Бизнес

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Аналитическое агентство «Автостат» подвело итоги продаж на российском авторынке в минувшем году в рамках онлайн-конференции «Оперативка». О том, с какими результатами завершился год, какие тенденции в развитии российского авторынка отметили за отчетный период аналитики «Автостата», а также каков прогноз на 2024-й  — в материале «Движка».

Итоги 2023-го

По итогам 12 месяцев 2023 года продажи на российском рынке выросли во всех сегментах и по всем категориям транспортных средств, рассказал исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Наибольший рост (+69%) зафиксирован в легковом сегменте: до 1 млн 58,7 тыс. единиц. Также отмечен рост в сегменте грузовиков — до 143,7 тыс. единиц (+71%). Меньший рост в указанный период зафиксирован в сегменте легких коммерческих автомобилей (LCV) — 90,4 тыс. штук (+20%) и автобусов — 16,3 тыс. штук (+27%). С января по декабрь 2023 года в РФ реализовано в общей сложности 1 млн 309,1 тыс. транспортных средств всех типов, что на 64% больше, чем за аналогичный период 2022-го.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Рынок новых легковых автомобилей достиг 1,06 млн единиц (+64,9%). Такой показатель оказался выше результата 2022 года (тогда он составлял 626,3 тыс. единиц, –58,7%), но, несмотря на ощутимый рост, ниже результата 2021-го (1,52 млн ед., –4%). Доля автомобилей массового сегмента в общем объеме продаж новых машин за 12 месяцев достигла 97%; при этом на сегмент «премиум» пришлось всего 3%. На вторичном рынке РФ в прошлом году было продано 5 млн 272 тыс. подержанных машин, что на 17% больше, чем годом ранее.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Более 50% новых автомобилей на нашем рынке в 2023 году продавались под китайскими марками, 33% — машины российского производства. Также в рейтинге оказались корейские (6%), японские (5%), европейские (4%) и американские автомобили (1%). Более 30% от общего объема продаж новых автомобилей пришлось на отечественную марку Lada, результат которой, по оценкам «Автостата», составил 324 446 экземпляров. В 2022 году ее доля составляла около 28%.

Самым популярным иностранным брендом в прошлом году стал Chery — 118 950 машин (доля 11%). Далее следуют Haval (111 720 шт., более 10%), Geely (93 553 шт., около 9%), Changan (47 765 шт., менее 5%), Exeed и Omoda (42 152 и 41 983 шт. соответственно, по 4%). В топ-10 также вошли корейские Kia (33 580 шт., 3%) и Hyundai (24 658 шт., 2%), а также японская Toyota (23 318 шт., 2%).

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

В модельном рейтинге второй год подряд лидируют автомобили семейства Lada Granta. В России было продано 195 910 таких машин, что составило 18,5% от общего объема рынка. В 2022 году на их долю пришлось чуть более 14%.

Среди иномарок лидером стал кроссовер Haval Jolion — 55 550 шт. (доля 5%). Далее в рейтинге расположились Lada Niva Travel (46 896 шт., чуть более 4%), Lada Vesta (41 070 шт., около 4%), Chery Tiggo 7 Pro Max (41 057 шт., около 4%), Lada Niva Legend (39 008 шт., менее 4%), Geely Coolray (38 220 шт., более 3,5%), Omoda С5 (35 841 шт., 3%), Chery Tiggo 4 Pro (32 936 шт., 3%), Geely Monjaro (20 423 шт., менее 2%).

Все указанные модели продемонстрировали рост продаж. Больше всего выросли объемы реализации кроссоверов Omoda C5 и Chery Tiggo 4 Pro (в 29 и 16 раз соответственно), которые вышли на рынок к концу 2022-го. При этом менее всего увеличились продажи Lada Vesta (+25,3%), которая вернулась на рынок в июне 2023 года.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Доля прямого импорта по итогам 2023 года увеличилась с 14 до 42%, в то время как доля параллельного импорта выросла всего на 1%. По словам Сергея Удалова, доля альтернативного импорта будет постепенно снижаться.

