Автомобили

Тест-драйв обновленного «УАЗ Патриот»: урбанизируйся, боец!
Ульяновскому автомобильному заводу не грозит судьба «Москвича», ЗИЛа или нижегородской «Волги». Даже если частные потребители совсем перестанут покупать УАЗы, бренд выживет за счет госзаказов, армии и полиции. Но пока россияне и так весьма охотно приобретают отечественные внедорожники, главным из которых, конечно, является «Патриот». Правда, тренд неумолим: комфортные кроссоверы с «автоматом» поджимают со всех сторон. А это значит, что и тестостероновому охотнику и рыболову «Патриоту» пора выезжать грязевыми покрышками из чащ и лесов на чистый асфальт. Журнал «Движок» выяснил, получается ли у обновленного внедорожника с форсированным двигателем и в топовой комплектации быть городским и пригородным денди.
Да, «Патриот» внешне особо не меняется уже почти 15 лет. Да, это все тот же ящикоподобный здоровяк, возвышающийся над всеми легковушками в потоке. Но разве не за это любят отечественный внедорожник? Между прочим, из российских легковых автомобилей только владелец «Патриота» может из окна поздороваться за руку с водителем или пассажиром «гелика» или «крузака». Мощь и брутальность — определяющие качества внешности УАЗа на долгие годы вперед.
Хотя, признаемся, создатели не перестают работать над тем, чтобы внешне автомобиль был все меньше похож на облагороженный БТР и все больше — на стильный внедорожник. Собственно, рестайлинг 2016 года — апогей дизайнерской работы.
Мало того, что новый передок пришелся в масть огромному кузову, так создатели поработали еще и над «боди-китом», и над цветовой гаммой, и над рисунками колесных дисков. Результат таков, что в регионах на фоне местных пейзажей машина смотрится наряднее и солиднее подержанных «паджериков» и «патрулей», и лишь засилье дорогих премиум-внедорожников отодвигает «Патриот» в тень в столичных регионах.
Пороги и поручни — не элементы внедорожного тюнинга, а реальная необходимость, особенно для невысоких пассажиров: над землей кабина возвышается на добрые полметра
Интерьер отечественного вездехода оценивать "в лоб" трудно. Все зависит от того, с какой машины вы в него пересаживаетесь. Если с отечественной, особенно с УАЗа прошлых поколений или «Нивы», то вы будете покорены: все как в лучших домах, то есть в иномарках. К архитектуре, эргономике и качеству сборки почти никаких претензий. Да, мелкие пластиковые детали не всегда сделаны ровно и аккуратно, да, мягкого пластика тут не найти, но в целом салон смотрится и, главное, функционирует отлично.
Нельзя не отметить обширный диапазон настроек водительского места — можно выбрать оптимальную высоту и даже отрегулировать поясничный подпор. А рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету.
Задний диван без скидок — трехместный, да еще с подогревом. Более того, здесь есть даже автономный блок управления печкой! То есть это почти трехзонный климат-контроль. Про подлокотники, подстаканники и кармашки даже говорить нечего — они есть у всех обитателей УАЗа.
Круиз-контроль, цифровой климатический блок, подогрев лобового стекла и современная мультимедийная станция с навигацией «Навител» и камерой заднего вида — список опций в «Патриоте» на зависть многим конкурентам из Поднебесной
Но, как обычно это бывает в отечественном автопроме, богатство опций и внешняя привлекательность, увы, не всегда сочетаются с практичностью эксплуатации. На поверку все сиденья в «Патриоте» оказались не так удобны — они жесткие и не оптимальны по геометрии, что особенно касается заднего дивана. На дальних перегонах что впереди, что сзади могут затекать ноги.
У климат-контроля ровно два рабочих положения, причем соседних: на отметке «22 градуса» через несколько минут в машине наступает «Сахара», на отметке «21 градус» через полчаса салон начинает покрываться инеем. Та же история с автономной печкой для задних пассажиров на режимах «вкл/выкл».
