Бизнес
«Это еще не кризис. Самое тяжелое — впереди!»: итоги всероссийской онлайн-конференции СТО
Коронавирус продолжает шагать по планете, парализуя огромное количество сфер бизнеса и ставя целые отрасли на грань разорения. Хотя государство в той или иной степени пытается помочь пострадавшим сферам, уже понятно, что поддержку получат далеко не все и не в желаемых объемах. Так что многие предприниматели перешли в режим реализации пословицы про спасение утопающих. Среди них и руководители российских независимых СТО, которые пытаются объединиться в профильный союз и совместными усилиями выжить в непростых условиях. О том, какие меры предпринимает сервисный бизнес, мы услышали из первых уст.

Инициатором создания подобного союза стали самые активные участники сервисной отрасли во главе с владельцем одного из старейших СТО Петербурга «Дилижанс» Александром Пахомовым. Он отметил, что при всем трагизме положения он рад, что представители ведущих автосервисов России в это трудное время «сидят за одним столом», хоть и виртуальным, и стараются сообща решить проблемы, забыв о дележке рынка и острой конкуренции между собой.
Первая в истории отрасли онлайн-конференция руководителей и владельцев СТО собрала в моменте до 1000 участников, что стало рекордом и показателем максимальной заинтересованности игроков рынка в процессе
В ходе конференции руководители и представители автосервисов не только делились своими мыслями по поводу текущего положения дел, но и отвечали на вопросы зрителей онлайн-трансляции. К примеру, Илья Николин из новосибирской компании «Реактор», отвечая на вопрос об изменении системы мотивации персонала, отметил, что в их компании зарплата сотрудников во многом привязана к результатам финансовой деятельности сервиса, а поэтому она уменьшилась автоматически вместе с падением потока клиентов. Такая зависимость приводит к саморегуляции деятельности, и сотрудники, по словам руководителя, с пониманием к этому относятся.
В компании также есть идея сохранения персонала, отвечающего за продажи, путем перевода его в менее квалифицированные кадры. В таком случае в момент выхода из кризиса их оперативно можно будет вернуть к прежней деятельности и нарастить продажи.
С точки зрения продвижения в «Реакторе» логично пришли к выводу о необходимости убрать всю офлайн-рекламу и сконцентрироваться только на размещении в интернете: бо́льшая часть первичных клиентов приезжает на СТО на основании рейтингов в системе «Яндекс.Карты». Илья Николин также отмечает, что им удалось договориться с местными СМИ, предоставляющими радиорекламу, о снижении цены на 20%. А также уменьшить банковские платежи.
«Для поддержания морального духа все руководители компании выходят на работу. Главное — разговаривать с персоналом, объяснять ему, что происходит в фирме», — делится своим мнением Илья Николин.
Опытом работы во время пандемии поделилась Барно Турсунова из сети «Вилгуд». По ее словам, в их компании проблема сохранения обязательных выплат сотрудникам не стоит так остро, поскольку оплата труда изначально предусматривала «безокладный» подход.
Кроме того, Барно Турсунова отметила, что в их работе изначально пропагандировалась система, при которой отдельные специалисты, которые нужны СТО не на 100%, могут свободно работать на несколько сервисов, проще говоря, по совместительству.
«Раньше рентабельность позволяла держать сотрудников только у себя. Сейчас же из-за обстоятельств все работники, занятые в деле не полностью, переведены на „удаленку“. Да, они получают меньше, но работают из дома и могут предложить свои услуги другим сервисам», — подытожила Барно Турсунова. Правда, вопрос, нужны ли их услуги другим сервисам, остался за рамками дискуссии.
С точки зрения рекламы, отметила Турсунова, то в их компании остались только те каналы продвижения, которые «отбиваются» сразу. А одним из способов немедленного привлечения оборотных средств руководитель сети СТО «Вилгуд» видит продажу депозитов или так называемых сервисных контрактов для лояльных клиентов. Это когда автовладелец сначала оставляет в сервисе энную сумму, а затем в течение какого-то срока приезжает ремонтироваться, используя эти деньги как депозит. На подобную систему можно перевести, например, корпоративных клиентов.
Объединение в союз Барно Турсунова считает в том числе и рычагом влияния и давления, например на арендодателей, которые не всегда готовы идти на уступки в нестабильный период работы.
Данил Соловьев из федеральной сети Fit Service отметил, что реальный кризис еще даже не начался, а последствия пандемии, карантина и остановки деятельности предприятий в большей мере скажутся в ближайшем будущем.
Отрасль ждет передел рынка труда, поскольку удержать хороших специалистов удастся не всем: многие уволенные, сокращенные, отправленные в отпуск или на удаленную работу будут искать стабильного и надежного работодателя.
По мнению Данила Соловьева, лучше работать с маленькой прибылью, чем потерять квалифицированных сотрудников: «Отрезая что-нибудь сегодня, сразу думайте о том, как вы потом будете пришивать это обратно».
