Бизнес

«Это первый подобный проект в мире!»: глава Nokian Tyres Россия презентовал полностью автоматизированный шинный склад
В конце мая 2021 года в город Всеволожск, где расположен завод компании Nokian Tyres, съехалась не только вся региональная пресса, но и руководство региона, включая губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Повод — открытие полностью автоматизированного шинного склада, в котором будут работать только роботы. О том, как был реализован уникальный проект, журналу «Движок» рассказал глава Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов.
Шинный завод Nokian Tyres во Всеволожске — одно из трех производственных предприятий компании — является самым крупным. Большая часть финских шин производится именно в России. Распределение мощностей идет в соотношении 35:65 в пользу экспорта, а потому максимальная эффективность предприятия — одна из главнейших задач. Причина проста: когда завод был запущен в 2005 году, его мощность составляла 1 млн шин в год, теперь же с конвейера за тот же период сходит 17 млн шин разных моделей и типоразмеров — всего около 2 тыс. артикулов!
При этом емкость действующего склада до открытия новой площадки составляла 1,1 млн шин. То есть почти весь огромный объем продукции было необходимо оборачивать, с чем Nokian Tyres справлялась, но на пределе возможностей.
Именно поэтому в 2018 году в рамках соглашения о сотрудничестве с правительством Ленинградской области было принято решение о постройке дополнительного склада на еще 550 тыс. шино-мест для оптимизации экспортного и внутрироссийского направления. При этом предпочтение было сразу отдано инновационным технологиям, которые до этого успели зарекомендовать себя на предприятии.
«Инновационные решения мы принимали сразу, еще с 2005 года. Когда мы начали внедрять роботов, многие нам говорили, что это бесполезно потраченные деньги. Пара рабочих сделает то же самое за среднестатистическую зарплату. Прошло несколько лет, и выяснилось, что проблема с квалифицированной рабочей силой у многих производств сегодня стоит очень остро, а наш фокус на автоматизацию давно оправдал вложенные деньги», — комментирует ситуацию Андрей Пантюхов.
Глава Nokian Tyres Россия Андрей Пантюхов (слева) и губернатор Ленинградской области Александра Дрозденко
Одним из камней преткновения стала российская реформа по обязательному внедрению маркировок для всех компонентов, в том числе и для шин. Власти объяснили внедрение этой системы борьбой с контрафактом и «обелением» розничного бизнеса запчастей. К сожалению, для производителя шин ни то ни другое неактуально, но все затраты в итоге легли именно на завод. При объеме производства 17 млн шин в год Nokian Tyres потратил на внедрение маркировочной системы более 3 млрд рублей
По словам главы Nokian Tyres Россия, инженеры компании много времени потратили на изучение существующих и потенциальных технологий. В результате то, что было реализовано, стало предметом гордости всего предприятия. Создано совершенно уникальное сооружение, у которого нет аналогов ни в России, ни даже в мире.
Итак, отныне процесс загрузки склада устроен следующим образом. Произведенные шины безо всякого промежуточного хранения с помощью специальных идентификаторов поступают на транспортные ленты, по которым распределяются в том или ином направлении в зависимости от модели и размера. По нужным местам склада их развозят роботы-погрузчики, а уже непосредственно по полкам раскладывают роботы-манипуляторы, которые могут взаимодействовать с огромными автоматическими кранами с поднимающейся платформой. И все это происходит без участия людей, что вживую выглядит действительно потрясающе.
Одно из главных отличий робосклада Nokian Tyres от большинства аналогов заключается в том, что единицей хранения является одна шина, а не одна палета или клеть. Такая тонкая настройка доступна как раз благодаря очень высокому уровню автоматизации. Ну а главное преимущество — очень высокая эффективность работы: полное отсутствие ошибок, пересортицы и прочих традиционных складских проблем. Всей системой управляет компьютер, который не может ошибиться. Это очень существенно повышает качество сервиса для клиентов, в первую очередь складской отгрузки, когда, например, в одном заказе может находиться большое количество размеров и моделей, которые отныне невозможно перепутать.
С момента основания завода Nokian Tyres во Всеволожске инвестиции в проект превысили 1 млрд евро, из которых новый автоматизированный склад обошелся в 36 млн. Немаловажную роль в этом сыграло правительство Ленинградской области, которое благодаря действующим соглашениям оказывает всяческую поддержку одному из крупнейших предприятий региона
Каков итог?
По словам Андрея Пантюхова, автоматизированный склад обошелся где-то на 20% дороже, чем постройка стандартного предприятия. Однако об увеличенном бюджете в Nokian Tyres не задумывались, поскольку, судя по опыту компании, инвестиции в подобные инновационные проекты быстро окупаются.
Способствует этому и очень хорошее восстановление рынка. Только за первый квартал 2021 года Nokian Tyres удалось увеличить реализацию продукции на 69%. И это цифра без учета влияния пандемии и обвала продаж, который случился уже весной 2020 года. Все это говорит о том, что при грамотном подходе и удачно выстроенной работе эффективность производственного бизнеса в России может быть невероятно высокой.