Автоспорт

Ралли-рейд «Золото Кагана»: готовимся к «Шелковому пути»
В окрестностях Астрахани прошел второй этап чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана», который начинает летний сезон гонок на выносливость по бездорожью. Более 50 экипажей на внедорожниках, грузовиках и багги промчали по российским пескам на 30-градусной жаре, проводя боевую тренировку перед одним из сложнейших ралли-марафонов в мире «Шелковый путь» Москва — Астана — Пекин. Корреспондент журнала «Движок» увидел все своими глазами.
Ралли-рейд «Золото Кагана» в этот раз проходил с 27 по 30 апреля в Астраханской области и был разделен на четыре спецучастка. Открывается гонка коротким прологом протяженностью около 7 км по берегу Волги. Это своеобразная разведка боем, когда и организаторы, и экипажи могут проверить настройки автомобилей, а также работу и координацию всех вспомогательных систем и служб. Второй, третий и финишный спецучастки подразумевают уже полноценные гоночные отрезки в 289, 278 и 245 км. Общая протяженность «боевых» участков, таким образом, составляет около 800 км, а с учетом лиазонов — около 1000 км.
По традиции торжественный старт ралли-рейда «Золото Кагана» проходит в центре Астрахани, где не без помощи главного спонсора мероприятия компании «Газпромнефть — смазочные материалы» и ее торгового бренда G-Energy организуется настоящий праздник, по масштабам мало уступающий Дню города. В программе — парад гоночных машин, массовый запуск воздушных шариков, танцы, песни, розыгрыши и фотосессии со знаменитыми гонщиками.
Организаторы ралли-рейда с самого начала не без радости сообщили, что в этом году к «Золоту Кагана» гонщики проявили особый интерес — заявилось более 50 экипажей, что для астраханского этапа немало. Среди них не только русские спортсмены, но и гости из Италии, Китая, Белоруссии, Татарстана и стран Прибалтики.
Так сказать, хедлайнером гонки, конечно, стала команда «КАМАЗ-мастер», представлял которую семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин. У гордости нашего автоспорта на этот раз оказалось немало интересных новостей, главной из которых стала премьера новейшего гоночного КамАЗа капотной компоновки. Для новинки «Золото Кагана» станет боевым крещением: камазовцы заявляют машину как прототип, поэтому она пока раскрашена непривычным матово-черным цветом, — кстати, это народное решение конкурса, проведенного компанией Red Bull. Пилотом капотного КамАЗа стал титулованный Эдуард Николаев.
Еще один сюрприз — участие под флагами «КАМАЗ-мастер» экипажа из Китая. Пилоту Хоу Хоньи и штурману Чен Ксину будет помогать Андрей Макеев. «Эта гонка много значит для меня, я буду весьма рад принять участие также и в следующем марафоне по маршруту Москва — Астана — Пекин, ведь „Шелковый путь“ — это единение трех стран, и я хотел бы, чтобы все три страны смогли поучаствовать в ней», — пояснил Хоу Хоньи.
В полном боевом составе выступила команда «МАЗ-спортавто» из Белоруссии. Гонщики выставили против КамАЗов три совершенно новых автомобиля с новыми двигателями Gyrteh (это форсированный вариант американского мотора Caterpiller, который доводился в Чехии силами компании PowerTech Systems), а также представили молодое поколение пилотов — Алексея Вишневского и Константина Синебока. «Проверка конкурентоспособности новых автомобилей и накат новых членов экипажа — главные задачи на эту гонку. Мы, конечно, рассчитываем и на хороший результат, но отдавать последние силы на него не будем», — заявил лидер белорусской команды Сергей Вязович.
Официальным спонсором команды «МАЗ-спортавто» также выступила «Газпромнефть — смазочные материалы». Абсолютно все масла и смазочные жидкости на боевых МАЗах использованы этой компании.
В классе внедорожников тоже не без удивлений: в ралли-рейде решил выступить шестикратный чемпион России по ралли, вице-президент Российской автомобильной федерации и один из самых титулованных гонщиков Сергей Успенский. Боевым автомобилем Сергея стал пикап Nissan NP300, заявленный в категории T1.
Зато не принял участия в гонке Владимир Васильев из команды G-Energy Team, занявший второе место на предыдущем зимнем этапе «Северный лес». Его штурман Константин Жильцов выступил штурманом за команду «ПЭК» вместе с пилотом Евгением Фирсовым на Toyota Hilux T1. Сама же команда G-Energy Team выставила на гонку автомобиль BMW X3 под управлением Виктора Хорошавцева.
Класс Т3 представляет собой гоночные мотовездеходы, самым популярным из которых является Polaris Ranger RZR. Стоимость только стоковой версии доходит до 3 млн рублей. Как только не называют их зрители и сами гонщики —от «кибиток» до перечисления всех известных насекомых!
Основная борьба разгорелась во второй день ралли-рейда, когда машины пошли по одному из тяжелейших участков гонки — астраханские пески тут ничем не уступают африканским. Один из барханов уже давно получил собственное имя «Африка», второй — не менее известный — «Большой брат». Кроме того, участок отмечен непростым рельефом со множеством ям, а также довольно сложной навигацией, так что некоторым командам пришлось поплутать.
