Бизнес

«Демпинговых предложений ждать больше не стоит»: глава «GIPA Россия» о ситуации на рынке СТО и компонентов
Пандемия только начинает разжимать свои тиски и давать бизнесу работать в привычном режиме. Пережившие нерабочие месяцы всеми силами пытаются вернуться к прежним финансовым показателям, что пока затруднительно. Директор аналитического агентства «GIPA Россия» Виталий Кравец поделился своим мнением о перспективах развития ситуации на рынке сервисных услуг и компонентов, а также рассказал о новой программе GIPA, которая должна помочь бизнесу сформировать оптимальные планы на будущее.
Как только в мире началась коронавирусная проблема, GIPA как глобальная компания сразу начала мониторинг ситуации на рынке. Каждые две недели аналитики проводили большой панельный опрос станций техобслуживания, гаражных сервисов, магазинов запчастей и других игроков рынка во всех странах, в том числе и в России. В каждой стране была сформирована база из 400 подобных организаций, которые на конец марта 2020 года гарантированно имели устойчивое финансовое положение, — она и стала основой для определения ситуации на рынке.
«Мы интересовались, насколько упали денежные обороты, сколько сотрудников осталось в работе и как изменилась сама загрузка. Всего получилось пять „волн“ обзвонов, которые мы закончили к середине июня 2020-го, после чего перешли ко второй стадии — опросу водителей, то есть непосредственных клиентов», — рассказывает Виталий Кравец.
Главный вопрос к автовладельцам: насколько сократился их пробег? Здесь учитывается и сокращение ежедневного пользования машиной, и отмена дальних поездок. Эти данные напрямую соотносятся с планами посещения сервисных станций и частотой технического обслуживания.
При сопоставлении этих опросов получается довольно показательная аналитика, состоящая из двух частей. Первая — о том, сколько рынок потерял за время простоя. Вторая — прогноз дальнейшего развития ситуации: изменения цен, динамики пробега и загрузки. Как правило, предлагается три сценария: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.
Тут, правда, стоит понимать, что это именно свод данных, а не руководство к действию. План работы предприятия, что делать и как жить дальше — это уже вопросы к менеджменту компании. Однако в целом такие отчеты дают возможность сориентироваться в ценовом позиционировании, скорректировать планы на следующий период, построить модели дальнейшей работы.
Кроме того, в прогнозах очень важно ориентироваться на исследования предыдущих периодов. Например, средневзвешенный пробег автомобиля на конец 2019 года уже составлял меньше 15 тыс. км, а средний возраст — около 9,5 лет, а это говорит о том, что тенденция к сокращению пробега наблюдалась и до пандемии. Так что корректировку планов развития сервисного бизнеса и без короновирусных проблем стоило рассматривать в сторону понижения.
Кроме того, эксперт GIPA отмечает, что рынку сервисного обслуживания стоит следить за продажами новых машин. Именно эти модели в соответствующем количестве приедут на сервис через два-три года, когда закончится заводская гарантия. Сложнее прогнозировать деятельность узкоспециализированных мастерских, которые работают, например, с автомобильной электрикой, поскольку в этой области нет четкой периодичности и зависимости проблем от пробега.
«Если говорить в целом, то текущая проблема заключается в том, что СТО ждали компенсации за отложенный спрос, но он вернулся неравномерно из-за разных условий работы в разных регионах: одни сервисы пока не дождались потока клиентов, другие не справляются с наплывом. Остается проблема с логистикой и наличием запчастей, доставляемых из-за границы», — констатирует директор аналитического агентства «GIPA Россия» Виталий Кравец.
Стоит ли ожидать подорожания обслуживания?
По словам эксперта, в ближайшие два месяца демпинговых условий ждать точно не стоит, хотя и дорожать услуги вряд ли начнут. Многие игроки рынка будут стремиться компенсировать потери от простоя, но делать это так, чтобы не растерять клиентов. Стоимость же запчастей больше заточена на курс доллара, так что их цена будет зависеть не от ситуации с пандемией, а от устойчивости отечественной валюты.
Если спрос на сервисные услуги будет активно восстанавливаться, то сотрудников начнут возвращать из вынужденных отпусков и набирать на работу. Но это в основном касается городов-миллионников.
В среднем по России ситуация иная. К сожалению, есть основания полагать, что клиенты будут уходить в «серый» сервис, хотя и там легкой жизни не предвидится. Ну а мелкие гаражные СТО переходят на режим работы под заказ и по предоплате, так как денег у них физически нет, чтобы держать хоть какие-то запасы.
Если не будет второй волны коронавируса, то рынок СТО достаточно быстро вернется к показателям прошлого года, что уже потихоньку происходит. Правда, это, увы, не касается премиального сегмента запчастей. Те бренды, которые развивали продажи деталей через официальных дилеров или крупные международные и отечественные сети, будут чувствовать себя хуже.