Бизнес

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Как падение продаж на российском первичном авторынке в 2022 году повлияет на сферу послепродажного обслуживания в нашей стране? Как изменились движущийся российский автопарк, динамика среднего пробега и поведение потребителей автосервисных услуг? Каковы перспективы отрасли на ближайшие годы? Этим и другим вопросам была посвящена прошедшая в феврале онлайн-конференция аналитического агентства Gruzdev-Analyze и сети СТО FIT Service. Все подробности и актуальная статистика рынка — в материале «Движка».

Авторынок РФ: откат к 90-м

Прошлогодний провал в продажах новых автомобилей (626,3 тыс. ед., –59% к 2021 году) основатель и генеральный директор Gruzdev-Analyze назвал «очень и очень неприятным» моментом, отметив, что столь низких объемов продаж наш авторынок не видел с 90-х годов. Индустрии, по словам А. Груздева, предстоит теперь «с этим жить, причем жить достаточно долго».

На данный момент, как отмечает гендиректор агентства, слишком малое количество экспертов прогнозирует хоть сколько-нибудь существенный рост нашего авторынка в ближайшей перспективе. Самые оптимистичные прогнозы, как рассказал А. Груздев, предполагают годовые продажи в текущем году на уровне 800 тыс. единиц, и это примерно в два раза меньше, чем в последние годы и в три-четыре раза меньше, чем в наилучшие для рынка времена.

Сам эксперт прогноз в 800 тыс. проданных машин считает чересчур оптимистичным. По его мнению, более реалистичный результат — порядка 700–720 тыс. единиц. В рассуждениях же о том, что в будущем году наладятся поставки по параллельному импорту и что объемы производства будут восстанавливаться, упускается, по мнению гендиректора Gruzdev-Analyze, такой немаловажный фактор, как платежеспособный спрос. Доля покупателей, готовых покупать новые автомобили по нынешним ценам, по словам эксперта, сократилась в 2022 году весьма существенно.

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Провал продаж — удар по СТО

Как все это будет влиять на российскую автоиндустрию? Первыми, по словам Александра Груздева, удар кризиса ощутят (и уже ощущают) дилеры: они потеряли как в продажах, так и в объеме того автопарка, который они традиционно обслуживают. Гарантийный парк, по подсчетам эксперта, снизился по итогам 2022 года до 3,8 млн единиц. С учетом того, что дилеры в нашей стране работают главным образом с гарантийными машинами, указанное снижение приведет к снижению загрузки сервисных станций дилерских центров. По итогам же 2023 года в Gruzdev-Analyze прогнозируют сокращение гарантийного автопарка в нашей стране до менее чем 3 млн машин. При этом дилеры, по словам А. Груздева, изначально закладывали в свою бизнес-модель обслуживание именно гарантийных автомобилей.

Для независимых СТО, как отметил эксперт, не менее (если не более) важным фактором является объем движущегося автопарка в стране. По итогам 2022 года он сократился на 822 тыс. машин (или на 2,3%) — до 34,7 млн единиц. На это также повлияло падение продаж на «первичке»: столь низкие продажи новых машин, как в прошлом году, по словам А. Груздева, невозможно скомпенсировать параллельным импортом или ввозом автомобилей с пробегом. В современной истории отечественного автобизнеса это первое серьезное сокращение парка движущихся автомобилей в России, отмечает эксперт. Те 800 с лишним тысяч машин, на которые сократился движущийся автопарк, — это порядка 1,6 млн машинозаездов на СТО, которые не совершены.

 

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Поведение потребителей: рост тревожности и снижение пробега машин

На протяжении 2022 года, по данным опросов Фонда «Общественное мнение», на которые ссылается Gruzdev-Analyze, фиксировался весьма высокий уровень тревожности россиян. Лишь к концу года ситуация вернулась к некоему паритету, когда примерно равное количес­тво респондентов отмечали, что среди их друзей, родных, коллег преобладает тревожное или спокойное состояние. В тревожном состоянии, как отмечает Александр Груздев, люди не склонны тратиться на какие-либо долгосрочные покупки, включая автомобили, а также их обслуживание наперед. В настоящее время, по его словам, большинство автовладельцев переходит к стратегии «сломалось — починил». За этими данными ФОМ эксперт рекомендует следить как за индикатором того, будут потребители тратить деньги или нет.

