Бизнес

Эпоха кроссоверов или зачем Nissan отказался от Teana
В Nissan уверены, что россияне больше не хотят покупать их седаны D-класса. В Toyota наверняка полагают, что Nissan просто не умеют их продавать. «Движок» размышляет, почему россияне могли разлюбить авто бизнес-класса, а также почему эта антипатия не распространяется на все автомобили.
Руководство Nissan, ранее выпускавшей на российском заводе в Санкт-Петербурге четырехдверки бизнес-класса Teana, приняло решение остановить их выпуск. Представители марки заявляют, что мера вынужденная и продиктована исключительно целесообразностью. Однако, если на российском рынке что-то изменится, то Nissan готов оперативно вернуть модель и в шоу-румы, и на конвейер.
Но пока персонал завода, ранее задействованный в производстве седанов, сократили, а свободные мощности предприятия отдали на производство более востребованного (как ожидается) кроссовера Nissan Qashqai. В дилерских центрах Nissan Teana еще можно будет встретить до весны 2016 года.
Либо Nissan знают то, чего не знают остальные, либо сложности с продажами автомобилей D-класса исключительно у них. Хотя вряд ли. Nissan, судя по всему, просто стал первым, кто принял подобное решение. Несмотря на то, что осенью Volkswagen и Skoda познакомили своих клиентов с новыми Passat B8 и Superb, до этого, еще весной, Ford вывел на рынок долгожданный седан Mondeo, остаются в продаже Mazda 6, Kia Optima и Hyundai i40, продажи этих автомобилей в лучшем случае измеряются тремя-четырьмя тысячами в год, что, конечно, не сильно влияет ни на ситуацию на рынке, ни на прибыль марок. Сейчас эти модели в гамме присутствуют, что называется, до кучи.
Единственные, кто в этом классе «на коне» - дилеры Toyota, отгружающие клиентам Camry «пачками» и, кажется, не замечающие кризиса на рынке. Цифры завидные: с января по сентябрь в России было продано 23 275 единиц Toyota Camry. Да, это меньше, чем в прошлом году; за тот же период в 2014 году дилеры вручили 24 708 комплектов ключей от бизнес-классов Тойота. Но учитывая, что весь рынок недосчитался 33%, минус 5,8% Camry – это большой успех, а не потеря.
В чем секрет Camry? Если пробежать глазами многочисленные тесты, включая сравнительные, которые нам довелось провести с ее участием, то на ум приходят гостеприимный задний диван и «представительская» плавность хода. Но главное - логотип Toyota, который, способен превратить и менее достойный автомобиль в вожделенный россиянами. На стереотипном российском рынке все легенды 90-х о «никогда не ломающихся» Тойотах впитались настолько, что позволяют в разы обходить по продажам даже других земляков-«японцев», не говоря уже о европейских моделях. Стоит отдать должное и самой марке, которая всеми силами старается поддерживать этот имидж.
Ну и одну из главных ролей сыграли, конечно, корпоративные продажи Toyota. Советский союз давно распался, но российским чиновникам всех мастей и уровней все равно нужны «черные Волги». Обязательно произведенные в России и не слишком дорогие (желательно, до двух миллионов рублей, чтобы электорат не волновать), и ориентированные скорее на пассажира заднего ряда, чем на водителя…
Справедливости ради заметим, что кроме Toyota Camry, других седанов бизнес-класса в топ-25 российского рынка не наблюдается – россиянам в нынешнем году нужны сплошь бюджетные компакты и кроссоверы различного калибра. Почему?
Объяснить выбор этих классов достаточно просто: автомобили-«бюджетники» покупают в основном из цены – сочетание потребительских качеств и доверия марке на потраченный рубль у них лучшее. Кроме того, эти машины востребованы в качестве первого автомобиля, либо у тех те, кто пересаживается с подержанных Лад или хорошо подержанных иномарок и хочет примерить на себя статус владельца новой, но недорогой машины.
Популярность кроссоверов строится ровно на том же, только ценовым уровнем выше. У этого класса лучшее сочетание потребительских свойств за свои деньги, плюс бонусом, конечно, идёт солидная внешность, а значит и новый статус владельца в транспортном потоке.
За одну цену среди хэтчбеков, седанов, универсалов и кроссоверов выбор предсказуемо падает на кроссовер, даже в переднеприводном исполнении ассоциирующийся у россиян одновременно и с солидным внедорожником, и с практичным универсалом увеличенной проходимости. «Зимой ведь опять снега навалит, а весной дорогу на дачу размоет!». Перевезти холодильник в кузове седана также будет проблематично, а тут задние сиденья сложил – получил порядка 1000 литров плюс широкую заднюю дверь и широченный погрузочный проем вне зависимости от модели и марки.
Ждать, что эта тенденция изменится, не стоит. PriceWaterHouse Coopers недавно скорректировал в пессимистичном направлении прогноз по российскому автомобильному рынку в 2015 году. Теперь эксперты фирмы считают, что продажи легковушек в РФ уменьшатся на 45%, до 1 280 000 автомобилей. К весне 2015 года PwC опубликовали более оптимистичный прогноз: они считали, что рынок упадет на 35%, до 1 520 000 машин.
И если продажи люксовых машин в кризис не падают такими темпами (правда, эта аксиома верна больше для России, чем для всех остальных стран), а реализация кроссоверов, российских внедорожников и «бюджетных» седанов (и отчасти хэтчбеков) В-класса будет падать медленнее среднерыночных темпов, то дела седанов D-класса обстоят хуже. Новые Volkswagen Passat B8 и Skoda Superb, возможно, вызовут к себе некоторый всплеск интереса, тогда как Mazda6, Ford Mondeo и Nissan Teana вряд ли будут в ближайшем будущем раскупаться лучше, чем сейчас. А мощности российского завода Nissan лучше отдать чему-нибудь более востребованному. В общем, все правильно сделали.