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля за 11 месяцев 2023 года выросла на 23% и достигла примерно 2,92 млн рублей. При этом средневзвешенная стоимость «легковушки» с пробегом составила 1 млн рублей (+16%). Как уточнили в «Автостате», за пять лет средняя цена на автомобили увеличилась почти вдвое.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Финансовая емкость рынка новых легковых машин в нашей стране в январе — ноябре 2023 года составила 2 млрд 747 млн рублей, на автомобили с пробегом за тот же период россияне потратили 5 млрд 330 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2022-го этот показатель увеличился на 103% и 40% соответственно.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Рынок новых электромобилей (BEV) в 2023 году вырос в 4,7 раза, достигнув 14 089 единиц. В топ-5 марок попали Zeekr (3724 шт.), Evolute (2020 шт.),Volkswagen (2000 шт.), Tesla (1257 шт.), Voyah (674 шт.) и прочие (4414 шт.). Интересно, что на четвертое место опустились электромобили Tesla, а на пятое, наоборот, поднялись китайские модели Voyah.

Продажи LCV

За прошлый год в России реализовано 90 386 новых LCV, что на 20% больше, чем в 2022-м. При этом порядка 60% рынка в этом сегменте занимал отечественный бренд ГАЗ, объем продаж автомобилей которого составил 52 505 экземпляров. Далее расположились российские УАЗ (15 949 шт.), Sollers (7709 шт.) и Lada (4705 шт.). Топ-5 замыкает корейский Hyundai (2023 шт.). В топ-10 также вошли такие марки, как Mercedes-Benz (1502 шт.), Ford (1424 шт.), Dongfeng (1182 шт.), Volkswagen (627 шт.), JAC (467 шт.).

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Несмотря на рост по рынку в целом, некоторые бренды оказались в 2023 году в минусе, уточнили в «Автостате». Среди них — Lada (–34,8%), Ford (–80,8%), Volkswagen (–41,8%) и JAC (–16,3%). Остальные марки продемонстрировали положительную динамику; самый высокий рост зафиксирован у Sollers и Dongfeng (за счет эффекта низкой базы 2022 года).

В модельном рейтинге лидирует «ГАЗель Next» (32 439 шт.). Затем следуют УАЗ 3909 (6739 шт.), ГАЗ 3302 (6581 шт.), Sollers Atlant (6498 шт.), ГАЗ 2752 (5494 шт.), УАЗ Profi (4449 шт.), Lada Granta VU (3843 шт.), Hyundai Staria (1893 шт.), ГАЗ 2310 (1808 шт.), УАЗ 2206 (1760 шт.). Продажи снизились только у ГАЗ 3302 (–5,6%).

Прогноз на 2024-й

По прогнозу директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, в 2024 году автомобильный рынок продолжит расти. Во-первых, в нашей стране уже произведено, а также завезено более чем 200 тыс. машин за год. Это может привести к «ценовым войнам» и, как следствие, выгодным предложениям для клиентов. Во-вторых, по словам С. Целикова, за последние четыре года в России сформировался большой отложенный спрос; россияне стали реже покупать подержанные автомобили. Поскольку хороших машин на вторичном рынке со временем будет становиться все меньше, выбирать новые придется в основном из отечественных или китайских брендов.

«Автостат. Оперативка»: российский авторынок в 2023 году

Базовый прогноз экспертов «Автостата» на 2024 год предполагает рост продаж новых «легковушек» в РФ на 18% — до 1 млн 250 тыс. единиц. При оптимистичном сценарии продажи вырастут более чем на треть — до 1,4 млн (+32%), при пессимистичном — снизятся на 5,5%, до 1 млн машин.

Фото: журнал «Движок»; инфографика: «Автостат» 

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
9540

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки