Бизнес

«Будут ли нужны фары беспилотному транспорту?»: глава российского представительства Hella о разработках будущего
Компания Hella — мировой лидер в области разработки и производства светотехники, а также радарных систем и диагностического оборудования — стала одним из хедлайнеров выставки Automechanika 2018 во Франкфурте. Журнал «Движок» не упустив возможность, пообщался в Германии с генеральным директором ООО «Хелла» Павлом Гладким и выяснил немало интересного о новых технологиях компании.
Последние достижения в области светотехники — какие они? Куда идет развитие, что нового нас ждет в будущем и как быстро новые технологии станут массовыми?
На сегодняшний день самое эффективное средство освещения — светодиодные системы. Современное развитие светотехники сконцентрировано вокруг именно этой технологии. Причем она не заканчивается только в корпусе фары, а является частью целого комплекса различных систем современного автомобиля. Это и радары, и камеры, и системы анализа и сбора информации. На основании всех этих систем современная светотехника управляет световым потоком, высвечивает необходимые места, затеняет ненужные, предупреждает о препятствиях, идентифицирует дорожные знаки, выскочивших на дорогу животных и т. д. Все это в разы повышает безопасность движения.
Само собой, подобные высокотехнологичные системы освещения в первую очередь будут доступны на автомобилях премиум и бизнес-класса. Но появление новых технологий в массовом сегменте — дело времени. Объемы производства влияют на снижение цен, а следовательно, на последующую доступность продукта.
Однако вопрос распространения зависит не только от производителя светотехники, но еще и от автоконцернов и их стратегий развития модельного ряда. Они решают, какие технологии применять на той или иной модели, а производитель компонентов уже говорит, возможно это или нет. И если возможно, то дальше начинается совместная работа инженеров. По своему опыту мы видим, что светодиодные технологии неизбежно становятся более доступными и попадают во все классы авто, меняя к лучшему ситуацию на дороге в целом.
Собственно, будущее пока в развитии этих систем и их функций. По своим физическим свойствам у светодиодов еще очень приличный запас развития, так что в ближайшее время вряд ли появится принципиально новый источник света. Развиваться будут технологии производства светодиодов и управления ими — там еще большой потенциал. Кроме того, автопром сейчас с огромной скоростью идет к беспилотному транспорту, и может оказаться, что фары не нужны вовсе. Радары позволят полностью заменить их, и внешние источники освещения станут второстепенной, дополнительной функцией.
Компания Hella помимо разработки светотехники, активно работает и в вопросах развития электрики, электроники и систем диагностики. Какие основные тренды развития в этой области?
Основной тренд в этой области - полная цифровизация. Только она позволит предложить клиентами максимальное качество сервиса. Это технологии, которые базируются на всевозможных датчиках, системах мониторинга и контроля автомобиля. Сегодня появилась возможность собирать эти данные в одном месте — «облаке», и уже там их обрабатывать. То есть, автомобиль в режиме онлайн передает данные о своем состоянии в единое хранилище данных, где эта информация обрабатывается и передается на сервисные станции. То есть, СТО получают возможность узнать точную информацию о техническом состоянии автомобиля задолго до его приезда на сервис.
Это дает уникальную возможность заранее подготовиться к приезду клиента на сервис: поставить точный «диагноз», подготовить на складе нужные запчасти, высвободить требующихся специалистов. В комплексе это приведет к резкому сокращению срока обслуживания автомобиля, оптимизации логистических затрат на содержание склада и времени работы персонала. Для СТО это экономия средств и значительное увеличение пропускной способности, то есть увеличение прибыли, а для клиента - несомненная экономия времени.
Компания Hella является одним из ведущих поставщиков радарных систем для автомобилей. Причем именно с подачи компании Hella в России было изменено законодательство при применении радаров на автомобилях, в частности тех, что мониторят слепые зоны и положение автомобиля на дороге. До этого такие комплексы можно было использовать только в стационарном виде и только полицией. Сейчас компания Hella работает над возможностью внедрения радарных систем в автомобили, где они не предусмотрены штатной комплектацией. Правда дополнительно оснастить машину системой мониторинга слепых зон, контроля за полосами движения или дистанционного открытия багажника можно будет только в том случае, если в электронном блоке управления авто удастся «прописать» такую систему.
Еще одно новшество - очки дополненной реальности, которые позволяют сотруднику сервиса работать в онлайн-режиме с техническими службами Hella. Есть две степени коммуникации. Первая - локальное обслуживание: очки умеют распознавать номера запчастей и сразу же передавать эти данные на диагностические системы. Таким образом, исключается человеческий фактор и ошибки, связанные с неправильным определением при подборе необходимых для ремонта деталей.
Вторая возможность использования - включение через очки прямой онлайн-трансляции, когда оператор технического центра Hella на удалении видит ход сервисных работ как бы глазами механика и может в режиме реального времени подсказывать ему, что и как делать с конкретной машиной, деталью или проблемой. Это невероятно поможет, например, начинающим механикам или при очень сложных технических проблемах.
Причем экономическая сторона вопроса нами тоже уже проработана: Hella предлагает готовый комплекс решений для каждой конкретной СТО с учетом всех ее особенностей. Правда, признаемся, в этом вопросе мы ориентируемся пока на европейский опыт, но накладываем специфику российской действительности. Hella готова к развитию адаптированных систем, тем более, что в России часто приходится во многих вопросах начинать с нуля, а значит сразу внедрять самые современные технологии.
Однако хотим подчеркнуть, что внедрение новых технологий, конечно, не отменяет квалификацию сотрудников сервиса. Это все должно находиться в комплексе, причем квалификация персонала находится на первом месте. Наши новые технологии — лишь инструмент, который помогает повышению этой квалификации.
Ну а главная проблема в массовом развитии подобных сервисных решений — многоплатформенность, то есть большая вариативность сигналов, систем и датчиков у разных автопроизводителей, которая не позволяет пока создать универсальные системы декодирования и анализа. Перекодировка сигналов в единый и понятный «цифровой язык», позволит значительно упростить взаимодействие различного оборудования автомобиля и сервисных решений. Обработка и стандартизация сигналов — одна из ключевых задач ближайшего будущего, над которой компании Hella предстоит хорошо поработать.