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Еще один важный фактор для сферы послепродажного обслуживания — динамика среднего пробега легковых автомобилей в стране. Здесь, по словам гендиректора Gruzdev-Analyze, все пока еще не так плохо, как могло бы быть. Общее снижение пробега легковых машин за 2022 год по отношению к 2021-му составило 16%, но этот показатель все еще выше, чем в 2019-м, — на 3%. Объясняется же это тем, что 2020–2021 годы были, с точки зрения среднего пробега, весьма удачными — даже в пандемию люди ездили по стране больше, чем прежде. И это положительно влияло на сферу послепродажного обслуживания. По итогам же 2022 года, по словам А. Груздева, суммировалось действие двух негативных факторов: помимо снижения активного автопарка, снизился также средний пробег.

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

С уменьшением пробега снижается и необходимость в обслуживании автомобиля. И это тоже видно в статистических данных за прошлый год. По информации Gruzdev-Analyze, среднее количество посещений СТО в России снизилось в 2022 году на 17%: с 2,19 до 1,82. Это больше, чем сокращение среднего пробега, и, по словам А. Груздева, это также свидетельствует о смене поведения автовладельцев: они стали не только меньше ездить, но и экономить на обслуживании и ремонте. Рост количества посещений автосервисов за предыдущие пять лет составил 13% и был полностью нивелирован в течение 2022-го, следует из данных, представленных аналитическим агентством.

В среднем к концу минувшего года в России не было даже двух машинозаездов на СТО на один автомобиль, отметил Александр Груздев. При том, что в идеале этот показатель должен быть в среднем больше трех: две сезонные смены шин, плюс плановое ТО, плюс, возможно, какой-то внеплановый ремонт.

 

Принцип «сделай сам» как свидетельство стремления сэкономить

На этом фоне, по данным Gruzdev-Analyze, на нашем рынке послепродажного обслуживания в очередной раз выросло количество операций, выполняемых автовладельцами самостоятельно: в 2021 году их доля составляла 33%, в 2022-м — 36%. Этот показатель достиг максимального уровня с 2014 года, отмечает Александр Груздев, добавляя, что его рост фиксируется всякий раз в случае очередного кризиса на рынке или в экономике в целом.

На максимальных уровнях остается также самостоятельная покупка запчастей и делегирование автосервису только их установки: в прошлом году так поступали 34% клиентов СТО. С 2016 года доля таких потребителей выросла на 10 процентных пунктов. Еще 30% клиентов в 2022 году делегировали автосервисам и покупку запчастей, и их установку. Сервисное обслуживание, по информации Gruzdev-Analyze, по итогам 2022 года впервые стало составлять менее трети рынка.

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

Изменились также доли машинозаездов — показатели того, к кому именно заезжали автовладельцы для обслуживания и ремонта машин. Доля дилеров в минувшем году снижалась: она достигла самого низкого показателя за все время и стала даже меньше, чем доля гарантийных автомобилей в движущемся автопарке. Объясняется это прежде всего тем, что дилеры на фоне ухода из России автомобильных брендов не смогли обеспечивать гарантию. Мини-СТО в результате приросли больше других; сетевые СТО смогли продемонстрировать рост, хотя сетевые шиномонтажи — нет. Это, как отмечает А. Груздев, говорит о наличии рисков для сетевых концепций.

На этом фоне существенно (с 8% в 2021 году до 14% в 2022- м) выросла доля машинозаездов в мини-СТО и частные гаражи. Это, по словам эксперта, еще одно свидетельство стремления потребителей сэкономить на обслуживании. Кроме того, на этот показатель повлиял тот факт, что многие специалисты ушли из СТО в стремлении «работать на себя» и открыли собственные мини-мастерские.

Авторынок и СТО: итоги 2022 года

 

Каков итог?

Если кратко подытожить выступление гендиректора Gruzdev-Analyze в рамках нынешней конференции, то главная тенденция, которую он выделил в развитии российского рынка послепродажного обслуживания в минувшем году, — это изменения в поведении потребителей. Автовладельцы стали экономить в самом широком смысле этого слова: они чаще покупают запчасти самостоятельно, чаще решают устанавливать их самостоятельно или в частных гаражах и даже меньше ездят.

Последний показатель (снижение среднего пробега), как не раз отмечали в рамках аналогичных мероприятий и Александр Груздев, и участники рынка, является для СТО даже более тревожным знаком, нежели стремление клиентов экономить на запчастях. Добавим к этому тот факт, что нет никаких признаков скорого роста реальных располагаемых доходов населения, — и получится, что сколь-нибудь значимых позитивных сдвигов в ситуации на рынке послепродажного обслуживания в нашей стране в нынешнем году ожидать не приходится.

Фото: журнал «Движок», Gruzdev-Analyze

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
«Движок» теперь в Telegram! Подписывайтесь и узнавайте первыми о новинках и результатах тестов!
3935

Новости по теме

Статьи по теме

Акции и Скидки