В итоге самыми успешными в этот день стали Евгений Фирсов с Константином Жильцовым, которые заняли первое место не только среди внедорожников, но и в «абсолюте». Два КамАЗа под управлением Айрата Мардеева и Андрея Каргинова пришли следом. За ними — белорусский МАЗ Александра Василевского.
«Очень тяжелый этап — организаторы постарались. Такое ощущение, что на 2/3 спецучастка дорога как таковая вообще отсутствовала», — прокомментировал после прохождения второго дня Евгений Фирсов.
А вот у камазовского прототипа возникли технические проблемы — вышел из строя компрессор. В итоге лишь 33-е место в общем зачете. «К сожалению, у нас установлен двигатель чешский, не командный (мы его арендовали для испытания). Когда не свой двигатель, тебе не знаком каждый винтик, а непредвиденные работы случаются», — констатировал Эдуард Николаев.
Третий день ралли-рейда представлял собой 266 км степей с большим количеством подбросов на трассе, поэтому скорости упали. По-прежнему не давали расслабляться гонщикам и штурманам организаторы, включив в спецучасток большое количество отрезков с плохо видимыми дорогами. Ну а заканчивалась гонка вдоль берега реки в лесистой местности с обилием поворотов.
В абсолютном зачете Айрат Мардеев на КамАЗе таки опередил Toyota Евгения Фирсова, а замкнул тройку лидеров второй экипаж команды «ПЭК» на Nissan под управлением Дмитрия Иевлева. В категории Т2 в лидеры выбился бывший трофист Константин Иванов на Toyota LC 200. На втором месте в классе оказался гость из Италии Пьетро Фоглиани (на фото), который выступает в одиночку без штурмана. Ну а среди багги упорно держит первое место Александр Мальков на Polaris, входя в лучшую десятку и в «абсолюте».
Продолжили преследовать неудачи капотный КамАЗ Николаева. На этот раз лопнула задняя рессора, из-за чего начал загибаться мост. В итоге было принято решение дохать в спокойном темпе без борьбы. «К сожалению, спортивный результат отсутствует. Но основной результат, за которым мы приехали, — это понять автомобиль и подготовить его к гонке „Шелковый путь“ — сегодня удался», — сказал Эдуард Николаев.
Заключительный 245-километровый этап гонки «Золото Кагана» ознаменовался еще большей жарой, которая потребовала еще большей выносливости и от машин, и от гонщиков. Несмотря на то что спецучасток частично пересекал песчаный маршрут второго дня, организаторы постарались максимально насытить гонку сложными, но интересными для преодоления местами. В итоге лучшими оказались фавориты гонки: все-таки вытеснив внедорожники, к финишу первыми пришли три КамАЗа — Каргинова, Мардеева и Шибалова. Всю гонку в общей сложности победитель преодолел за 9 часов 25 минут 16 секунд.
Лучшим из МАЗов стал автомобиль Александра Василевского, занявший четвертое место среди грузовиков и пятое — в общем зачете. Очень хорошо выступили на КамАЗе и гости из Китая, заняв в итоге седьмое место в «абсолюте» и пятое — среди грузовиков.
«Соревнования в Китае очень похожи на российские. Есть небольшое отличие — в России очень популярен грузовой зачет, в Китае это пока не так популярно и распространено. Это одна из причин, по которым я благодарен команде „КАМАЗ-мастер“, — за возможность пилотирования их грузовика и возможность участия в таком соревновании, в Китае подобного нет», — отметил после финиша Хоу Хоньи.
Увы, для лидеров класса Т1 Евгения Фирсова и Константина Жильцова финишный участок закончился печально — переворотом и выбыванием. Ребята остались целы, но гонка для них завершилась досрочно. А в лидеры неожиданно выбился дебютант летних рейдов Виктор Хорошавцев из G-Energy Team на BMW — именно он и стал победителем ралли-рейда в зачете внедорожников.
«У нас все прошло хорошо, самое главное, что ехали. Старались безаварийно, соблюдали безопасность. И второе — держали скорость так, чтобы не проигрывать», — рассказал Виктор.
В зачете T2 четвертый день не изменил лидера — им так и остался Константин Иванов. А вот борьба за серебро шла ожесточенная. В итоге итальянца опередил экипаж Леонида Петрова на Toyota LC Prado, а Пьетро Фоглиани занял третью строчку в классе.
В категории мотовездеходов Т3 не было равных Александру Малькову, который оторвался от своих преследователей по классу на недосягаемые 1 час 40 минут и сумел войти в десятку лучших гонщиков в абсолютном зачете. Второе место досталось Максиму Косточке, а третье — гонщице из Петербурга Марии Опариной.
«Все получилось. Я увеличила свою скорость, и вследствие жесткой эксплуатации машинки она стала „сыпаться“ — теперь я еду гораздо быстрее. Очень большое количество песков, ям и подбросов. В этот раз видели много различной живности и птиц, был и дождь, и солнце — все очень разнообразно. Красоту астраханской степи мы вкусили», — прокомментировала Мария.
На этом стартовый этап летнего сезона чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана — 2016» завершился. Следующий, под названием «Великая степь», состоится уже менее чем через месяц в Волгоградской области, с 20 по 22 мая. Будем следить.
Редакция журнала "Движок" выражает благодарность компании "Газпромнефть - смазочные материалы" за организацию поездки на ралли-рейд "Золото Кагана", а также пресс-службе компании и оргкомитета ралли-рейда в лице Дениса Бушковского и Лины Арнаутовой за помощь на мероприятии.