Автомобили

Тест-драйв с Яном Прохазкой: глава Skoda Auto Russia об особенностях работы в нашей стране
Руководители представительств автомобильных брендов на презентациях новых моделей бывают регулярно. А вот на презентационных тест-драйвах — очень редко, да и то, как правило, для официального торжественного приветствия и короткого общения после. Каково же было наше удивление, когда в тесте модельного ряда Skoda вместе с нами решил принять участие глава российского представительства чешского бренда Ян Прохазка. Упустить такой шанс мы не могли! Так что отправляемся из Германии во Францию в самом представительном экипаже.
Конечно, при выборе автомобилей для теста основной упор Skoda сделала на свою главную новинку — кроссовер Kodiaq, который был представлен во всех имеющихся версиях, включая самую последнюю модификацию — Scout. Разбавляла флагманские кроссоверы линейка главного бестселлера марки — Octavia, которая предстала перед журналистами во всех версиях, включая Combi, Scout и RS.
Надо сказать, руководитель российского представительства Skoda, хотя и имеет такую возможность, обновлять свой автомобиль вслед за выходом чешских новинок не стремится. Так что перемещается г-н Прохазка на обычном Superb. «Мне нравится эта машина. Она полностью меня устраивает, так что менять ее я не собираюсь», — говорит он.
Однако мы начинаем путь на обновленной «Октавии», которую успели оценить по всех подробностях еще весной этого года. Удивительный момент: несмотря на то что чешский бестселлер, как и его «младший брат» Rapid, получил массу новых и недешевых опций, спрос на обе машины вырос, причем востребованность дорогих модификаций Octavia представители бренда отмечают особо.
Ян Прохазка такую ситуацию связывает как с эффектом новизны, так и с общей положительной тенденцией на российском рынке: «Octavia и Rapid очень популярны. Учитывая, что в этом году заметно увеличилось количество клиентов, обновления наших бестселлеров пришлись в масть. Покупатели возвращаются на российский рынок — нужно лишь предложить им хороший продукт, что мы и сделали».
Правда, отделять отложенный спрос и интересное модельное предложение от различных программ лояльности, скидок, выгодных кредитов и рекламных активностей руководство «Шкоды» не намерено: «Все это сегодня единое целое, которое и позволяет компании быть успешной. Если привезти новые модели, но никак их не продвигать, то и результата никакого не будет», — констатирует глава Skoda Auto Russia.
Skoda Rapid и Skoda Octavia после рестайлинга получили массу опций, ранее доступных на автомобилях более высокого класса. Rapid отныне можно заказать с биксеноновыми фарами, подогревом дивана, продвинутой мультимедиа и многим другим. Octavia с 2017 года хвастает регулировкой «характера» и адаптивными амортизаторами, активным круиз-контролем и системой удержания в полосе. Все это значительно увеличило цену, но не лишило модель базовых версий — просто теперь у покупателя заметно расширился выбор модификаций.
Псевдовнедорожная версия Octavia Scout и спортивная модификация RS, увы, под угрозой прекращения поставок в Россию. Обе модели импортные, а потому обвал курса рубля сильно сказался на цене, которая, в свою очередь, подкосила и без того невысокий спрос
Не отрицают руководители российского представительства и тот факт, что успех марки на сегодняшний день, собственно, и держится всего на двух моделях — «Рапиде» и «Октавии», которые обеспечивают до 85% спроса: «Rapid и Octavia делают именно то, что нам нужно, — обеспечивают объемы производства и продаж. Благодаря им мы имеем возможность спокойно маневрировать на рынке. Однако, как вы можете видеть, останавливаться мы не собираемся: чтобы наши клиенты в России не ждали год, пока наладится производство в России, мы уже сейчас привезли Skoda Kodiaq. Уверен, что этот кроссовер станет третьим опорным столпом нашей марки».
Skoda Kodiaq — одно из самых интересных предложений в классе, в чем опять же мы смогли лично убедиться, протестировав ранее все три доступные модификации модели. Правда, пока рынок пребывает в ожидании локальной сборки, которая откроет доступ к базовым комплектациям кроссовера по привлекательной цене. Сейчас нас интересует вопрос, не выдавит ли Kodiaq с рынка флагмана Superb: модели пересекаются по цене, а при прочих равных кроссоверу всегда отдается предпочтение.
«Такая опасность существовала, — отвечает господин Прохазка, — однако наше мнение изменила реальность. Несмотря на наличие Kodiaq, к концу 2017 года спрос на Superb только вырос, так что в следующем году мы рассчитываем продать по крайней мере не меньше машин, чем в этом. Кроме того, Superb — это флагман линейки Skoda. Его наличие в модельном ряду на любом рынке, включая российский, это еще и важная имиджевая составляющая».