Картинка с камеры заднего вида на треть перекрыта висящим на багажной двери запасным колесом. Бортовой компьютер не показывает ни среднего, ни мгновенного расхода топлива, а положение индикатора остатка топлива зависит от наклона кузова машины, благо трясущиеся стрелки на щитке приборов остались в далеком прошлом.
В целом все это, конечно, мелочи, которые не доставляют особых проблем, но до следующего рестайлинга такие незначительные оплошности было бы неплохо исправить.
У «Патриота» огромный багажник — 650 литров до шторки и 1130 литров до потолка. Кроме этого, под диваном есть тайники, а в самом багажнике — розетка на 12 В. Правда, нет никаких кармашков и отсеков. Еще один недостаток — высокая ступенька при складывании задних сидений: для организации спального пространства, например, придется подкладывать на пол багажника толстый матрац. По соображениям целесообразности и безопасности «Патриот» больше не оснащается семиместным салоном, а жаль: в путешествии на баху «Северный лес» в Карелии нам очень не хватало двух дополнительных мест.
Однако все эти игры с внутренним убранством всего лишь лирика, не так интересная основным покупателям «Патриота». Главное нововведение в последнем обновлении машины — это ходовые качества.
«Патриот» получил модернизированный двигатель ЗМЗ ПРО объемом 2,7 литра, который уже ставится на «Профи» и выдает 150 сил мощности.
Данных по скорости ульяновцы не публикуют, но субъективно «Патриот» стал значительно бодрее разгоняться, несмотря на вес и габариты. Да и в целом мотор более линейно и оперативно, с хорошим подхватом отвечает на нажатие акселератора. Внедорожник ни от кого не отстает ни в городе, ни на трассе, но опять же имеет свою специфику, которая связана, конечно, с главным предназначением машины — преодолением бездорожья.
Передаточные числа в коробке подобраны так, чтобы автомобиль в первую очередь сохранял тягу, а не динамику. Из-за этого после легковушки кажется, что все время едешь на понижающей передаче — на 60 км/ч можно смело включать четвертую. В городе не особо напрягает, а вот на трассе отчетливо не хватает шестой передачи: при 100 км/ч на последней, пятой ступени двигатель показывает больше 3000 оборотов со всеми вытекающими по шуму и расходу.
Несмотря на то что расходомера в машине нет, мы засекли трассовый расход по чекам с заправок. На 60 литрах бензина машина способна проехать по шоссе около 550–580 км, что соответствует где-то 11 литрам на 100 км пути, что для тяжеленного внедорожника c бензиновым мотором 2.7 очень хороший показатель. Однако в городе, особенно зимой и с пробками, топливная стрелка опускается почти на глазах, так что можно умножать трассовый расход на два
Информативность включения ступеней и выжима сцепления — на троечку, хотя ходы рычага стали куда короче. Списываем это только на то, что нам досталась машина из опытной партии, которая до нас успела пройти почти с десяток тысяч километров под суровым управлением коллег-журналистов по всем степям и весям России.
Помимо прочего, от грузового «УАЗа Профи» обновленный «Патриот» взял переднюю подвеску с поворотными кулаками, которая, кстати, открыта всем пням и камням. Угол поворота колес стал больше, но машина не избавилась от толчков в руль при крайних положениях баранки. Многие заметят и приседание внедорожника на заднюю ось. Машина не перегружена, а просто лишилась одного из трех листа рессор и обзавелась новыми, более мягкими амортизаторами. Все вместе должно сделать «Патриот» комфортнее.
По факту передвижение на внедорожнике специфическое. Скажем сразу, что подвеску УАЗа не пробить, кажется, даже миной — она сохраняет стойкость при любых размерах колдобин. А вот улучшение ездового комфорта остается под вопросом: весь профиль полотна обитатели салона чувствуют собственным телом, и особенно сзади. Вспомнят водители «Патриота» и такую особенность управления отечественным автомобилем, как постоянные микроподруливания: ехать по прямой с фиксированным положением руля УАЗ не может — его нет-нет да куда-то тянет.