Что же до предпринятых мер, то федеральные масштабы позволяют сети Fit Service достаточно уверенно стоять на ногах. «Штат мы не сокращали, минимальный гарантированный доход не урезали. Сейчас начали отрабатывать ресурсы, вложенные ранее в имидж, — при том что почти во всех наших СТО мы подняли цены, поток новых клиентов пока не сокращается. Что до рекламы, то мы изменили ее структуру: сократили контекст, усилили таргетинг в соцсетях», — поделился опытом Данил Соловьев.
Одним из главных факторов получения дохода в период кризиса — работа не с новыми, а с уже существующими лояльными клиентами, которые уже знают сервис и которым можно предложить спецусловия — проведение ТО, недоделанных ранее работ, сезонной профилактики.
Цены на услуги авторемонта гарантированно вырастут в самое ближайшее время. Однако большая часть вины в этом лежит на падении курса рубля и росте цен на импортные запчасти как следствие. За редким исключением стоимость работ большинство автосервисов оставили на докризисном уровне
Директор сети «ЕвроАвто» Михаил Петров также заметил, что в их компании система мотивации не изменилась, однако поскольку зарплата сотрудников завязана на выручку всего СТО, само собой, доходы заметно сократились.
Самое главное, по мнению господина Петрова, сохранить коллектив и высокопрофессиональную команду, потому что кризис когда-нибудь закончится и придется работать в прежнем режиме. «Наша отрасль первая, которая будет выходить из кризиса», - оптимистично отметил директор «ЕвроАвто».
В особом положениинаходится сервисная сеть Eurorepar, за плечами которой официальное представительство группы PSAPeugeot-Citroen. Например, часть сети представляют официальные дилеры, которые уже попали в программу господдержки. У сети очень лояльная клиентская база, 70% которой являются постоянными покупателями услуг.
Независимые станции Euroreparвыбрали вариант с совмещением функций персонала, в частности, мастера-приемщика с ремонтником или администратором. Часть персонала переведена на удаленный режим. Пока никого не сокращали. Кроме того, Euroreparпредложил клиентам форму выездного ремонта, когда простые сервисные работы можно провести «на дому». Представитель «Eurorepar» отмечает, что в компании надеются на завершение режима самоизоляции в июле.
Еще один представитель компании «Вилгуд» Юрий Макуев прогнозирует, что нынешний кризис поставит под угрозу СТО среднего уровня: «Крупные игроки выживут благодаря устойчивому финансовому положению, а мелкие — за счет гибкости, минимальным издержкам и возможности ручного управления».
Одним из самых оптимистичных стало выступление инициатора создания союза НСТО Александра Пахомова из «Дилижанса». По его мнению, отрасль ожидает довольно быстрое восстановление после кризиса, поскольку личный автомобиль — одна из наиболее важных вещей для современного человека, на которую он готов тратить деньги.Главной задачей Пахомов считает сохранение коллектива, а потому «Дилижанс» не планирует менять системы заработка, пока будет такая возможность.
Каков итог?
Подводя результаты конференции руководителей и владельцев НСТО можно сделать несколько основных выводов.
Первое: по словам игроков рынка, проблемы большие, но пока не настолько трагические, как могло показаться на первый взгляд. Участники отмечают, что поток корпоративных клиентов сократился на 10-15%, рядовых - в среднем на 30%. И лишь немногие отмечают, что показатели упали вдвое. Вопрос только во времени, которое бизнес сможет продержаться на собственных ресурсах.
Второе: принятые компаниями меры позволяют при уменьшении заработка персонала пока не сокращать людей, а в отдельных случаях даже гарантировать определенный уровень дохода. Главной проблемой участники рынка видят неизвестность: сколько продлится эпидемия, получит ли и в каком объеме отрасль поддержку, как поведут себя клиенты в дальнейшем с учетом падения уже их доходов.
Третье: основной получения прибыли во время пандемии и кризиса почти все сервисные станции видят усиленную работу с постоянными клиентами. Тот же FitService отмечает, что удвоили количество звонков, остальные компании увидели заметное улучшение конверсии по этому направлению.
Что касается прогнозов, то большая часть СТО готовится к возвращению к полноценной работе и загрузке не раньше следующего года. Учитывая масштабы страны, разную специфику работы сервисов в разных регионах, а также сильно отличающиеся ограничительные меры в зависимости от распространения вируса, избежать перераспределения структуры ремонтного бизнеса, скорее всего, не удастся. Финансово неустойчивые СТО за такой период могут исчезнуть полностью, а крупные сети могут не досчитаться клиентов из-за потери последними доходов и роста цен на запчасти.
Первая онлайн-конференция зарождающегося «Союза НСТО» подтвердила готовность всех крупнейших игроков рынка солидаризироваться, чтобы найти выход из создавшейся ситуации. Практически все ведущие сети мастерских выразили желание и готовность сохранить весь состав персонала в надежде, что данная отрасль выйдет из кризиса максимально быстро. По итогам конференции, от имени союза председателю Правительства РФ было направленно обращение с просьбой о поддержке отрасли.






















