2025-го — на 2%.
За 12 месяцев динамика ARPU (выручки на клиента) выросла на 33%. Доля заказ-нарядов в 2024 году по сумме до 5000 рублей составила 37% (в 2025-м — 35%), по сумме от 5000 до 10 000 рублей, а также от 10 000 до 20 000 рублей — 12%, а свыше 20 тыс. рублей — 14% (в 2025-м — 16%).
Фото: пресс-служба FIT Service, журнал «Движок». Инфографика: Gruzdev Analyze