Задняя «банка» глушителя — главный источник сильного гула в салоне. Задним пассажирам в дальней дороге с нехваткой шумоизоляции придется смириться
Приезд в Карелию на этап Кубка мира по ралли-рейдам «Северный лес» все расставил по своим местам. «УАЗ Патриот» оказался как будто дома. На зимниках, кривых и укатанных грунтовках, разбитых деревенских дорогах с остатками льда и асфальта ему не было равных — упираться в корму и обгонять импортные дорогие внедорожники сопровождения, которые по таким направлениям крадутся, мы буквально устали.
Вот где истинное пристанище «Патриота», то место, где он заслуженно чувствует себя королем. Ямы, колдобины и различные ухабы хотелось специально проезжать вместе с участниками ралли-рейда на той же скорости. Причем мы были не далеки от истины: в гонку в разных категориях заявлен не один «Патриот».
Вот только неумолимый маркетинг не знает пощады. Старого вояку, прошедшего не одну битву в армейских сапогах, решили переодеть в новенькие кроссовки. И вроде бы все хорошо: ходить стало мягче, а шаги стали тише, вот только в окопе в них уже не покопаешься.
К чему это? Да к тому, что для привлечения «городской» аудитории «Патриот» на зиму обули во фрикционные покрышки Goodyear, на которых он потерял половину своего почти безлимитного внедорожного потенциала. Мощная система Part-Time, понижающая передача и блокировка заднего дифференциала оказались беспомощными, когда машина правой стороной провалилась в овраг с рыхлым снегом. Три минуты раскачки вперед-назад — и под нешипованными колесами гладенький каток: хоть цепи доставай. А на чисто заднем приводе внедорожник не всегда был способен просто заехать на ровную укатанную горку.
Каков итог?
Замысел ульяновских маркетологов понятен и логичен: «Патриот» уже купили везде, где он действительно нужен. Это единственный относительно доступный, простой и ремонтопригодный, а теперь еще и отлично оснащенный современный и полноценный внедорожник в России, на котором можно заехать в очень далекие дебри. Да, остаются нюансы по комфорту и управлению, но теперь это именно нюансы, на которые можно закрыть глаза.
Аудиторию же нужно расширять, то есть склонять на свою сторону тех, кто может себе позволить сомневаться и выбирать. В первую очередь, конечно, между вежливыми и комфортными кроссоверами. Достичь этой цели в УАЗе решили относительно малой кровью: форсировкой мотора, улучшением комплектации и настройкой подвески. На подходе и главная революционная модификация УАЗа — с «автоматом»! Без сомнения, все эти изменения — важные и нужные, учитывая, что цена по-прежнему остается в разумных пределах.
Но, проведя больше двух недель вместе с машиной и проехав почти пять тысяч километров во всех условиях, мы можем однозначно сказать: из серьезного утилитарного внедорожника «Патриот» превратился во внедорожник современный, но, как ни крути, остался УАЗом.
Если в прошлом на машине можно было безбоязненно рубить по лесам пни, то теперь это же можно делать с городским комфортом, легко держа трассовый темп иномарок до места назначения, задавая точный адрес навигации и выруливая задним ходом по камере заднего вида. Главное — пореже заезжать в тесный и неуютный для такой машины город, и, конечно, установить покрышки позубастее, как на версии Expedition.
Характеристики | УАЗ Патриот |
Технические характеристики | |
Длина, ширина, высота в мм | 4785 x 1900 x 2050 |
Снаряжённая масса, кг | 2125 |
Объем багажника, л | 650 |
Клиренс, мм | 210 |
Двигатель | |
Тип | Бензиновый, R4 |
Объем, см. куб. | 2693 |
Мощность, л.с. при об/мин | 150/5000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 235/2650 |
Трансмиссия | Механическая, 5-ст. |
Привод | Подключаемый полный, с понижающей передачей и блокировкой заднего межколесного дифференциала |
Ездовые параметры | |
Разгон до 100 км/ч, сек | н. д. |
Максимальная скорость, км/ч | 150 |
Средний расход топлива, л | 12,7 |
Смотреть рейтинг протестированного автомобиля