Поскольку Skoda Kodiaq и так является полноприводным кроссовером с хорошим дорожным просветом и большим багажником, то в исполнении Scout модель представляет собой скорее имиджевую версию, нежели практичную, как в случае с универсалом Octavia. Измененные бамперы с эффектными накладками, дополнительный декор в экстерьере и интерьере, а также хорошо оснащенные комплектации, в том числе с off-road-пакетом, — все это Kodiaq Scout, цены на который начинаются от 2 193 000 рублей. Отличие тестовой европейской версии — в наличии адаптивной подвески DCC, которая заметно смягчила ход кроссовера на неровностях. Ждем эту опцию в России весной 2018 года.
Интересно было поговорить и о том, кто сегодня является покупателем «Шкоды». Ведь не секрет, что 10–15 лет назад марка воспринималась в России как «возрастная»: молодежь обходила чешские автосалоны стороной, а если и садилась за руль, то чаще всего в доставшуюся по наследству от родителей «Фабию». Сегодня ситуация явно меняется: даже если посмотреть на Rapid, который открывает модельную гамму, можно сказать, что он буквально создан с ориентацией на молодежь: сплошь яркие цвета, тюнинговые пакеты, спецверсии. Skoda ломает стереотипы? Как выясняется — не совсем.
«Люди, которым было за сорок 10–15 лет назад, и тем, кому за сорок сегодня, — два разных типа покупателей, — объясняет Ян Прохазка. — Теперь все больше зависит от личных предпочтений, а не от возраста. Те, кому за сорок, все чаще при выборе автомобиля на первое место ставят яркий дизайн, интересные цвета кузова или мощный двигатель. Естественно, мы подстраиваемся и предлагаем соответствующие варианты».
Skoda Kodiaq пользуется невероятным успехом в Европе, что на первый взгляд крайне странно, так как европейские автомобилисты не особенно жалуют большие автомобили. Секрет популярности прост: кроссоверы в Европе, как правило, продаются в семиместных версиях, а потому с каждым годом все больше вытесняют с рынка класс MPV, то есть минивэны. Когда сегодня в Европе говорят, что нужна большая семейная машина, то подразумевают именно большой кроссовер.
Еще одна ожидаемая модель Skoda — компактный кроссовер Karoq, который в Европе уже пришел на смену ветерану Yeti. Однако российские поставки пока под вопросом. Представители марки повторяют, что если и привезут машину в Россию, то только в локализованном виде по конкурентоспособной цене. Однако на наших заводах все мощности пока заняты. Не исключено, что появление Karoq будет зависеть от спроса на Kodiaq. Если вдруг по каким-то причинам старший кроссовер не сможет обеспечить загрузку завода, ему в помощь вполне могут отрядить младшего.
Кстати, на субъективный взгляд Karoq получился внешне довольно пресным. Если на крупный Kodiaq новая стилистика села как влитая, то более компактный кроссовер лишился ярких и интересных черт своего предшественника Yeti. Даже странно, учитывая, что другие модели Skoda, наоборот, все больше наделяет эмоциональной составляющей.
Как оказалось, дело в клиентских предпочтениях. Смелый дизайнерский эксперимент с Yeti, как, собственно, и с моделью Roomster, публика не оценила: «Как только мы сделали рестайлинг Yeti, в котором машина получила более привычное оформление, продажи сразу выросли. Хотя дизайн — вещь сугубо субъективная, консервативный подход все-таки более универсальный», — констатирует глава Skoda Auto Russia.
Еще один сюрприз — наличие на тест-драйве дизельного европейского 190-сильного исполнения, которое пока не заявлено на российском рынке. Признаемся, имеющаяся в отечественном прайс-листе 150-сильная версия, мягко скажем, умеренна в ездовых эмоциях. А вот более мощная модификация на серпантинах Франции раскрылась во всей красе, полностью соответствуя званию флагманской комплектации. Думается, покупатели дизельных «Кодьяков» в России однозначно задумаются о чип-тюнинге.
Что касается будущего Skoda, то в следующем поколении модельного ряда мы явно увидим изменения, причем главные из них ожидаются как раз в художественной части, так как у марки новый шеф-дизайнер: вместо Йозефа Кабана пришел Оливер Штефани. Правда, представители чешского бренда радикальных изменений не ожидают: команда дизайнерского штаба осталась прежняя, да и резкие отклонения от выбранной концепции марке вредны, однако новые веяния определенно появятся. Вот только, по славам Яна Прохазки, на их проработку и воплощение уйдет несколько лет. Но и это не беда: у нас впереди еще не один тест существующих новых «Шкод».